Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса (выступление на педсовете).
методическая разработка по зож
Данный материал содержит методическое руководство для правильного построения занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota._zdorove_sberegayushchaya_napravlennost_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса
(выступление на педсовете)
«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод».
(В.А.Сухомлинский)
Укрепление здоровья – это дело государственной важности. Современное образование с каждым годом выходит на более технологический уровень. Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование», а это требует от педагога высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами, а от детей крепкого здоровья. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой, они получают большую нагрузку. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье детей ухудшается. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья детей. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.. Главная задача - полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет наиважнейшую роль.
«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья»(А.Шопенгауэр)
В Федеральном законе №273 «Об образовании в РФ» говорится «Дополнительное образование – направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья…»
Здоровый образ жизни. Что это такое?
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания, самовоспитания и образования.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни детей на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии. Что же включает в себя каждая из них?
Медико-профилактических технологии:
- организация мониторинга здоровья;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация физического развития обучающихся, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в доме творчества;
- организация обеспечения требований СанПиНа;
- организация здоровьесберегающей среды в ДДТ.
Физкультурно-оздоровительной технологии:
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- дыхательная гимнастика;
- формирование правильной осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
- технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома и закрепляться, отсюда вытекают
Технологии валеологического просвещения родителей:
- папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.
В нашем учебном заведении, в МУ ДО «Дом детского творчества» Питерского района разработана следующая таблица здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии | Здоровьесберегающие компоненты технологии, используемые педагогом | |
Медико-гигиенические технологии. | 1.Соблюдение гигиенических нормативов учебной и внеучебной нагрузки 2.Составление расписания занятий детского объединения в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности | |
Гигиенические условия в кабинете | Проветривание, освещение, ежедневная влажная уборка. | |
Технология управленческой деятельности | Программно-целевое планирование, информационные технологии | |
Физкультурно-оздоровительные технологии. | Проведение динамических пауз на занятиях, физкультминуток, специальных гимнастик. | |
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. | Инструктажи по технике безопасности: *Правила поведения на занятиях. *Правила пожара в случае террористической угрозы. *Правила поведения во дворе, на улице и дома. *Правила поведения обучающихся в случае пожара. *Правила поведения обучающихся на водоемах. *Правила поведения обучающихся во время массовых мероприятий. *Правила поведения обучающихся во время похода, экскурсии *Правила дорожного движения | |
Экологические здоровьесберегающие технологии. | Беседы о бережном отношении к природе, необходимости повторного использования материалов. | |
Здоровьесберегающие сопровождения учебного процесса. |
| |
Здоровьесберегающие сопровождения воспитательного процесса. | 1.Воспитание творчески активной личности ребенка, помогающей социально адаптироваться в современном обществе. 2. Поощрение к самоанализу. Самоанализ и взаимоанализ. 3.Использование литературных произведений иллюстрирующих ЗОЖ. |
Одна из задач методической работы МУ ДО «Дом детского творчества» звучит так: «Продолжение и углубление работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни».
Коллектив у нас маленький, но мы должны стараться выполнять эту задачу. Что же мы можем?
Во первых разработано Положение об организации консультативной и просветительской деятельности по охране здоровья обучающихся МУДО «Дом детского творчества» Питерского района Саратовской области, которое включает семь групп требований к охране здоровья обучающихся:
- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- соответствие инфраструктуры ДДТ условиям здоровьесбережения обучающихся;
- рациональная организация образовательного процесса;
- организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- организация профилактики употребления психоактивных веществ с обучающимися;
- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 №751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально – экономической, и экологической ситуации в стране. Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте физических и духовных сил организма ребенка. В понятие воспитания у обучающихся стремления к здоровому образу жизни включается система мероприятий, направленных на стимулирование деятельности детей по физическому совершенствованию. Вот эти мероприятия и отражены в программе «Здоровье – главная ценность!» , которая была разработана в нашем образовательном учреждении. Задачи этой программы:
1.Внедрять здоровьесберегающие технологии в учебно – воспитательный процесс. 2. Совершенствовать систему воспитания по формированию у обучающихся ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 3. Актуализировать познавательную деятельность детей по сохранению и укреплению здоровья. Обеспечение детям возможности сохранения и укрепления здоровья за период обучения в Доме детского творчества выражается через непосредственное обучение элементарным приемам здорового образа жизни.
