Формирование правильной осанки средствами физического воспитания.
статья по зож
Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, а правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.
Как ни печально это признать, но 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребёнка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osanka.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильной осанки средствами физического воспитания.
Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, а правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.
Как ни печально это признать, но 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребёнка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Осанка это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.
Осанка определена конституцией человека, его генотипом, т.е. это врожденное свойство человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека.
Обучение правильной осанке, способы ее контроля и правила подготовки мест для занятия.
На первом этапе необходимо создать у детей представление о правильной осанке, показать правильное положение тела и объяснить значение. Следует учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.
Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных ощущений сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей, стоя лицом и боком к зеркалу).
Планирование занятий в помещении либо на открытом воздухе зависит от имеющихся условий и физического состояния школьника. Если есть возможность выбирать, то следует отдавать предпочтение занятиям на открытом воздухе: здесь и места побольше, и попутно можно проводить закаливающие воздушные ванны. Если во дворе воздух загазован, много автомашин, очень людно, занятия утренней гимнастикой нужно перенести в другое место или в помещение. При низких температурах воздуха (ниже -12-14о) и порывистом ветре, а также при плохом самочувствии школьника занятия также проводятся в помещении. На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и включать их в утреннюю зарядку, гимнастику после дневного сна и домашних заданий. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще выполнять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.
На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.
Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.
Например, упражнение «кукла» можно выполнять в домашних условиях.
И.п. – стоя спиной к стене руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони).
1 – 8 – сохранять это положение (не задерживать дыхание).
1 – 8 – расслабить мышцы.
Можно это упражнение выполнять с поворотами головы влево и вправо, наклоняться влево и вправо, поднимать руки через стороны вверх и др.
Упражнения для формирования правильной осанки младшего школьника включают: фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены (прислонясь к стене), прогибание туловища в основной стойке (прогибание туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад) и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад.
Можно выполнять специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста (рис. 2)
Правила выполнения физических упражнений для формирования правильной осанки
Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия.
Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота. На этот раздел мы советуем обратить особое внимание.
Для детей младшего школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, бадминтон со сверстниками. Зимой, несомненно, прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду (в так называемые переходные периоды - осенью и весной), когда слякотно, промозгло и ветрено, можно энергично выполнять общеразвивающие упражнения. Примерный комплекс таких упражнений (которые можно выполнять безо всяких приспособлений и спортивного инвентаря) приведен на рис. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формирование правильной осанки у школьника»
занятие валеологического клуба "Здоровей-ка"...
Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста
Выступление на ШМО...
Формирование правильной осанки в условиях противотуберкулезного диспансера.
Формирование правильной осанки в условиях противотуберкулезного диспансера....
Формирование правильной осанки
В данном сообщении рассказывается об осанке, причинах нарушения и её сохранении. Какие факторы влияют на осанку, при помощи каких физических упражнений можно укрепить мышечный корсет ребён...
Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки
Методичка - настольная книга учителям при проведении физминуток на уроках...
«Формирование правильной осанки в учебно-воспитательном процессе»
Самооброзавание...
Формирование правильной осанки и её коррекция в младшем школьном возрасте средствами физической культуры.
В настоящее время осанка у детей меняется в различные возрастные периоды. Поддержание нормальной осанки путём активного двигательного режима, занятий физкультурой устраняет опасность искривления позво...