Дидактические основы формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников
проект по зож (4 класс)
Формирование здорового образа жизни в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_v_nachalnoy_shkole.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания у учащихся потребности в здоровом образе жизни 5
1.2 Основные подходы к воспитанию потребности в здоровом образе жизни 13
2.1 Организация деятельности по формированию основ здорового образа жизни младших школьников 20
2.2 Результаты эксперимента 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация сферы образования в первую очередь затрагивает формирование подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Человек, который ориентирован только на здоровый образ жизни, может стать успешным в различных сферах жизни.
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирования здорового образа жизни предполагают, что формирование физической культуры личности должно начинаться в младшем школьном возрасте, поскольку сформированные в эти годы установки на систематическую физическую активность во многом могут определять стиль поведения человека в его дальнейшей жизни.
В соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания. Здоровьесберегающий характер такого обучения способствует приобретению базовых знаний во многих науках, в том числе и о своем здоровье. На этом этапе ребенок понимает и принимает ценность здорового образа жизни. Успешное формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста во многом зависит от целенаправленной системной воспитательной работы в начальной школе, создания условий для осуществления педагогического процесса, координации взаимодействия педагогов и родителей детей.
Анализ последних исследований и публикаций. Изучению формирования представлений у школьников о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, М. И. Лисина и др. Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г., Князевой, И. М. Новиковой и др. свидетельствуют о том, что уже в младшем школьном возрасте у ребенка появляется сильный интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему телу (жизни, здоровью) как к ценности. Отношение ребенка к своему здоровью - это фундамент, на котором строится потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от формирования этого понятия в его сознании. Духовная жизнь детей, их мировоззрение, умственное развитие, сила познания, уверенность в себе зависят от их здоровья и жизнерадостности.
Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, высокая двигательная активность), а также умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными ребенку способами (чистка зубов, мытье рук, выполнение физических упражнений и др.).
В соответствии с этим особую актуальность приобретает организация оздоровительной деятельности в начальной школе, основными задачами которой являются: стабилизация физического, психологического и эмоционального благополучия учащихся; повышение физической работоспособности; снижение заболеваемости, снижение риска осложнений, снижение роста хронических заболеваний; улучшение функционального состояния детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни здоровья.
Цель работы: изучить и проанализировать формирование здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Задачи работы:
- изучить литературу по данной теме;
- охарактеризовать понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
- рассмотреть основные подходы к воспитанию потребности в здоровом образе жизни;
- провести экспериментальную работу по формированию основ в здоровом образе жизни учащихся начальных классов;
- вывить перспективы формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы.
Методы исследования – изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
При освещении объекта исследования используется как структурно-функциональный, так и системный подход, с целью поиска соответствующих средств, способствующих формированию представлений об изучаемом явлении и его свойствах.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Общий объем работы: 45 страниц печатного текста. Список использованных источников содержит 26 наименований.
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания у учащихся потребности в здоровом образе жизни
1.1 Определение понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», их сущностная и содержательная характеристика
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Формирование здорового образа жизни имеет важное общественное значение, поскольку сохранение и укрепление здоровья, воспитание здорового поколения - задача, от решения которой во многом зависит развитие и потенциал государства. Основными составляющими системы формирования здорового образа жизни являются: пропаганда здорового образа жизни; физическое воспитание и двигательная активность; оздоровление и отдых; доступность и качество медицинских услуг; профилактика социально опасных болезней; питание; состояние окружающей среды и экология; влияние семьи; предотвращение конфликтности, насилия и жестокого обращения (№16 с.42).
Проблема здоровья человека стала сегодня одной из самых актуальных, поскольку состояние общественного здоровья выступает важным показателем сохранения и развития человеческого потенциала любой страны.
В последнее время активизировалась внимание ученых к исследованию вопросов здорового образа жизни.
По результатам многих исследований утверждается, что среди объективных и субъективных причин резкого снижения уровня здоровья граждан нашей страны основными являются следующие:
- глубокий социально экономический кризис;
- глобально-экономические проблемы;
- слабая материально-техническая база учебных и оздоровительных учреждений;
- несовершенная структура системы здравоохранения;
- отсутствие у многих людей приоритета здоровья и мотивации к ведению здорового образа жизни как ведущего фактора сохранения и укрепления здоровья.
Здоровье нации - существенный показатель общественного и экономического развития государства. Здоровье детей - ее будущее. Ведь около 75% болезней во взрослом возрасте является следствием условий и образа жизни в детстве и юности. По словам И. П. Павлова, здоровья в зрелом возрасте надо заслужить (№ 10, с. 33). Человек мог бы жить значительно дольше, если бы не его небрежное обращение с собственным организмом. Нужны основательные знания, большое желание и сила воли, чтобы быть и оставаться здоровым.
Проблема здорового образа жизни приобрела такую актуальность, что сегодня мы говорим о ней, как о глобальной угрозе всей нации. Для ее решения, прежде всего, следует осознать для каждого из нас значимость самого понятия «здоровый образ жизни». Постепенное осознание на государственном уровне значимости профилактики, сохранения, поддержания и восстановления здоровья нации предусматривает нахождение путей повышения у молодого поколения осознания ценности здоровья, здорового образа жизни. Приоритетной задачей системы образования является формирование у личности ответственного отношения к собственному здоровью и здоровья своего окружения как высших общественных и индивидуальных ценностей.
На сегодня, в условиях развития общества, проблема состояния физического, психического здоровья приобретает особую остроту, поскольку современная ситуация усугубляется высокими показателями заболеваемости молодежи, снижением качества медицинского обслуживания, ухудшением экологической ситуации, морально-духовным кризисом.
Сегодня проблема угрозы здоровью рассматривается мировым сообществом как одна из угроз планетарного масштаба - антропологическая катастрофа, утверждает ученый А. И. Сибиль (№12, с.44). Сущность этого явления связана с тем биологическим законом, согласно которого определено, что каждый биологический вид вымирает, если изменяются условия существования, к которым он был приспособлен в процессе эволюции. На нашей Земле так сложилось, что человеческая деятельность на протяжении ХХ века и начала XXI века не только не препятствовала формированию предпосылок антропологической катастрофы, а наоборот - способствовала их развитию. По современным представлениям, здоровье рассматривается не как сугубо медицинская, а как комплексная проблема, сложный феномен глобального значения, то есть здоровье определяется как философская, социальная, экономическая, биологическая, медицинская категории, как объект потребления, вклада капитала, индивидуальная и общественная ценность, явление системного характера, динамическое, постоянно взаимодействующее с окружающей средой. Большой толковый словарь современного языка здоровье объясняет как состояние организма, при котором функционируют все его органы. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков» (№5, с. 10). Поэтому здоровье рассматривается не только как ресурс, а как цель жизни.
