Работа учителя начальных классов по профилактике употребления психоактивных веществ
статья по зож
В статье описывается опыт работы учителя начальных классов по профилактике употребления психоактивных веществ, способы первичной профилактики, создание в классе системы работы с детьми и их родителями по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа учителя начальных классов по профилактике употребления психоактивных веществ
Среди основных тенденций, характеризующих ситуацию употребления ПАВ в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется зависимость, тем тяжелее течение болезни, больше негативных последствий злоупотребления ПАВ и тем меньше эффективность последующей помощи ребёнку. Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет первичной профилактической работы, ведение которой должно начинаться до наступления «критического возраста» - т.е. основным объектом профилактической работы становятся дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Учитель (классный руководитель) младших школьников обладает рядом уникальных возможностей для проведения такой профилактической работы. Он имеет большое влияние на формирование и развитие личности ребенка, является авторитетом для младшего школьника, имеет возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением, имеет достаточно тесную связь с семьёй ребёнка.
Целью первичной профилактики является создание в классе системы работы с детьми и их родителями по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни. Данная работа в начальной школе ведётся комплексно по разным направлениям. Остановлюсь кратко на некоторых из них.
1) Одним из основных направлений работы является информирование и просвещение детей о вреде употребления ПАВ. В начальных классах на уроках окружающего мира, литературного чтения, ОБЖ и физической культуры очень многие темы либо уже связаны, либо их можно связать с разъяснением пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также с рассмотрением причин курения, вреда от пассивного курения. Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек". Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному. Помимо бесед на уроках постоянно по этим темам просматриваем с детьми учебные фильмы и мультфильмы, а также яркие познавательные презентации. Ведь образность мышления маленького ребенка позволяет ему увидеть всё более ярко и образно. У многих из учителей начальных классов созданы циклы таких профилактических бесед и подборки тематических фильмов и презентаций по формированию ЗОЖ.
Классные часы в начальной школе по первичной профилактике не ограничиваются только беседами и просмотрами. При проведении внеклассных мероприятий поощряется любое творческое самовыражение детей и помощь родителей. Так, в прошлом учебном году мы с классом участвовали во Всероссийском конкурсе рисунков «Здоровым быть здорово!» на сайте МИНОБР. Очень многие дети приняли участие и проявили себя очень творчески. Так же в прошлом году вся начальная школа участвовала в школьном фестивале творчества по теме «Мы за ЗОЖ» и очень многие классы отлично себя представили. В этом году 17 октября прошёл день профилактики правонарушений с целым театрализованным представлением от 6-в класса, была очень наглядная акция для детей, когда они сами сделали выбор в пользу здоровья.
Вообще формы проведения внеклассных мероприятий по формированию ЗОЖ очень разнообразны. Особенно эффективны:
А) игровые занятия и ролевые игры, диспуты и круглые столы. В прошлом году в классе у нас прошли такие, как «Сказка о чёрных братьях», ролевая игра «Умей сказать нет!», инсценировка «Ступени, ведущие вниз». При формировании установки ведения здорового образа жизни необходимо не просто информировать детей о вреде ПАВ, но и вырабатывать у них навыки самозащиты: формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ.
Б) спортивные соревнования и праздники здоровья,
В) выпуск плакатов о здоровом образе жизни, выставки творческого самовыражения: сочинения, рисунки, поделки и другие.
2) Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение уделяется улучшению досуга детей. Это охват кружковой деятельностью, в начальной школе – это внеурочная деятельность со введением ФГОС, сотрудничество с сетью дополнительного образования, т.е организация свободного времени детей. Анализируя занятость учащихся своего класса в кружках и секциях за последние три года, отмечу, что происходит постоянное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью, причём самой разнообразной. Дети посещают лыжную секцию (ходят из ГПД), школьный театральный кружок, бассейн, школу иностранных языков, футбольные, танцевальные и фитнесс- школы, и другие. Большинство детей класса посещают библиотеки, как школьную, так и городскую. Летом большое количество учащихся начальной школы заняты в школьном летнем лагере.
3) Особое внимание уделяется детям группы риска - это дети, живущие без родителей, с приемными родителями или в социально-неблагополучных семьях. У меня таких учащихся, состоящих на школьном учёте, трое. Занятость учащихся «группы риска» моего класса в кружках и секциях, составляет 100 %. Во внеклассных и школьных мероприятиях они всегда активно участвуют.
4) Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому начальная школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. У каждого учителя начальных классов сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт класса). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ. Проводятся рейды в семьи, индивидуальные беседы и консультации с родителями. Родители привлекаются к проведению и организации поездок, праздников.
В заключении хочу сказать, что формирование грамотности в вопросах здоровья в начальной школе происходит через практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни и через разнообразные по форме воспитательные мероприятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Здоровье – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия…».
Элементы здорового и безопасного образа жизни
Формы проведения внеклассных мероприятий проведение конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; организация дней здоровья, уроков здоровья; Игровые и ролевые игры, диспуты, круглые столы, встречи с представителями медицины, полиции;
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в учебном процессе На уроках физической культуры В ходе учебных занятий: физминутки, подвижные перемены Беседы, творческие работы
спортивные секции и кружки; организация внеурочной деятельности; сотрудничество с сетью дополнительного образования; привлечение учащихся в школьный летний лагерь Эффективная организация досуговой деятельности учащихся
Работа с родителями проведение соответствующих тематических лекций, семинаров, круглых столов и т. п. создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий, проектных работ, спортивных соревнований;
Предполагаемые результаты: осознанное отношение школьников к своему физическому и психическому здоровью формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек формирование навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по профилактике употребления психоактивных веществ
Описание процесса и результатов деятельности по профилактике....
Результаты и опыт работы ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт – Петербурга по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся младшей школы.
Статья для родителей и педагогов....
Позитивная профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков
Позитивная профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков...
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....
Из опыта работы учителя начальных классов по профилактике безопасности ДД
Обобщение опыта работы по профилактике безопасности дорожного движения в урочной и внеурочной деятельности...