Здоровьесбережение в современной начальной школе
статья по зож

Якимова Ольга Владимировна

В данной статье представлены рекомендации по здоровьесбережению обучающихся. Известно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья детей. Важным правилом педагогической деятельности должно стать следующее: обучая и воспитывая, помни, не навредят ли твои действия здоровью твоего ученика. Чтобы педагог мог квалифицированно руководствоваться этим правилом, он должен многое знать и уметь в области здоровьесбережения. Образ жизни человека является отражением суммы его знаний, умений, навыков, мировоззрения и т.д. - всего того, что в конечном итоге и формирует культуру личности .

Процесс формирования культуры здоровья должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

О.В. Якимова

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье представлены рекомендации по здоровьесбережению обучающихся. Известно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья детей. Важным правилом педагогической деятельности должно стать следующее: обучая и воспитывая, помни, не навредят ли твои действия здоровью твоего ученика. Чтобы педагог мог квалифицированно руководствоваться этим правилом, он должен многое знать и уметь в области здоровьесбережения. Образ жизни человека является отражением суммы его знаний, умений, навыков, мировоззрения и т.д. - всего того, что в конечном итоге и формирует культуру личности .

Процесс формирования культуры здоровья должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний.

Ключевые слова: здоровьесережение, здоровье, физкультпауза, упражнения. 

На основании данной проблемы была поставлена цель: создание условий для сохранения и развития здоровья учеников за период обучения в школе.

       Здоровьесберегающая технология относится  к современным технологиям. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы.

«Здоровье - это еще не всё, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретёнными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

       В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного.

       Доктор медицинских наук Владимир Базарный уже больше четверти века ищет способы, как защитить организм ребенка от неблагоприятного воздействия современной школы. Он считает, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.

        Работая в школе, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

     Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение.

Как сохранить зрение школьников в процессе обучения? Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей - близорукость, которая может появиться в дошкольном возрасте, но чаще возникает в период обучения в школе. По мере перехода из класса в класс число близоруких обычно растет, а степень близорукости увеличивается.

     

   Упражнения, которые можно использовать на уроках.

1. Разного рода траектории, по  которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.

2. «Весёлые человечки». На карточках, которые показываются детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

3. Бумажные тренажёры для глаз.  Например, на доске расставлены:

   1) Пирамидки.  Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза  больше, чем во  второй. Сколько пирамидок во второй группе?

 Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

   2) Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который  в других не повторяется.

   3) Коврик составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

4. Специальный тренажер для глаз.

    Движение глазами по траектории под музыку. Таблица можно поместить на боковой стене класса.

5. Комплексы физкультпауз для профилактики нарушений  зрения.

    Комплекс 1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

  •   сделать  глубокий   вдох,   затем,    наклоняясь   вперед  к крышке парты, выдох    (повторить  5 раз);
  • крепко зажмурим, глаза, потом открыть   ( 4 раза);
  •  руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;
  • смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
  •  руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
  •  держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

   Комплекс 2 (по Аветисову): исходное положение стоя.

  •  руки сзади, пальцы в замок, на счет 1-2 прогнуться, отведя голову назад - вдох,
  •  вернуться в исходное положение -выдох  (4 - 6 раз);
  •  частое моргание в течение 10 секунд;
  •  положив кисти рук на плечи, делать круговые движения плечами в одну и другую стороны (6-8 раз);
  • держа голову прямо, смотреть вверх-вниз (5 - 6 раз);
  •  смотреть на палец, расположенный на расстоянии 20 - 25 см от глаз.

  Комплекс 3: исходное положение стоя.

  •  отвести согнутые в локтях руки назад - вдох, обнять себя - выдох  (8-10 раз);
  •  зажмуриться  (8 - 10 раз);
  •  упражнения для плечевого пояса  (6 - 8 раз);
  •  круговые движения глазами в одну и другую сторону (10-15 раз);
  •  ноги врозь, наклоны туловища в левую и правую стороны (4 - 6 раз);
  •  смотреть на указательный палец перед собой 4 5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз и смотреть правым глазом, далее - опять двумя глазами и тоже - левым глазом.

6. Специально-восстановительные зрительные игры

• «Цветные сны»

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.

Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

• «Жмурки»

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

• «Письмо носом »

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).

Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа - это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, - все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран. Нарисуйте домик с дымом из трубы.

      Таким образом изложенные выше материал выше показывает, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются  творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества

Библиографический список

1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Здоровьесбережение в современной начальной школе

Статья из опыты работы по здоровьесбережению в начальной школе...

"Здоровьесбережение в современной начальной школе"

     «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приори...

Здоровьесбережение в сельской начальной школе

Об использовании здоровьесберегиющих технологий в начальной школе...

Здоровьесбережение в современной начальной школеТебования

В статье  стараюсь раскрыть как проблемы здоровья наших детей,так и посильная помщь учителей в сохранении здоровья с помощью методики Владимира Базарного...

Выступление на педагогическом совете-01.11.16 на тему:"Просветительская работа с родителями по здоровьесбережению детей в начальной школе"

« Я не боюсь ещё и ещё раз повторитьЗабота о здоровье — это важнейший трудУчителя, от жизнерадостности,Бодрости детей зависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вер...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.    ...