Мировая наука предполагает целостный взгляд на здоровье как на феномен, который интегрирует по крайней мере четыре сферы здоровья: физическую, психическую (умственную), социальную (общественную) и духовную. Все эти составляющие неотъемлемые друг от друга, тесно взаимосвязаны, действуют одновременно, а их интегрированное влияние определяет состояние здоровья человека.
1. Физическое здоровье - это правильное функционирование всех систем организма, позитивное отношение к собственному здоровью, стремление к физическому совершенству и общей физической работоспособности, закаленность организма, соблюдение рационального режима дня, выполнение требований личной гигиены, правильное питание.
2. Психическое здоровье (психологический комфорт) - соответствие когнитивной деятельности календарному возрасту, развитие произвольных психических процессов, наличие саморегуляции, адекватных положительных эмоций; отсутствие акцентуаций характера, вредных привычек.
3. Социальное здоровье (социальное благополучие) - это, прежде всего, сформирована гражданская ответственность за выполнение социальных ролей в обществе; позитивно направленная коммуникативность; доброжелательность в отношении к людям, способность к самоактуализации в коллективе, самовоспитания.
4. Духовное здоровье (душевное) - приоритетность общеобразовательных ценностей; наличие положительного идеала согласно национальных и духовных традиций, трудолюбие, благотворительность, чувство прекрасного в жизни, природе, искусстве. Духовное здоровье можно определить, как способность личности регулировать свою жизнь и свою деятельность в соответствии с гуманистическими идеалами, выработанными человечеством в процессе исторического развития. Именно духовное здоровье является определяющим в отношении человека к себе, к другим, к обществу и приоритетным в иерархии аспектов здоровья.
В. А. Сухомлинский придавал большое значение духовному здоровью личности. В книге «Как воспитать настоящего человека» он подчеркивал, что «духовное богатство человека - один из важнейших показателей его всестороннего развития» (№3, с. 106).
Культуру здоровья следует понимать, как совокупность знаний философского, педагогического, психологического, медицинского направлений, что обогащает духовное, психическое, физическое жизни индивида, формирует личное отношение к здоровью и жизнедеятельности, помогает человеку осмысливать парадигмы бытия.
Творческая позиция индивида является высшим показателем культуры здоровья и проявляется в осознании ценности здоровья и знаний о нем, умении самостоятельно найти и определить причины болезни, в том числе духовно-психологические, изменять при необходимости оздоровительные технологии. Теоретический, мотивационный и практический компоненты культуры здоровья находятся в тесной взаимосвязи. Такая модель культуры здоровья личности может быть основой его подготовки к жизни.
На наш взгляд, сформированность культуры здоровья целесообразно определять с помощью следующих критериев: когнитивного, практического, поведенческого и состояния здоровья.
В нашем случае когнитивный критерий трактуется как наличие необходимых знаний по вопросам формирования, восстановления, сохранения и укрепления здоровья; практический критерий предполагает сформированность необходимых умений с восстановления, сохранения и укрепления здоровья, а поведенческий критерий предусматривает выполнение на практике оздоровительных мероприятий, направленных на формирование, восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Таким образом, определение уровня сформированности культуры здоровья состоит в установлении уровня развития теоретических знаний и методических умений по формированию, восстановлению, сохранению и укреплению здоровья, выявлении состояния духовного, психического, физического аспектов здоровья, а также образа жизни учащихся.
С позиций изложенного понимания феномена здоровья человека происходит от определения понятия «здорового образа жизни». Согласно данным ученых, здоровье человека более чем на 50% обусловлено его образом жизни, около 40% - социальными и природными условиями, а также преемственностью, и лишь 10% зависит от медицинского обслуживания. Целесообразным будет остановиться на определении понятия «здоровый образ жизни». Понятие «здоровый образ жизни» еще в декларации Алма-Атинской Международной конференции здравоохранения 1978 г. было определено как «...все в человеческой деятельности, что касается сохранения и укрепления здоровья, все, что способствует выполнению человеком своих человеческих функций через деятельность по оздоровлению условий жизни - труда, отдыха, быта» (№7, с. 10).
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
- плодотворный труд;
- рациональный режим труда и отдыха (при правильном режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда;
- искоренение вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков), которые являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей;
- оптимальный двигательный режим, который укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения и благотворно влияет на нервную систему;
- рациональное питание, особенно это касается молодежи, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Когда речь идет о рациональном питании, следует запомнить два основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой энергии и расходуемой энергии.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах (№15, с. 2).
- личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви, режим дня, соблюдение которых вырабатывает четкий ритм функционирования организма и создает наилучшие условия для работы и восстановления сил;
- закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов (солнце, воздух, вода), организм постепенно становится невосприимчивым к простудным заболеваниям и перенагревания, что позволяет человеку легче переносить физические и психические нагрузки, меньше утомляться, сохранять высокую работоспособность и активность.
Итак, при соблюдении всех этих условий здорового образа жизни каждый человек создает большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
На сегодняшний день практически каждый человек имеет массу дел и обязанностей. Часто ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины - он забывает о своем здоровье. У молодежи много причин для потери здоровья: (№21, с.20)
1) эмоциональный дискомфорт, вызванный трудностями учебного процесса: перегрузка программным материалом, сложность отношений в системе «студенты - преподаватели - родители»;
2) интенсивное негативное влияние среды обитания: рост чувства неуверенности, заниженной самооценки, агрессии, недовольства собой и миром, «подавляются» табаком, алкоголем, различными наркотическими веществами и тому подобное.
Проблема формирования здорового образа жизни достаточно тщательно освещается во многих социально-философских, педагогических, психологических, социологических, медицинских трудах. Особой актуализации эта проблематика приобрела во второй половине ХХ века как во всем мире в целом, так и, в частности, в России.
Анализ статистических данных и результаты различных исследований свидетельствуют, что уменьшается возраст детей, которые начинают курить, употреблять алкоголь, другие наркотические вещества, рано начинают половую жизнь.
Таким образом, формирование здорового образа жизни молодежи - сложный процесс, который требует большего количества людей, различных организаций и в первую очередь - самой молодежи. Эффективность этого процесса зависит от таких важных составляющих: (№21, с. 115)
1) воспитание у молодежи интереса к занятиям физическими упражнениями;
2) вооружение их знаниями по физической культуре, физиологии, гигиены человека и выработка на их основе убеждений в необходимости систематически заниматься физкультурой;
3) практическое обучение молодежи каждый день самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
4) создание положительного микроклимата в коллективе учебного заведения;
5) повышение педагогической культуры родителей (консультирование родителей и семей по вопросам семейных конфликтов, взаимоотношений между поколениями, истоков конфликтов в семье и тому подобное);
6) подготовка специалистов, работающих с молодежью, в сфере здравоохранения, образования, развлечений и тому подобное;
7) интеграция и координация усилий государственных и общественных организаций, религиозных организаций относительно широкого поля деятельности в сфере формирования здорового образа жизни молодежи;
8) привлечение средств массовой информации по пропаганде здорового образа жизни, ориентации молодежи на лучшие достижения духовного наследия, популяризации присущих русскому народу общечеловеческих ценностей, предотвращения негативного влияния на систему ценностей информации, которая содержит элементы жестокости и насилия;
9) разработку информационно-образовательных программ, тренингов, школ и материалов, ориентированных на формирование жизненных навыков, которые ведут к сохранению, укреплению и воспроизводству здоровья.
