Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах
учебно-методический материал по зож (3 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах»
Материал на педагогический совет 2015- 2016 учебный год
Автор: Маралян Анна Володяевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1, г. Красногорск
Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …
Сухомлинский В.А.
Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз.
Проблема здоровья учащихся злободневна и для нашей школы. В первый класс дети приходят с ослабленным здоровьем, несмотря на то, что школа находится в экологически благоприятном районе города. Медицинские показатели свидетельствуют о росте количества детей с различными хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья. Это вызывает тревогу.
Для решения проблемы сохранения здоровья учащихся в школе реализуется проект «Здоровячок», направленный на создание здоровьесберегающей среды.
На мой взгляд, основными факторами ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии организма являются:
- учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
- малоподвижный образ жизни (гиподинамия);
- распространение среди школьников вредных привычек;
- накопление отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость;
- неумение управлять своими эмоциями при стремлении к достижению высоких результатов (тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам).
Из перечисленных факторов видно, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В условиях реализации ФГОС начальной школы акцент ставится на применении здоровьесберегающих технологий, позволяющих не только сохранить здоровье учащихся, но и создать безопасную среду.
Существуют множество определений понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии», которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
С точки зрения Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Я придерживаюсь в своей работе позиции Н.К.Смирнова, который сформулировал принципы здоровьесбережения:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
- Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Новый стандарт требует обновления методов, приемов и способов организации уроков и внеурочной деятельности.
Обучение – самый значительный фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. При использовании новых форм и технологий обучения должны учитываться возрастные и индивидуальные особенностями детей.
Исходя из этого, основными направлениями моей работы в области ЗОТ стали:
- увеличение объема двигательной активности
- увеличение количества занятий спортивных секций
- проведение спортивных соревнований
- мотивация к занятиям спортом и здоровому образу жизни
- музыкальное сопровождение занятий
- соблюдение санитарно-гигиенических требований
Свою миссию как учителя физической культуры я вижу в том, чтобы обеспечить учащихся необходимым количеством движений в их учебной и внеклассной повседневной жизнедеятельности, научить культуре и технике выполнения упражнений, убедить учащихся в необходимости ежедневных занятий различного рода физическими упражнениями.
Отсюда, главная цель всей моей работы – сохранить здоровье учащихся на основе повышения мотивации к двигательной активности.
Для решения поставленной цели я применяю:
- дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учащихся);
- вовлекаю учащихся в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении уроков);
- развиваю самостоятельность (через привлечение учащихся к подбору упражнений и проведению разминки);
- провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок - турнир, урок- конкурс).
На занятиях я в целом руководствуюсь следующими педагогическими принципами:
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В нашей школе в течение года осуществляется контроль медсестрой.
Учет возрастных и индивидуальных возможностей – это техника безопасности, строгий контроль нагрузки, медицинский контроль. В подготовке к урокам обязательно учитываю результаты медицинского обследования каждого учащегося. При необходимости уменьшаю количество упражнений и число повторений, облегчаю условия выполнения.
- Принцип оздоровительной направленности.
Особое внимание уделяю дыхательной системе и опорно-двигательному аппарату. Существует несколько типов дыхания, которыми мы пользуемся в течение жизни. Задача учителя научить ребенка полному дыханию. Вдох – через нос, выдох – через нос или рот. При этом работают мышцы живота, грудной клетки, поднимаются и опускаются ключицы, легкие полностью заполняются воздухом и весь организм насыщается кислородом. Такое дыхание способствует выведению шлаков и токсинов, благотворно влияет на функции нервной системы, оказывает успокаивающее действие.
- Принцип активного обучения.
Все уроки – это активные формы и методы обучения.
Игровая технология – это основной вид деятельности учащегося на уроке. Урок-игра как нельзя лучше подходит для учащихся младшего возраста, создает условия для появления у учащихся мотива к занятиям физическими упражнениями. Задания, выполненные на уроке с интересом и фантазией, подталкивают к занятиям вне урока, что увеличивают объем двигательной активности младших школьников. Трудности, проблемы, поставленные перед учащимися, решаются с увлечением в форме игры, а это условия развития не только двигательных качеств, но и условия для формирования интереса на уроке. Успешная реализация заданий игры вызывает на уроке восторг, вдохновение, желание продолжать занятие по собственной инициативе. Для поддержания активного интереса к физической культуре на оздоровительном уроке я даю информацию, раскрывающую значение того или другого упражнения. Атмосфера заинтересованности на уроке – это и инициатива самих детей, часто они сами начинают придумывать упражнения, которые начинают выполнять все дети.
- Принцип связи теории с практикой.
Этот принцип помогает применять знания, умения и навыки, полученные на оздоровительном уроке для сохранения и укрепления здоровья на практике. Помощь в осуществлении этого принципа оказывают классные руководители и родители.
Практическая реализация вышеуказанных принципов положительно повлияла на результаты моей преподавательской деятельности. Все учащиеся занимаются уроками физической культуры, нет пропусков по неуважительным причинам, а это значит, что у учащихся есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой.
Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость.
Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Я добиваюсь, чтобы спортивный зал отвечал санитарно-гигиеническим нормам: достаточная освещённость, свежий воздух, комфортный температурный режим.
Уроки физической культуры имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д.
Развитие основных движений - одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре.
Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, то учащиеся более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге учитель физической культуры должен постоянно следить за сохранением правильной осанки у учащихся, приучать их смотреть несколько вперёд, не наклоняя голову.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, развитие физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогают учащимся стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность.
Передо мною, как и перед любым учителем, неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую следующие методы:
- Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесный
- наглядный
- практический
- проблемно-поисковый.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- активный метод обучения
- соревновательный
- игровой
- учебные дискуссии и др.
- Методы контроля:
- устный
- практический
- соревновательный
- самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя
в процессе обучения.
В педагогической деятельности я применяю разнообразные формы работы:
- Учет состояния детей
- анализ медицинских карт;
- определение группы здоровья;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
- Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, кружков, клубов;
- индивидуальные занятия;
- дни здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни;
- Урочная и внеурочная работа;
- открытые уроки учителей физической культуры;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно - оздоровительной направленности;
- спортивные кружки и секции: пионербол, легкая атлетика, шашки, гимнастика.
Средства выбираю в соответствии с конкретными условиями работы, это могут быть:
- элементарные движения во время занятия;
- физические упражнения;
- утренняя гимнастика до занятий;
- занятия в спортивных секций;
- внеклассные мероприятия физического воспитания;
- физкультминутки и подвижные перемены;
- различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- подвижные игры;
- специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Объясняю учащимся, что систематичность упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к самим занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно. Так, например, мои ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений.
В завершении хочу отметить, что своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.
Мой педагогический опыт показывает, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Литература:
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.―М.,2005
- Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе.―Ростов н/Д 2005 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе
Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....
Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах
Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее!...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе.
Особенности методики проведения уроков физической культуры в речевых классах....
Тема мастер - класса: «Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах»
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье поднимается вопрос акктуальности темы на сегодняшний день. Рассматриваются возможности ориентации школьников на здоровый образ жизни, а также возможность подачи информации о том, что та...
Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах" (презентация)
Мастер -класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах", представлен в виде презентации. Раскрыто понятие игровой технологии, представлены виды игр....
Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах" (сценарий)
Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах"....