Тема мастер - класса: «Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах»
материал по физкультуре
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.zip | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах»
Выполнила учитель физической культуры
МОУ «СОШ им.В.И.Лаврова с.Горяйновка»
Дубовиченко Людмила Анатольевна
с.Горяйновка
2021г.
«Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе когда вырастет»
А.С. Макаренко
Введение
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них это, прежде всего, двигаться, действовать.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни.
Современные дети предпочитают прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом телевизор и компьютер. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Сейчас же перед государством, школой, родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос здоровым и крепким, полноценным членом общества.
Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, не следует забывать о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ сегодня является задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы.
По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Подвижная игра развивает ребенка, но, в отличие от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру. Сейчас в класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания. У каждого - свой мир, подчас очень разный, и моя задача как учителя - ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное, помочь ему быть успешным.
В своей работе стараюсь обеспечить каждому обучающему одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, помочь ему в самоопределении.
Как развить физические способности ребенка, поддержать интерес к занятиям, дать задания, соответствующее их физическому развитию уровня сложности?
Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что-то новое – вызвать ожидание нового.
И здесь мне приходят на помощь подвижные игры, мир которых богат и разнообразен и способен удовлетворить потребности ребёнка в физической активности.
Тема мастер-класса «Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах»
Уважаемые коллеги, для продолжительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (мизинец)
Успеха (безымянный)
Большого (средний)
Во всем (указательный)
И везде (большой)
Здравствуй (всей ладонью)
- Я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).
- Попрошу вас разделиться на группы по цвету ладошек.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. И достичь этого можно игровой деятельностью на уроках. Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер – классе презентовать вам опыт использования игровых технологий на уроках.
Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер – классе презентовать вам опыт использования игровых технологий на уроках физической культуры.
Я предлагаю сейчас каждому на пальчиках ладошек написать свои ожидания по данной теме мастер – класса. На одном пальчике одно ожидание.
(наклеить ладошки)
Антон Семенович Макаренко сказал:
«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь-это игра»
Мы прекрасно понимаем, что для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.
Для успешной реализации ФГОС основной упор в своей работе делаю на игровую технологию.
Но при использовании игровой технологии очень важно соблюдать некоторые условия:
- Игра должна соответствовать учебно-тематическим целям урока;
- Должна быть доступной для обучающихся данного возраста;
- Нужно соблюдать умеренное использование игр на уроках.
Программа по физической культуре и тематическое планирование позволяют на всех уроках использовать игровую деятельность. Учащиеся приобретают умения и навыки соревновательно-игровым методом, что способствует решению задач, повышает плотность урока и способствует более правильной дозировке упражнений на протяжении всего урока. В игре совершенствуются элементы техники отдельных видов спорта.
При планировании полезной для конкретного занятия подвижной игры учитывается общая нагрузка урока и определяется её место среди других упражнений и учебных заданий.
Я хочу предложить Вам игровое упражнение.
Игра с педагогами, ведущий бросает мяч, задавая вопросы участникам.
Мяч участнику – какое сегодня у вас настроение?
Мяч участнику – ваше мнение о тематике мастер-класса?
Мяч участнику – что для вас было интересным и полезным для самообразования?
Мяч участнику – кому вы помогли узнать что-то новое?
Мяч участнику – чего сегодня вы достигли сами?
Мяч участнику – тот опыт, который вы сегодня получили, вам пригодится?
Мяч участнику – ваши пожелания?
Вывод: Игра в школьном возрасте – одна из ведущих видов деятельностей детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником различной информации, методом и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал.
Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).
ВЫВОД
Таким образом, результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Игровой метод является проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
ВЫВОД
Таким образом, результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Игровой метод является проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Как отмечал Л.С. Выготский, игра ребенка – это роль в развитии, в будущее ребенка, это школа воли (поскольку есть правила игры, ограничивающие волюнтаризм ребенка), это не только подражательная деятельность, но и творческая, развивающая воображение, абстрактное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование стретчинг - технологии на уроках физической культуры в начальных классах».
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры позволяет эффективно решать задачи физического воспитания. Стретчинг -технология - это система статических упражнений, развив...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе ...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.
Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способносте...
Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС.
В условиях введения ФГОС данный материал важен для преподавателей физической культуры в начальной школе....
Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах" (презентация)
Мастер -класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах", представлен в виде презентации. Раскрыто понятие игровой технологии, представлены виды игр....
Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах" (сценарий)
Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах"....