1.2 Основные подходы к воспитанию потребности в здоровом образе жизни
В связи с тем, что здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, это требует поиска методов и путей его сохранения, укрепления и формирования при условии создания здоровой среды, психологического комфорта и системно организованной оздоровительной воспитательной работы в учреждениях образования. В основу воспитания личности младшего школьника, здорового образа жизни положена, прежде всего, идея гуманистической педагогики личностно-ориентированного образования и воспитания, что предоставляет возможность каждому воспитаннику осознать себя личностью, ответственным субъектом собственного психофизического и духовного развития и побуждает к самопознанию и самоактивности по сохранению и укреплению здоровья. Личностно-ориентированное воспитание обеспечивает ребенку право на свободу выбора ценностной позиции, на ценность человеческого духа и ценность жизни вообще, на возможность его действенного осуществления при наличии у него установки на преодоление дисгармонии в опыте, поведении, общении, деятельности (№14, с.15).
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что здоровье является сложным многоплановым понятием и рассматривается нами с позиции взаимосвязи его физических, психических, социальных аспектов в тесном взаимодействии с окружающей средой.
Как показывают научные исследования, установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется в результате целенаправленного педагогического воздействия. Анализ факторов, влияющих на здоровье младших школьников, показывает, что оно в значительной мере (на 50-55%) зависит от их сознания, поведения и активного отношения к своему здоровью.
В психолого-педагогической литературе проблему укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни рассматривались в трудах Л.В.Волкова, Г.И.Власюк, А.Д.Дубогай, Н.Д.Зубалий, И.И.Петренко, Н.М.Хоменко (формирование здорового образа жизни средствами физической культуры); Г.П.Голобородько (формирование понятия здорового образа жизни у учащихся основной школы); С.А. Свириденко (формирование здорового образа жизни младших школьников во внеклассной работе); А.Л. Турчак, В.М.Оржеховская (предотвращения вредным привычкам, девиантного поведения школьников); А.В.Вакуленко (здоровый образ жизни как социально-педагогическое условие становления личности в младшем возрасте) (№22, с.74).
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить сущность, структуру здорового образа жизни младших школьников. Здоровый образ жизни в отношении младших школьников – это такая форма организации их жизнедеятельности, что способствует сохранению, укреплению, формированию здоровья, в основе которой лежит валеологическое мировоззрение человека. Компонентами здорового образа жизни младших школьников являются: гармоничное развитие физических и духовных сил; закаливание организма; оптимальная двигательная активность, физическая культура и спорт; сбалансированное питание; творческая деятельность; активный и пассивный отдых; полноценный сон; соблюдение режима дня в соответствии с биологическими ритмами и индивидуальными особенностями; психологическая подготовка как основа предупреждения стрессов и умственного переутомления; соблюдение правил гигиены; личностное поведение, направленное на предупреждение вредных привычек.
Следует подчеркнуть, что до этого времени не решена противоречивость, которая имеет место в науке и практике между жизненно важной потребностью в формировании здорового образа жизни и отсутствием целостной теории здоровья и технологии здорового образа жизни.
На основе определения понятия и сущности здоровья и здорового образа жизни, возрастных, анатомо-физиологических и психологических особенностей младших школьников разработаны критерии и показатели уровня сформированности у них основ здорового образа жизни, а именно: (№18, с.127)
1) когнитивный: целостное понимание сущности и компонентов здоровья и здорового образа жизни, осознание влияния социальных и биологических факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность школьников; ответственное отношение к посещению уроков физической культуры;
2) эмоционально-мотивационный: осознание важности здоровья и необходимости соблюдения здорового образа жизни для всестороннего гармоничного развития и самореализации личности; четкое представление о месте здоровья в иерархии общечеловеческих и личностных ценностей; наличие потребности, желания и интереса к изучению вопросов здоровья и соблюдения здорового образа жизни;
3) деятельностный: активность в овладении умениями и навыками здорового образа жизни; самостоятельность при выполнении оздоровительных занятий в режиме дня; владение приемами самоконтроля, самооценки здоровья и методами саморегуляции; умение принимать оптимальные решения относительно сохранения и укрепления здоровья в различных жизненных ситуациях.
Основные направления воспитательной работы с учащимися с высоким уровнем сформированности здорового образа жизни во внеклассной деятельности были: практическая помощь в определении и поддержке морально и социально значимых ценностей, обеспечения их внутреннего единства с ценностью здоровья, перевод их в ценностные ориентации с постепенной реализацией в общественно и личностно значимые цели здорового образа жизни; углубление знаний и умений по основам здорового образа жизни; обучение определять уровень физического здоровья и психоэмоциональное состояние, проводить самоанализ и самооценку полученных результатов; составлять индивидуальные программы оздоровления и осуществлять коррекцию собственной жизнедеятельности; использовать нетрадиционные методы и системы для укрепления здоровья (№23, с. 241).
Основная работа с учениками со средним уровнем сформированности здорового образа жизни заключается: в расширении у учащихся морально-ценностных ориентаций на укрепление здоровья и формирование устойчивой мотивационно-смысловой основы здорового образа жизни; поощрении в углублении знаний, приобретении умений и навыков здорового образа жизни; соблюдении режима дня как модели индивидуального стиля жизни; подготовке к проведению младшими школьниками самостоятельных коррекционно-реабилитационных мероприятий по устранению физических и психических недостатков; обучении учащихся вести дневник самоконтроля и анализировать семейно-бытовые условия.
С учениками, которые имели низкий уровень сформированности здорового образа жизни воспитательная работа направлена на: формирование интереса к проблемам здорового образа жизни через ознакомление с нетрадиционными методами и системами оздоровления, организацию встреч с людьми, которые ведут здоровый образ жизни; привлечение к активному участию в оздоровительных мероприятиях школы, в спортивных праздниках; повышение уровня знаний в отношении здоровья и здорового образа жизни благодаря использованию во внеклассной деятельности интересного, ранее неизвестного материала, личностно значимого для этих учащихся; проведение коррекционной работы с целью устранения индивидуальных отклонений в состоянии здоровья (№20, с.3).
