Шесть требований СанПиН, которые нужно соблюдать учителю на уроке.
статья по зож

Павлова Гульнара Фридовна

В статье – шесть санитарно-гигиенических требований для учителя начальных классов, которые   нужно соблюдать на уроке. Так вы, уважаемые коллеги, обеспечите здоровьесбережение детей и не нарушите СанПиН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное развитие / Санитарно-гигиенические требования на уроках

Шесть требований СанПиН,

которые нужно соблюдать учителю на уроке

В статье – шесть санитарно-гигиенических требований для учителя начальных классов, которые   нужно соблюдать на уроке. Так вы, уважаемые коллеги, обеспечите здоровьесбережение детей и не нарушите СанПиН.

Чтобы ученики не уставали на ваших уроках, не портили осанку, зрение, посмотрите санитарно-гигиенические требования к учебному занятию. Воспользуйтесь упражнениями для глаз, туловища, рук.

1 требование

 Обучайте первоклассников без балльного оценивания и домашних заданий

Вместо баллов используйте смайлики, разноцветные картинки, фигуры животных, стикеры со словами поощрения. Также не задавайте ученикам первых классов домашние заданий (п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821–10, утв. постановлением главного санитарного врача от 29.12.2010 № 189, далее – СанПиН 2.4.2.2821–10). Чтобы адаптация первоклассников прошла успешно и не затягивалась, обучение должно быть щадящим.

2 требование

Объясняйте детям, как нужно правильно сидеть за партой

Расскажите, как держать голову, плечи, руки. Обратите внимание детей, что нельзя опираться грудью о край парты, расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на парте должны лежать свободно, не прижиматься к ней.

При письме на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. Ученик должен опираться о спинку парты поясницей. Когда учитель объясняет, школьник сидит более свободно, опирается о спинку парты не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.

После того как вы объяснили и показали, как сидеть за партой, попросите детей сесть правильно, обойдите класс и поправьте, если есть необходимость (приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821–10).

3  требование

Меняйте на уроке виды учебной деятельности учеников

Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности учеников 1-4-х классов не должна превышать 7–10 мин (п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821–10). А еще в течение учебного дня у учеников 2-4-х классов не проводите более одной контрольной работы. Организуйте их на втором, третьем или четвертом уроке (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821–10).

4  требование

Ограничивайте продолжительность непрерывного использования технических средств

Продолжительность использования на уроке технических средств обучения учитель устанавливает по таблице (п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Непрерывная продолжительность работы с интерактивной доской в 1–4-х классах не должна превышать 5 мин. Суммарная продолжительность работы с интерактивной доской в 1–2-х классах – не более 25 мин, в 3–4-х классах – не более 30 мин.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках: для учеников 1–2-х классов – не более 20 мин, 3–4-х классов – не более 25 мин.

Таблица. Сколько минут на уроке разрешено непрерывно использовать  технические средства обучения

Клас-сы

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр  статических  изображений  на учебных дос-ках и экранах  отраженного  свечения

Просмотр  телепередач

Просмотр  динамических  изображений  на экранах  отраженного  свечения

Работа с изобра-жением на инди-видуальном мониторе компьютера  и клавиатурой

Прослушива-ние  аудио-записи

Прослуши-вание  аудиозапи-си в науш-никах

1–2

10

15

15

15

20

10

3–4

15

20

20

15

20

15

5   требование

Предотвратите утомление глаз учеников

Не используйте на одном уроке более двух видов электронных средств обучения. После работы с техническими средствами обучения проводите упражнения для профилактики утомления глаз (приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821–10).

6   требование

Предотвратите общее утомление детей

Чтобы предотвратить нагрузки на отдельные органы и на весь организм в целом, проведите на уроке физкультминутку. В конце урока выполните с учениками физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821–10).

 

 

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

Гимнастика для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4–5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4–5 раз.

  1. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4–5 раз.

  1. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторять 4–5 раз.

  1. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6.

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

  1. Исходное положение (далее – и.п.) – сидя на стуле. 1–2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

  1. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

  1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3–4 – то же правой рукой. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

  1. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

  1. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Физкультминутки для снятия утомления с туловища

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4–6 – то же в другую сторону, 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

  1. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3–4 – и.п., 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений на уроках с элементами письма

  1. Улучшение мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  2. Снятие утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. Снятие утомления с мышц туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

  1. Мобилизация внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7–8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2–3 раза – средний, 4–5 – быстрый, 6 – медленный.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема:"Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Урок-путешествие по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"УМК "Школа России".А.А.Плешаков "Окружающий мир.Мир вокруг нас.-М.:Просвещение, 2010....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Презентация к уроку Окружающего мира "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Слайды с описанием того, как следует себя вести в лесу и почему....

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...