Дидактическое средство. Как с ним работать
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Я готова к выполнению задания
Дидактическое средство
Начать своё выступление хочу с высказывания французкого философа Вольтера: «Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Будем работать без рассуждений, это единственное средство сделать жизнь сносною.».
Я считаю, что в данном высказывании средство рассматривается как одна из важных частей нашей жизни, которая ведет к достижению поставленных жизненных целей и задач. Давайте рассмотрим слово понятие «дидактическое средство» с разных сторон.
Сайт Студопедия. ру характеризует «дидактические средства» , как все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.
В книге под названием «психологческие особенности восприятия аудиовизульной информции» говорится, что Дидактические средства - это источник получения знаний, формирования умений.
Советский и российский учёный Сластенин пишет: «Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. «
Мы будем опираться на определение сайта студопедия.ру
Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса. К ним можно отнести:
– учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;
– лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;
– технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;
– общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.
Часто у детей возникают трудности с такими видами работ и заданий, как:
1) Синтез
2) группировка;
3) анализ с целью выделения признаков;
4) соответствие.
На основе данного мониторинга я разработала дидактические средства с приёмами, которые можно использовать на разных этапах урока для повышения уровня данных умений. Создать подобные задания могут все желающие, на платформе Learning Apps.
Итак, урок русского языка. Тема: «Разделительный мягкий знак».
Первый тип задания – группировка. Это распределение множества единиц исследуемой совокупности в группы по определенному признаку.
Данный тип задания позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. Так же позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности.
Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных.
Данный тип задания можно использовать на этапе: актуализация знаний и мотивация
С целью: осознание потребности построения нового способа действий
Для создания проблемной ситуации дано задание на распределение слов на группы с разными орфограммами. Первая группа – мягкий знак на конце слова, вторая – мягкий знак в середине слова и третья группа – орфограмма, с которой учащиеся ещё не знакомы (разделительный мягкий знак). Обучающиеся повторяют две, уже изученных орфограммы и уже на этом этапе появляется затруднение. После распределения слов обучающиеся могут поставить перед собой цель - познакомится с неизвестной орфограммой.
Следующий тип задания– нахождение причинно-следственных связей. Это связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием.
Можно использовать на этапе урока: первичное закрепление
С целью: усвоение нового способа действий
В упражнении задача обучающихся определить причину и следствие, затем соединить их в пару. Первые две пары образуются по признаку рассмотренном в алгоритме: слышу звук [й`] или не слышу; вторые две пары образуются при наблюдении за моделью слова, в одном слове записан разделительный мягкий знак, во втором нет. В результате должно получиться 4 пары. Отрабатывается умение различать на слух и вид записи слов.
Третий тип задания - классификация. Это операция деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Она придает мышлению строгость и точность.
Умение классифицировать – неотъемлемая часть логического мышления, поэтому его развитию уделяется большое внимание на уроке. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них.
Этап урока: первичное закрепление
Цель: усвоение нового способа действий
В данном упражнении задача учащихся – распределить слова, по группам различая функцию мягкого знака. Даны две колонки: первая – мягкий знак как показатель мягкости, вторая – разделительный мягкий знак. Отрабатывают умение различать функции мягкого знака.
Последний тип задания - анализ с целью выделения признака. Анализ – это расчленение предмета, явления и выделение его отдельных частей, признаков, свойств. Анализ относится к мыслительным операциям, без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом. Задание создано именно на анализ объекта с целью выделения признака.
Этап урока: включение в систему знаний
Цель: включение «открытия» в систему знаний
Включение знаний в этом упражнении проводится через игру – пазлы. Чтобы собрать всю картинку, учащимся нужно определить функцию слова, написанную на каждой части пазла. Отрабатывают умение видеть признаки отличия слов с мягким знаком.
Для повышения уровня выше перечисленных умений следует использовать дидактические средства Также овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Таким образом, использование интерактивных дидактических средств в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить качество обучения, но и повысит развитие индивидуальных качеств обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправ...

Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств
Учитель, работая с младшими школьниками по обучению исследовательско - проектной деятельности, выбирает для работы...
Дидактическое средство
средство...

Дидактическое средство к уроку математики 3 класс "Виды треугольников"
Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Дидактическое средство к уроку окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России"
Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Дидактическое средство к уроку литературного чтения 3 класс "Зощенко "Золотые слова""
Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка
В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...