В соответствии с требованиями личностно ориентированного воспитания и учета доминирующих потребностей младших школьников в самопознании и саморазвитии осуществляется поиск и совершенствование методов, форм и средств воспитания, которые способствовали активизации творческой деятельности младших школьников и побуждали их к самостоятельности по формированию здоровья. Наиболее эффективными методы дискуссионного, проблемно-поискового, деятельностно-творческого характера (анализ и самоанализ, тестирование и анкетирование на определение состояния здоровья, психологических и личностных качеств, «мозговая атака»; коллективные творческие дела; игры – интеллектуально-подвижные, ролевые, народные подвижные; социально-психологические тренинги; анализ семейно-бытовых условий, решение проблемных ситуаций), методы самовоспитания (самопознания, определения и самооценка психофизиологического состояния, составление программы самовоспитания, саморегуляция – аутогенная тренировка, наставления) (№4, с.188).
Учитывая теоретические положения психологов О.М.Леонтьева Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, приоритет в воспитании основ здорового образа жизни предоставляется деятельностном подходе. Эффективному решении задач способствует физкультурно-оздоровительная деятельность младших школьников, которая создает условия для реализации потребности детского организма в движениях. Для того, чтобы преодолеть негативное влияние пониженной двигательной активности на организм младших школьников, вводятся физические и спортивные упражнения аэробной направленности, подвижные и спортивные игры в различные формы внеклассной деятельности.
Методика воспитания основ здорового образа жизни младших школьников имеет следующие этапы: (№6, с.3)
- валеологический анализ и самоанализ младшими школьниками различных компонентов здоровья и индивидуальных особенностей развития личности с учетом образа жизни;
- коррекция выявленных нарушений со стороны компонентов здоровья у младших школьников и их отношения к здоровому образу жизни;
- актуализация потребности младших школьников к формированию здоровья;
- развитие мотивационно-смысловой сферы и ориентация младших школьников на здоровый образ жизни.
Благодаря сотрудничеству школы и семьи, что дает возможность сделать процесс воспитания основ здорового образа жизни непрерывным и контролируемым, успешно проходит социализация младших школьников, становления их духовного здоровья, приобретается положительный опыт бесконфликтного взаимодействия в коллективе сверстников.
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию основ в здоровом образе жизни учащихся начальных классов
2.1 Организация деятельности по формированию основ здорового образа жизни младших школьников
Исследование проводилось в общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 2129», в котором приняли участие обучающиеся 2-го «В» класса, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 19 человек.
На начальном этапе изучения был проведен констатирующий этап эксперимента. Цель: выявить и сформировать уровень основ здорового образа жизни младших школьников.
На констатирующем этапе эксперимента с целью осуществления, были использованы некоторые методики.
1. Методика «Знания о здоровье младших школьников» (Н. С. Гаркуша) (Приложение 1)
Цель: предназначена для изучения уровня осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.
Инструкция: Обучающимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты, отметив знаком «плюс» те варианты, которые, по их мнению, являются более правдивыми. Критерии оценивания в баллах приведены в Приложении 1.
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос, обучающиеся получают один балл. Общая сумма набранных баллов определяет уровень знаний о ЗОЖ.
От 0 до 4 баллов – низкий уровень. Низкое ориентирование в вопросах сохранения и поддержания здоровья, познания отрывочные и бессистемные.
От 5 до 9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы мало осознанные и неполные. Система знаний отсутствует.
От 10 до 14 баллов – приемлемый уровень. Оптимальное ориентирование в вопросах сферы здравосозидания. Знания довольно полные, осмысленные и систематизированные.
От 15 до 18 баллов - высокий уровень. Необходимый объем и углубленность познаний представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Гармоничность образа жизни младших школьников» (Н. С. Гаркуша) (Приложение 1).
Цель: определить наличие в обучающихся уровня понимания ценности и значимости здоровья, ЗОЖ.
Инструкция: Обучающимся было предложено ответить на восемь вопросов анкеты, отметив знаком «плюс» те варианты, которые, по их мнению, являются более правильными.
Обработка результатов: Ответы оцениваются по десятибалльной шкале.
110 – 80 баллов – высокий уровень. Осмысленное отношение младших школьников к своему здоровью; ведение ЗОЖ; самостоятельное направленное овладение практическими навыками сохранения здоровья.
75 – 50 баллов – средний уровень. Неполное понимание младшими школьниками значимости сбережения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое освоение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
45 баллов и меньше – низкий уровень. Недостаток у младших школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение здорового образа жизни, способствующего формированию заболеваний.
3. Методика «Уровень владения младшими школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н. С. Гаркуша) (Приложение 1).
Цель: определение уровня владения у обучающихся культурными нормами в сфере здоровья.
Инструкция: обучающимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты, отметив знаком «плюс» те варианты, которые, по их мнению, являются более правильными. Обработка результатов в вопросах 1,5,6 – выбранные варианты ответов оцениваются по 5 баллов, во 2 вопросе за 4-е утверждение – 5 баллов, в 3 вопросе за 1-е утверждение – 5 баллов, в 4 вопросе за 1-е, 2-е, 3-е утверждение – 5 баллов.
160 – 130 баллов – высокий уровень. Безупречный образ здорового человека на физическом уровне, интенсивно усиливающего состояние здоровья без помощи других, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в безупречности обладающего культурными нормами в сфере здоровья.
125 – 90 баллов – средний уровень. Знания младших школьников о здоровом образе жизни не являются убежденными, характерно овладению практическими навыками сохранения здоровья, готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах ЗОЖ.
85 баллов и ниже – низкий уровень. Отсутствие у обучающихся простых знаний о здоровье и ЗОЖ и мотивации к заботе о своем здоровье; зачастую не выполняются элементарные принципы гигиены, не ведутся оздоровительные процедуры.
