Сохранение и укрепление здоровья учащихся в младших классах. (из опыта работы)
статья по зож

Кривоногова Наталья Николаевна

Сохранение и укрепление здоровья учащихся в младших классах (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кривоногова Наталья Николаевна

 учитель начальных классов, высшая категория,

Никитина Римма Васильевна

учитель начальных классов, высшая категория,

МБОУ СШ №81

 им. Героя Советского Союза

генерала Д.М.Карбышева

г. Ульяновск

Сохранение и укрепление здоровья учащихся в младших классах.

(из опыта работы)

«Чтобы сделать ребенка

умственным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.Ж. Руссо

      Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта. Следовательно, проблема здорового образа жизни младших школьников требует всестороннего внимания со стороны учителя, школы и всего общества.

      Наша задача помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.   Для этого мы получаем листок здоровья класса от медицинских работников и используем характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, а также побуждаем совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедряем в учебный процесс гигиенические рекомендации.

           Работа по УМК «Планета знаний», помогает реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Дифференцированное обучение в этом УМК практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Также учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, что позволяет использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление.

       Продумываем приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся. Например, все знают, как важно соблюдение учащимися правил техники безопасности на уроках технологии. Однако, существует проблема: учащиеся знают правила, но не всегда их выполняют. В начале практической работы проводим инструктаж, используя приемы критического мышления – «Корзина мыслей». В данную корзину собираем мысли-предложения на темы «Как обращаться с ножницами?», «Как вести себя на уроке?», «Правило обращения с клеем» и т.п. Дети с увлечением сами называют все правила по технике безопасности. Новый подход к решению этой проблемы, состоящий в переходе от формальной информации к творческой работе оказался эффективным. А если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.

В своей практике мы используем нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, уроки – соревнования, интегрированные уроки и другие. На уроках применяем игровые технологии, приемы критического мышления, исследовательскую деятельность, групповую работу. Например, экскурсия «В школьном дворе», проходит в форме игры «Квест». Дети отправляются в путешествие с героями сказок, самостоятельно исследуют пришкольную территорию, выполняют различные задания. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Чтобы избежать длительного сидения за партой, так как малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. На уроках проводятся различные физкультминутки для снятия значительной нагрузки с органов зрения, слуха, мышц туловища, особенно спины, мышц рук. Детям нравятся физкультминутки в стихотворной форме, которые они проводят сами, также очень любят видео физкультминутки.  Стараемся подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока.

Традиционно в нашей школе перед началом уроков мы проводим пятиминутную зарядку, что способствует повышению общего тонуса организма учащихся. Уроки начинаются с создания положительного настроя. Высказываем добрые пожелания детям, даем установки на успешную работу: «У вас получится…», «Вы справитесь…», «Улыбнитесь друг другу» и т.п. Данный настрой помогает детям сформировать мотивацию к обучению и избавить от излишнего стресса и напряжения.

Важное место в работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников занимает внеклассная работа с учащимися, где используются разные формы и методы работы: встречи с медицинскими работниками, психологом школы, тематические классные часы, беседы, дискуссии, экскурсии в городские музеи, посещение театров города, спортивные викторины, соревнования. Очень популярна у нас ароматерапия. Для профилактики простудных заболеваний используем лук и чеснок, который раскладываем по классу. Генеральные уборки класса под названием «Операция Мойдодыр», также способствует здоровьесеберегающей деятельности. Ребята вместе с родителями принимают участие в акциях «Здоровый образ жизни», «Дорога без опасности», в рамках которых участвуют в конкурсах рисунков и плакатов по данным темам.

     На родительских собраниях, знакомим родителей с основными принципами организации здорового питания детей. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Родители активно обсуждают темы здорового образа жизни, делятся опытом работы по сохранению и укреплению здоровья в семье, предлагают пути искоренения вредных привычек.

Путь к укреплению и сохранению здоровья длителен, но реален. Правильная организация обучения и воспитания дает возможность предотвратить перегрузку и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Список литературы:

1.        В.В. Ветрова «Уроки психологического здоровья».  Москва 2001 год. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребёнка младшего школьного возраста.

2.        В.И. Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Принципы, средства и методы. Программа здорового образа жизни. Физкультминутки от А до Я. Москва «ВАКО» 2004 год.

3.        Н.Ф.Дик. «Начальная школа от А до Я». Практическое руководство для учителя. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 год.

4.        Я.Л.Коломинский. «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений». Минск «Народная  асвета» 1984 год.

5.        Т.М.Жирова. «Твоя жизнь - твой выбор». Развитие ценностей здорового образа жизни школьников.  Психолого - педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. Москва «Глобус» 2007 год.

Интернет -  ресурсы:

Габерцеттель Н.А.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/11094-Sokhranenie_i_ukreplenie_zdorovya_uchashchikhsya.html

Барсукова И.Б.  https://infourok.ru/rabota-uchitelya-po-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya-mladshih-shkolnikov-387304.html

 Сагдеева З.Р. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/10/31/doklad-sohranenie-i-ukreplenie-zdorovya-mladshih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе,...

Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

В своей педагогической практике я внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, ...

Технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся в начальной школе.

Организация работы в начальной школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Сохранение и укрепление здоровья учащихся(из опыта работы).

Данная работа была представлена на краевой конференции "Здоровое поколение 21 века" проходившей  в Алтайском крае....

"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...