Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Котлова Елена Анатольевна

Выступление на межрайонном семинаре по теме "Здоровьесберегающие технологии в начальных классах" (из опыта работы)

Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора, т.к. воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nach.shkole.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления на межрайонном семинаре «Здоровьесберегающие технологии -основа образовательного процесса в начальной школе»

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Аннотация

Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора, т.к. воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников.

Слайд 2 

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте  здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых

  • физическое,
  •  психическое,
  • духовное,
  •  социальное  благополучие индивида, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Слайд 3

Для учителя является ориентиром в деятельности  «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, я и применяю здоровьесберегающие технологии в своем классе.

Из года в год мы наблюдаем, что в школу поступает все больше детей с ослабленным здоровьем. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза.

Здоровый ученик – успешный ученик. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм. Создать условия для здоровой учёбы.

Слайд 4

Прежде всего образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Большое значение имеет создание комфортной среды учебного кабинета, соблюдение гигиенических условий. В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Такие оздоровительные моменты, я регулярно включаю в урок. 

Слайд 5

  Утро в моем классе начинается с зарядки.

Это ещё одна полезная привычка.  Утренняя зарядка не только разгонит сонливость. Польза ее гораздо больше. В первую очередь, она позволяет «разбудить» нервную систему и наладить ее функционирование. Легкие упражнения приведут организм в тонус и быстро приведут в рабочее состояние, поднимут настроение.

Слайд 6

Русский язык, математика и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу физминутки и гимнастику для глаз. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. 

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Слайд 7

Есть  четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Момент первый: интересно - значит неутомительно! Формирую у школьников коммуникативные навыки(групповая и парная работа), заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, предотвращаю у детей усталость от образовательного процесса. Момент второй: вижу, слышу, пробую! У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга. Дети, у которых преимущественно работает левое полушарие, отличаются словесно-логическим воплощением познавательных процессов, им легко делать обобщения и выводы. Школьники с доминированием правого полушария больше используют конкретно-образное мышление, часто включают воображение, придумывают, сочиняют, легко справляются с творческими заданиями. Есть и третий тип школьников, у которых нет какого-то одного ярко выраженного характерного признака, их полушарии работают в равных долях.  Зная особенности учащихся, использую в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей. Момент третий: учет зоны работоспособности. В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце. Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. 

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения. Данные представлены в таблице:

 Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35-40-я минута — 10%.

На уроке использую несколько видов деятельности. Например, чередую устную и письменную работы, решение примеров, кроссвордов, работу с раздаточным материалом, различные тестовые задания с выбором ответа, игровые  задания на  развитие фантазии,  распознавание ошибок, всё это  позволяет избежать однообразия на уроке. Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка, поэтому нахожу оптимальное сочетание.  Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Анализ проведения урока с точки зрения здоровьесберегающей деятельности.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

  1. Плотность урока.

От 60% до 75-80%.

  1. Количество видов учебной деятельности.

От 4 до 7.

  1. Средняя продолжительность  различных видов учебной деятельности.

Не более 10 минут (7-10).

  1. Частота чередования различных методов преподавания, количество видов преподавания.

Не менее 3, а частота чередования через 10-15 минут.

  1. Наличие эмоциональных разрядок.

2-3.

  1. Место и длительность применения ТСО.

В соответствии с гигиеническими требованиями.

  1. Чередование позы.

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель следит за посадкой.

  1. Проведение физкультминуток, их содержание, продолжительность.

На 10, 20, 35 минутах три упражнения с 3-4 повторениями.

  1. Психологический климат.

Положительный климат урока.

  1. Момент наступления утомления.

Учет фаз. I – 30 мин., II – III – 40 мин. В классе коррекции – 30 мин.

  1. Итог урока.

Комментарии до звонка. Организованно.

Слайд 8

К концу обучения ребенок XXI века должен отличаться от сверстников XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает то, что он неравнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность полученных  знаний, умеет ставить простые гипотезы и  находить доказательства их защиты, элементарно оценивает свою деятельность, оценивает успехи, определяет причину неудач и ошибок. Школьника учат учить себя (учиться). Ученик – субъект обучения.

Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.  Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через  образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
 Личностно-ориентированные  технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка,

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Суть этой технологии в целевой ориентации на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Использую также:

- Игровые технологии

-Проектно-исследовательская  технология
 -ТРКМ;

- проблемное обучение;
-  Информационно-компьютерные технологии

Слайд 9 

Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д.Ушинский

  • Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют мне сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения.

Слайд 10 

Основные возможности использования ИКТ, которые помогают  создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:


• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;
• Использование готовых программных продуктов;
• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• Создание текстовых работ;
• Обобщение методического опыта в электронном  виде.

•Ведение электронного  журнала, документации учителя и классного руководителя;
Слайд 11

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

    Слайд 12-14 Примеры использования ИКТ

1.Для обозначения темы. (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

 2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

3. Как информационно-обучающее пособие.

4.  Для контроля знаний учащихся.

Слайд 15

  • ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.
  •  Уроки, на которых  презентация не средство обучения , а сама цель , так же малоэффективны.

Существуют определенные ограничения по времени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

Слайд 16-21 Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной и исследовательской деятельности.

Примеры исследовательских и проектных работ

1.«Хрустеть или не хрустеть»

2.Надувание воздушных шариков.

Знакомство с правилами дорожного  движения.  Проектная деятельность.

Слайды 22-24 

Внеклассная работа проходит в разных направлениях, большая часть мероприятий посвящена здоровому образу жизни:

Организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники.

Слайд 25-28

Не забываю и о психическом и социальном здоровье учащихся и родителей. Интересно проходят Дни открытых дверей, совместные праздники, экскурсии, походы. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра или мероприятие укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Слайд 29

Работа с родителями. Собрания с приглашением медицинских работников  “Формирование у детей младшего школьного возраста  основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”, «О правильном питании» и др.

Слайд 30 Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах помогает программа «О правильном питании»

Слайд 31-32  В классе составляется своя «Книга здоровья», в которой дети сами пишут стихи, рисуют рисунки,..

Слайд 33

Безопасность окружающего пространства

Слайд 34

Психическое здоровье.
На классном часе даю представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе  получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.

Обучение компетентному поведению в конфликтных ситуациях;

Выбор способа действия в спорных ситуациях;

Поощрение рационального и спокойного поведения;

Обсуждаем  негативные факторы риска здоровья детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на человека.

Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Дети видят, потом делают.

Слайд 35

Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

Слайд 36

Если ребёнок со школьных лет усвоит как норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей жизни он будет вести здоровый образ жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Спасибо за внимание. Желаю здоровья!

 Список литературы

1.Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.


· 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....

Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС

Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Здоровьесбережение - неотъемлемая часть урока в начальных классах. В статье найдете физминутки, пальчиковую гимнастику и др....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Опыт работы и методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в 1 классе...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах

Статья посвящена педагогическим технологиям направленным на сохранение здоровья ребёнка. В начальной школе этот вопрос стоит особенно остро.  Важность материала обусловлена всё более ухудшающимся...