2.2 Результаты эксперимента
Результаты сформированности культуры здоровья у младших школьников приведены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности культуры здоровья у младших школьников
№п/п | Имя ученика | Методика «Гармоничность образа жизни младших школьников» (баллы / уровень) | Методика «Уровень владения младшими школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (баллы / уровень) | Методика «Знания о здоровье младших школьников» |
1 | Антон К. | 60б/средний | 115б/средний | Средний |
2 | Анастасия В. | 65б/средний | 125б/высокий | Средний |
3 | Алексей П. | 65б/средний | 80б/средний | Средний |
4 | Василий У. | 35б/низкий | 55б/низкий | Средний |
5 | Денис Ф. | 100б/высокий | 100б/средний | Высокий |
6 | Диана В. | 50б/средний | 140б/ высокий | Высокий |
7 | Екатерина О. | 110б/высокий | 145б/ высокий | Высокий |
8 | Елизавета Ф. | 60б/средний | 95б/средний | Высокий |
9 | Кристина Н. | 60б/средний | 85б/средний | Высокий |
10 | Мария К. | 55б/средний | 90б/средний | Средний |
11 | Надежда Ч. | 55б/средний | 85б/средний | Высокий |
12 | Натали Т. | 60б/средний | 135б/высокий | Средний |
13 | Семен А. | 50б/средний | 55б/низкий | Средний |
14 | Тимур Г. | 70б/средний | 55б/низкий | Средний |
15 | Федор Т. | 55б/средний | 105б/средний | Средний |
16 | Юлия Ф. | 90б/высокий | 150б/ высокий | Низкий |
17 | Яков З. | 75б/средний | 90б/средний | Средний |
18 | Яков Р. | 65б/средний | 90б/средний | Средний |
19 | Ярослав П. | 60б/средний | 90б/средний | Средний |
Исходя из исходных сведений заметно, что у 79 % обучающихся средний уровень, представление ценности и значимости здоровья, ведение здорового образа жизни, 19 % у обучающихся высокий уровень и 5 % у обучающихся низкий уровень; 58 % обучающихся имеют средний уровень владения культурными нормами в сфере здоровья, 26 % у обучающихся высокий уровень и 16 % у обучающихся низкий уровень; обучающиеся имеют 63 % средний уровень знаний о здоровье, 32 % у обучающихся высокий уровень и 5 % у обучающихся низкий уровень.
По итогам проведенной диагностики по трем методикам, максимальные затруднения у учащихся вызвали следующие вопросы:
1.Важно ли соблюдать режим дня? Почему?
2. Как Вы думаете для чего нужно закаляться?
3. Как Вы думаете, почему нужно больше двигаться?
4.В котором часу Вы укладываетесь спать?
5. Выполняете ли Вы утром следующее: а) зарядку; б) обливание?
6. Для ведения здорового образа жизни Вы: а) увлекаетесь спортом; б) выполняете ежедневно утреннюю зарядку?
7. Как Вы думаете, какие особенности Вас характеризуют: а) способность постоянно видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность); б) способность экономить время?
По итогам проведенной диагностики по трем методикам, не вызвали затруднения у обучающихся последующие вопросы:
1. Что такое здоровье?
2. Определи, какие из перечисленных правил считаются правилами личной гигиены?
3. Как долго Вы бываете в дневное время на улице, на свежем воздухе?
4. Питаетесь ли Вы школьным обедом в школьной столовой?
5. Как Вы проводите свободное время?
6. Во время уроков физической культуры занимаетесь ли Вы с полной отдачей?
Вследствие проведенной диагностики мы пришли к заключению, что уровень здорового образа жизни младшего школьного возраста не достаточно развит у обучающихся 2-го класса. Большая часть преподавателей сознаются, что методическая литература по здоровому образу жизни недостаточно прочитывается преподавателями и используется на уроках по формированию здорового образа жизни младших школьников, преподаватели готовы заняться ее изучением.
Аналитические данные анкетирования педагогов начальных классов.
С целью знакомства с применением способов по формированию здорового образа жизни у младших школьников нами было проведено анкетирование педагогов начальных классов. В анкетировании приняло участие 14 преподавателей общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2129», обладающих беспрерывным стажем работы в школе от 1 года до 15 лет. Данная анкета состояла из 6 вопросов с предложенными вариантами ответов (Приложение 1). Итоги всех участников были проанализированы, повторного анкетирования не проводилось.
По итогам проведенного анкетирования, на вопрос: «В какой системе Вы работаете?», 9 педагогов (64%) ответили, что работают по системе «Перспектива», 5 педагогов (36%) – работают по системе «Занкова».
Отвечая на следующий вопрос: «Можно ли сформировать здоровый образ жизни у обучающихся, применяя только урочную деятельность?». 10 преподавателей (60%), понимают, что нереально, сформировать здоровый образ жизни у учащихся только урочной деятельностью.
На вопрос: «Какие приемы по формированию здорового образа жизни Вы используете на уроках?» были предложены несколько вариантов ответов:
- беседы и рассказы;
- заучивание стихов;
- рассматривание картинок, сюжетных иллюстраций, плакатов;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- дидактические игры;
- игры тренинги;
- подвижные игры;
- дыхательная и пальчиковая гимнастика;
- самомассаж;
- физкультминутки.
Судя по ответам 10 преподавателей (71%) предпочли «беседы и рассказы», 2 преподавателя (14%) используют сюжетные ролевые игры и 2 педагога (14%) используют подвижные игры. Наше предположение доказывают ответы педагогов на следующий вопрос: «Выберите причину, по которой Вы не используете некоторые приемы по формированию здорового образа жизни из перечисленных вариантов».
Все преподаватели 14 человек (100%) выбрали первый вариант. Причина, по которой преподаватели не используют некоторые приемы, по формированию здорового образа жизни в том, что они не имеют четкого представления в использовании данных приемов, из-за недостаточного опыта и большой загруженности уроков им не хватает времени на подготовку.
По результатам проведенного анкетирования преподавателей младших классов мы определили, что педагоги на теоретическом уровне недостаточно подготовлены в вопросе по формированию здорового образа жизни у обучающихся и не обладают всеми абсолютными приемами по формированию ЗОЖ. Нужно, однако, выделить, что педагоги понимают, что в большей степени формирование здорового образа жизни исполняется средствами внеурочной деятельности.
По результатам проведенного анкетирования мы пришли к выводу, что технологии по формированию мышления мало используются педагогами, но большинство из них понимают всю важную значимость владения приемами по формированию ЗОЖ и готовы заняться их изучением.
2.3 Перспективы формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы в условиях современного образовательного пространства
На современном этапе развития образования, интеграции России в Европейское образовательное пространство приоритетности приобретают проблемы сохранения и укрепления здоровье населения, целенаправленного формирования здорового образа жизни детей и молодежи. Как свидетельствуют исследования ученых, в современной системе образования наблюдается обострение проблемы формирования здорового образа жизни школьников, проявляется в следующих аспектах: (№19, с.155)
- содержательное наполнение школьного образования, которое должно обеспечивать формирование здорового образа жизни ученика;
- недостаточность научно обоснованных педагогических моделей и методических систем формирования и развития здорового образа жизни школьников;
- внедрение инновационных подходов к определению целевых приоритетов обучения, формирования его содержания, выбора технологий, организаций и управления;
- интегративный подход к воспитанию у младших школьников здорового образа жизни;
- разработка социально-педагогических механизмов формирования культуры здоровья школьников;
- технология подготовки соответствующих специалистов.
Преобразования в системе касались определению концептуальных задач, решение которых должно было способствовать развитию национальной школы и одновременно приближать ее к современным мировым стандартам. Одними из приоритетных задач учреждений общего среднего образования есть воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровья окружающих, формирование у учащихся высокого уровня культуры здоровья. Учитывая актуальность сохранения и укрепления здоровья детей, с целью совершенствование формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы целесообразным для подражания считаем опыт прошлых лет.
Историко-педагогический анализ генезиса формирования здорового образа жизни учеников начальной школы показал, что в исследуемый период менялись парадигмы, содержание, формы и методы работы с учениками начальной школы. Однако они частично решают данную проблему, что обуславливает потребность в проведении фундаментальных образовательных реформ, и отвечают современным требованиям.
Анализ творчества 50-60 гг. ХХ века, во время обновления начального образования, практической реализации задач перестройки и ускоренного социально-экономического развития советского общества показывает, что все больше внимания уделялось качественному совершенствованию всех звеньев системы народного образования. Важными задачами в исследуемый период были повышение теоретического уровня усвоения знаний учащихся начальной школы по здоровому образу жизни, ускорение темпов обучения, воспитание физически здоровой личности, организация спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях (№25, с.10).
Особенно ценным в этом контексте является обращение к опыту истории педагогики второй половины ХХ века – периода, который отмечался значимыми изменениями и достижениями в области формирования здорового образа жизни младших школьников. В 80-х годах вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, увеличение двигательной активности школьников средствами физического воспитания беспокоило народное образование, что стало толчком для издания приказа «О введение в общеобразовательных учреждениях ежедневного часа здоровья» (1987 г.), согласно которому с января 1988 г. для всех учащихся начального образования и учащихся школ страны был введен обязательный ежедневный час здоровья. В методических рекомендациях было определено, что «часы здоровья" должны проводиться ежедневно для всех учащихся начальных классов и школ, работающих в одну смену, после 2-3 уроков, продолжительностью 45 минут, не считая перерывов» (№9, с.4).
Организация ежедневного часа здоровья позволяла увеличить двигательную активность учащихся, укрепить их здоровье средствами физической культуры, повысить физическое и духовное совершенствование ребенка, положительно повлиять на умственное развитие школьников.
Сегодня в России принят ряд нормативно-правовых документов по реформированию учреждений общего среднего образования, где вопросы формирования здорового образа жизни детей, воспитание культуры здоровья является одним из самых актуальных, поскольку требует безотлагательного решения. Итак, актуализация приобрела активное увеличение двигательной активности во время образовательного процесса с целью формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы.
Содержание школьного образования в течение исследуемого периода приобретало изменения, вместе с ним происходило обновление нормативно-правового законодательства, приводило к разработке новых программ, укладке и изданию новых учебников, учебных пособий, внедрение инновационных здоровьесберегающих методик и технологий в образовательный процесс, что способствовало усвоению учащимися ценности здоровья и здорового образа жизни.
Среди перспективных форм с учениками начальной школы обозначаем целесообразность использования утренней гимнастики - нейробики, комплекса физических упражнений на степях различной интенсивности; привлечение школьников к участию в оздоровительных челенджах, соревнованиях по кросфиту тому подобное; проведение ежедневных "минуток здоровья" во время перерывов и группы продленного дня(№8, с.49).
Большое значение для младших школьников также имеет активный отдых на уроке. Одними из эффективных форм работы являются физкультминутки, динамические музыкальные паузы, имитативные движения, игровые минутки, которые способствуют кратковременному отдыхе, снимают усталость, уменьшают влияние статистической нагрузка на мышцы туловища и кисти, повышают интерес, работоспособность школьника.
На современном этапе реформирования начального образования заимствуем педагогический опыт зарубежных стран. Однако, чтобы изменения имели положительный характер, этого недостаточно, поскольку необходимо знать собственную историю образования, педагогики, применять лучшие достижения сегодня и в будущем.
Последнее десятилетие исследуемого периода формирования здорового образа жизни приобретало усовершенствование через сотрудничество с общественными организациями и объединениями, через разнообразные формы и методы работы ценностной ориентации на сохранение здоровья
Процесс формирования здорового образа жизни младших школьников требует постоянного совершенствования и корреляции в соответствии с мировыми тенденциями, новых требований образования, динамичного развития инноваций. Поэтому привлечение к реализации социальных здоровьесберегающих программ ассоциаций и общественных организаций считаем необходимым условием для дальнейшего совершенствование формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы, развития образования в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье – это основное условие реализации физических и психических возможностей и способностей человека.
Здоровье – это величайшая ценность, которую, к сожалению, многие люди начинают ценить и беречь, потеряв значительную часть этого сокровища, отпущенного нам природой.
Поэтому нужно беречь здоровье с молодых лет, укреплять и приумножать его. Не разбрасывать зря этот бесценный клад, дарованный нам природой и нашими предками.
Вследствие проделанного исследования мы пришли к заключению, что уровень здорового образа жизни младшего школьного возраста не достаточно развит у обучающихся 2-го класса.
Большая часть преподавателей сознаются, что методическая литература по здоровому образу жизни – недостаточно прочитывается педагогами и используется на уроках по формированию здорового образа жизни.
Вследствие проведенного анкетирования преподавателей мы определили, что педагоги на теоретическом уровне недостаточно подготовлены в вопросе по формированию здорового образа жизни у обучающихся и не обладают абсолютно всеми способами по формированию ЗОЖ.
Подытоживая все сказанное, я пришла к выводу, что подход к учебно-воспитательному процессу надо рассматривать, как интегрированный, то есть такой, который будет учитывать все сферы здоровья: физическое, психологическое и социальное. Этот подход дает возможность выявить новые ресурсы здоровья, которые появляются у ребенка во время учебы в школе, параметры здоровья, а именно: стрессоустойчивость, креативность, толерантность, интеллектуальная выносливость, готовность к преодолению препятствий, эмоциональная компетентность и т.п. В рамках такого подхода достижения ребенка в области здоровья становятся и целью, и результатом учебно-воспитательного процесса.
Итак, можно сделать выводы и порекомендовать:
1) Оптимизировать учебно-воспитательный процесс по формированию устойчивой мотивации младших школьников на безопасную жизнедеятельность, здоровье и здоровый образ жизни.
2) Воплощать в жизнь учащихся различные аспекты оздоровительного сопровождения, а в учебно-воспитательный процесс инновационные здоровьесохраняющие, здоровьеформирующие, здоровьеукрепляющие технологии.
3) Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу на уроках, как важную составляющую повышения эффективности обучения и состояния здоровья детей.
4) Осуществлять дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу с учетом индивидуальных показателей уровня физического развития и состояния здоровья учащихся.
5) Воспитывать у детей устойчивые мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритетах здоровья и механизмах жизнедеятельности организма.
6) Обучать детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
Опыт внедрения в младших классах здоровьесберегающих технологий подтверждает мое понимание того, что процесс формирования здорового образа жизни детей нужно начинать уже с дошкольного и младшего школьного возраста.
Результативность формирования, способностей здорового образа жизни и формирования педагогических и гигиенических познаний у обучающихся младшего школьного возраста, существенно увеличивается при активном взаимодействии школы и семьи в организации и проведении воспитательно-образовательной, физкультурно-оздоровительной работы.
Общая деятельность преподавателей, родителей должна быть ориентирована на формирование благоприятных психолого-педагогических обстоятельств, которые обеспечивают школьнику формирование двигательных и интеллектуальных возможностей, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и развитие здорового образа жизни.
Мы, взрослые, должны научить ребенка делать выбор, что не повредит жизни и здоровью. Потому что все мы хотим видеть детей успешными и здоровыми.
Здоровье – это одно из главных условий достижения успеха в жизни. Здоровье нужно нам для того, чтобы найти свое место в жизни, чтобы любить и быть любимыми, чтобы радоваться, смеяться и наслаждаться жизнью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Апанасенко, Г. Л. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России / Г. Л. Апанасенко // Росс. мед. часоп. – 2015. – № 4 (72). – С. 122 – 124
- Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. – 2018. – Т. 7. – № 2. – С. 21 – 27
- Беленькая, Г.В. / Здоровье ребенка – от семьи / Г.В. Беленькая, А.Л. Богинич, Н.А. Машовец. – К.: СПД Богданова А.М., 2016. – 220 с.
- Булич, Е.Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Е.Г. Булич, И.В. Муравов. – М.: Олимпийская литература, 2017. – 384 с.
- Васильева, О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О. С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2016. – 164 с.
- Ващенко, А. Организация здоровьесохраняющей деятельности начальной школы / А. Ващенко, С. Свириденко // Начальное образование. – 2019. – №46. – С.2 – 4.
- Виленский, М. Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – №9. – С. 9 – 12.
- Глухов, В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни / В.И. Глухов, И.В. Муравов. – К.: Здоровья, 2018. – 72 с.
- Жибловская, М. Формируем сознательное отношение к собственному здоровью / М. Жибловская // Химия. Биология. – 2015. – № 9. – С. 4.
- Жирнов, В. Д. Здоровье как антропологическая проблема / В. Д. Жирнов // Человек. – 2014. – № 6. – С. 32 – 41.
- Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. – М.: Наука, 2017. – 215 с.
- Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2014. – 75 с.
- Качуровский, В. Формирование у школьников потребности в укреплении собственного здоровья средствами физической культуры / В. Качуровский // Зауч. – 2019. – №1 – С. 20 – 23.
- Кириленко, С. От школы содействия здоровью к школе будущего / С. Кириленко // Практика управления учреждением образования. – 2016. – №12. – С. 15
- Ламтева, И. М. Учимся жить по законам здоровья / И. М. Ламтева // Все для учителя. – 2018. – № 3. – С. 2 – 3.
- Лисицин, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2016. – 182 с.
- Лисицин, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицин. – М.: Гардарики, 2016. – 117 с.
- Мельник, Ю. В. Формирование культуры здоровья учащихся как важная составляющая работы практического психолога / Ю. В. Мельник // Практическая психология и социальная работа. – 2018. – № 2-3. – С. 126 – 132.
- Мельник, Ю. В. Организация здорового образа жизни в школе и формирование культуры здоровья учащихся начальных классов: учеб.-метод. пособ. для руководителей учеб. завед., учителей, воспитателей, практ. психологов, социальных работников / Ю. В. Мельник, С. М. Свяченая. – Х.: ХГПУ, 2018. – 210 с.
- Мороз, Л. Создание позитивного настроя учащихся на уроках / Л. Мороз // Начальное образование. – 2017. – №1. – С.3.
- Оржеховская, В. М. Педагогика здорового образа жизни / В. М. Оржеховская // Основы здоровья и физическая культура. – 2017. – № 4. – С. 20 – 22.
- Петровская, Е.К. Здоровый образ жизни / Е.К. Петровская // Физическая культура в школе. – 2018. – № 2. – С. 74.
- Раевский, Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни учащихся / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский. – О.: Наука и техника, 2018. – 556
- Реализация здорового образа жизни – современные подходы: Монография / Под ред. М. Лукьянченко, В. Куриш, Ю. Мигасевич. – Дрогобыч, 2016. – 592 с.
- Свинцицкий, А.С. Здоровье населения как важный фактор создания государства и национальной безопасности / А.С. Свинцицкий // Практикующий врач. – 2017. – №2. – С. 7 – 13.
- Старко, Ю.М. Физкультминутки на уроке / Ю.М. Старко. – Х.: ВГ «Основа», 2015. – 42 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Методика «Знания о здоровье младших школьников» (Н. С. Гаркуша)
Цель: предназначена для изучения уровня осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Инструкция: Обучающимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты, отметив знаком «плюс» те варианты, которые, по их мнению, являются более правдивыми.
Вопросы
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие заболеваний;
б) умение работать длительное время без усталости;
в) стремиться быть лучше всех;
г) отличное настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше утомляться;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки - вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) вовремя подстригать ногти;
г) следить за чистотой в доме;
4.Для чего нужно закаляться?
а) чтобы укреплять здоровье;
б) чтобы все завидовали;
в) чтобы не боятся холода и жары;
г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»?
а) кушать все, что нравится, без исключения;
б) кушать всегда в одно и то же время;
в) кушать не менее 4 раз в день;
г) кушать полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться?
а) для того, чтобы быть выносливым, ловким;
б) для того, чтобы быть быстрее всех;
в) для того, чтобы хорошо себя чувствовать;
г) для того, чтобы никогда не болеть.
Критерии оценивания в баллах
Варианты ответов | № вопроса, оценивание в баллах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Б | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
В | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Г | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос, обучающиеся получают один балл. Общая сумма набранных баллов определяет уровень знаний о ЗОЖ.
От 0 до 4 баллов – низкий уровень. Низкое ориентирование в вопросах сохранения и поддержания здоровья, познания отрывочные и бессистемные.
От 5 до 9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы мало осознанные и неполные. Система знаний отсутствует.
От 10 до 14 баллов – приемлемый уровень. Оптимальное ориентирование в вопросах сферы здравосозидания. Знания довольно полные, осмысленные и систематизированные.
От 15 до 18 баллов - высокий уровень. Необходимый объем и углубленность познаний представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Гармоничность образа жизни младших школьников»
(Н. С. Гаркуша)
Цель: определить наличие у обучающихся уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.
Инструкция: Обучающимся было предложено ответить на восемь вопросов анкеты, отметив знаком «плюс» те варианты, которые, по их мнению, являются более правильными.
Вопросы
1. Как Вы оцениваете состояние собственного здоровья?
а) хорошее;
б) удовлетворительное (не плохое);
в) плохое;
г) затрудняюсь ответить.
2. Увлекаетесь ли Вы или спортом физической культурой?
а) да, безусловно занимаюсь;
б) нет, не занимаюсь.
3. Как долго Вы бываете в дневное время на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего более 2 часов;
б) приблизительно около часа;
в) не более 30 минут или вообще не выхожу на улицу.
4. Выполняете ли Вы утром следующее:
а) физическую зарядку;
б) обливание;
в) плотно завтракаете;
г) курите по дороге в школу.
5. Питаетесь ли Вы обедом в школьной столовой?
а) да, регулярно;
б) редко;
в) нет.
6. В котором часу Вы укладываетесь спать?
а) до 21 часа;
б) между 21 и 22 часами;
в) после 22 часов.
7. Употребляете ли Вы спиртосодержащие напитки, наркотические вещества или курите?
а) да, безусловно;
б) бывает изредка;
в) никогда.
8. Как Вы проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции или других кружках;
б) провожу время с приятелями;
в) читаю книжки;
г) помогаю дома по хозяйству;
д) смотрю телевизор;
е) играю в компьютерные игры;
ж) другое.
Обработка результатов:
Ответы оцениваются по десятибалльной шкале.
110 – 80 баллов – высокий уровень. Осмысленное отношение младших школьников к своему здоровью; ведение ЗОЖ; самостоятельное направленное овладение практическими навыками сохранения здоровья.
75 – 50 баллов – средний уровень. Неполное понимание младшими школьниками значимости сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое освоение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
45 баллов и меньше – низкий уровень. Недостаток у младших школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение здорового образа жизни, способствующего формированию заболеваний.
3. Методика «Уровень владения младшими школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н. С. Гаркуша)
Цель: определение уровня владения у обучающихся культурными нормами в сфере здоровья.
Инструкция: обучающимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты, отметив знаком «плюс» те варианты, которые, по их мнению, являются более правильными.
Вопросы
1. Увлекаетесь ли Вы:
а) школьной спортивной секцией;
б) спортивной секцией в других учреждениях;
в) чтением литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром телепередач на тему «здоровье»;
д) употреблением витаминов;
е) прочитыванием различных книжек для мальчиков и девочек.
2. Как часто принимаете участие в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) никогда;
б) очень редко;
в) один раз или два раза в неделю;
г) три или более раз в неделю.
3. Во время уроков физической культуры занимаетесь ли Вы:
а) с полной отдачей;
б) без желания;
в) лишь бы не ругали.
4. Какие у Вас взаимоотношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное понимание;
б) доверительные;
в) уважительные;
г) нет взаимопонимания.
5. Для того, чтобы вести здоровый образ жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;
б) соблюдаете режим питания и применяете витаминизированную еду;
в) увлекаетесь спортом;
г) делаете ежедневно утреннюю зарядку;
д) не имеете вредных привычек.
6. Как Вы думаете, какие особенности Вас характеризуют:
а) выносливость и физическая сила;
б) интеллектуальная работоспособность;
в) ум, смекалка;
г) сила воли, выдержанность, терпеливость и настойчивость;
д) объѐм познаний о здоровом образе жизни;
е) умение наблюдать и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
ж) внимательность и наблюдательность;
з) способность постоянно видеть цель и стремиться к ней (целеустремлѐнность);
и) умение организовать свою деятельность (организованность);
к) способность при необходимости работать самостоятельно, без помощи других;
л) отзывчивость и чуткость к людям;
м) умение работать совместно с товарищем, замечать, кому необходима твоя помощь, помогать и осуществлять помощь от других;
н) умение подчинять собственные желания интересам коллектива;
о) способность правильно вести себя в обществе, красиво наряжаться, причѐсываться и т. д.;
п) способность экономить время;
р) способность контролировать и анализировать собственную работу и свои действия.
Обработка результатов
В вопросах 1,5,6 – выбранные варианты ответов оцениваются по 5 баллов, во 2 вопросе за 4-е утверждение – 5 баллов, в 3 вопросе за 1-е утверждение – 5 баллов, в 4 вопросе за 1-е, 2-е, 3-е утверждение – 5 баллов.
160 – 130 баллов – высокий уровень. Безупречный образ здорового человека на физическом уровне, интенсивно усиливающего состояние здоровья без помощи других, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в безупречности обладающего культурными нормами в сфере здоровья.
125 – 90 баллов – средний уровень. Знания младших школьников о здоровом образе жизни не являются убежденными, характерно овладению практическими навыками сохранения здоровья, готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах ЗОЖ.
85 баллов и ниже – низкий уровень. Отсутствие у младших школьников простых знаний о здоровье и ЗОЖ и мотивации к заботе о своем здоровье; зачастую не выполняются элементарные принципы гигиены, не ведутся оздоровительные процедуры.
Анкета для педагогов начальных классов
Уважаемые педагоги, просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Ваши ответы помогут при проведении исследования. Заранее благодарим Вас за помощь!
1. В какой системе Вы работаете?
- "Школа России"
- "Перспектива"
- "Начальная школа XXI века"
- "Гармония"
- "Перспективная начальная школа"
- "Планета знаний"
- система Л.В.Занкова
- система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
2. Можно ли сформировать здоровый образ жизни у обучающихся, применяя только урочную деятельность?
- нет
- да.
3. Возможно ли, с помощью внеурочной деятельности сформировать здоровый образ жизни у обучающихся?
- да
- нет.
4. Какие приемы по формированию здорового образа жизни Вы знаете?
- беседы и рассказы;
- заучивание стихов;
- моделирование разнообразных ситуаций;
- рассматривание картинок, сюжетных иллюстраций, плакатов;
- сюжетные ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-тренинги;
- подвижные игры;
- дыхательная и пальчиковая гимнастика;
- самомассаж;
- физкультминутки.
5. Какие приемы по формированию здорового образа жизни Вы используете на уроках?
- беседы и рассказы;
- заучивание стихов;
- моделирование разнообразных ситуаций;
- рассматривание картинок, сюжетных иллюстраций, плакатов;
- сюжетные ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-тренинги;
- подвижные игры;
- дыхательная и пальчиковая гимнастика;
- самомассаж;
- физкультминутки.
6. Выберите причину, по которой Вы не используете некоторые приемы по формированию здорового образа жизни?
- нет четкого представления
- считаю неэффективным
- другая причина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества....
Технология формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников
В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни....
Выступление на МО "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"
В выступлении раскрываются цели и задачи системы образования, основные факторы, влияющие на здоровье детей, этапы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьнико...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....
«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
laquo;Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...
Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников
Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обусловлена востребованностью в российском обществе личности, способной быть субъектом происходящих в стране преобразований. Име...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников средствами игры
Целью стать является анализ игры как средства формирования культуры здоровго и безопасного образа жизни. описание необходимости использования на уроках в начальной школе разных видов игр....