Основные направления реализации программы. 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса. 2.Совершенствование воспитательного процесса на основе принципов здоровьесбережения. 3 Повышение педагогической культуры родителей. 4.Организация здоровьесберегающей среды. Каждый из этих пунктов разработаны в программе. Важной стороной вопроса является то, как организуется учебный процесс.
« Основной формой организации обучения является занятие, на котором педагог должен задействовать все свое умение, знания, опыт для того, чтобы вдохновлять каждого обучающегося радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (В.А.Сухомлинский) Что может сделать педагог на занятиях? Прежде всего, он не должен допускать перегрузок обучающихся, определяя оптимальный объем учебной информации и способы ее предъявления. Может наступить переутомление, которое является причиной многих заболеваний. Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Опытный педагог должен вовремя это заметить и ликвидировать с помощью физических упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки.При планировании занятия необходимо включать многократные зарядки – релаксации. Цель – снять напряжение, дать детям отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, увлечение чем – то новым. Физминутка способна отвлечь, переключить внимание, снять усталость, восстановить силы. При проведении занятия педагог должен контролировать время, учитывать физиологические особенности детей, индивидуальные способности каждого. В нашем образовательном учреждении в основном занимаются дети начальной школы. У детей младшего школьного возраста наглядно – образное мышление, об этом педагоги не забывают. На каждом занятии применяется наглядность, демонстрационный материал, содержание занятий наполняется сказочными и игровыми сюжетами, персонажами.(Особенно при работе с первоклассниками) В педагогике предложено множество классификаций здоровьесберегающих принципов.Мы сегодня рассмотрим принципы, которые предлагает профессор Никита Константинович Смирнов. (раздаются распечатки)
Здоровьесберегающие принципы построения занятия.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на имеющиеся знания, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика.
Принцип медико-психологической компетентности педагога - Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Приоритет активных методов обучения.
Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
Принцип постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма школьника.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к здоровью (своему и окружающих людей).
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
В прошлом учебном году в МУ ДО «Дом детского творчества» на заседании методического объединения рассматривался вопрос: Создание здоровьесберегающего пространства для разных категорий обучающихся в работе детского объединения. В результате разработаны аспекты здоровьесберегающих принципов, которыми руководствуются наши педагоги.Давайте вспомним их. (педагоги получают рекомендации)
АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ
1. Гигиенические условия в комнате (чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных звуков). 2. Психологический климат: комфортное начало и конец занятия, никаких стрессовых ситуаций, только положительные эмоции. 3. Использование различных видов учебной деятельности (норма 4 – 7), т.к. однообразность способствует утомлению. 4. Использование методов, направленных на самопознание и развитие. 5. Объяснение нового с опорой на субъективный опыт. 6. Включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. 7. Учет индивидуальных способностей. 8.Проведение на занятиях различных пауз: дыхательную гимнастику, глазодвигательную гимнастику. Включение средств, снимающих физическое напряжение, усталость – это различные физминутки: наклоны, приседания, вращательные движения рук, туловища и т.д. Продолжаться они должны 1 – 2 минуты. Появились первые признаки утомления – значит нужна физминутка. 9. Включение игровых моментов, на различных этапах занятия. 10.Очень положительно сказываются на детей смысловые разрядки: шутки, улыбки, поговорки, стихотворения, музыкальные минутки. 11.Организация саморефлексии – это дает возможность понять, насколько дети осознают что и как делали, что им помогло. 12.Место и длительность применения ТСО(гигиеническая норма 8 – 10 минут).
Содержание физминуток, оздоровительных моментов, динамических пауз зависит от направленности объединения, от темы занятия.Например занятия любым видом декоративно – прикладного творчества требуют проведение следующих оздоровительных моментов: пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, гимнастика для глаз, динамическая смена поз и др. На занятиях объединения «Друзья природы» педагог проводит веселые физминутки с двигательными упражнениями, соответствующие теме занятия. Например:«Кран откройся, нос умойся, мойтесь сразу оба глаза, лейся чистая водичка, уши тоже любят мыться». Такая физминутка используется при изучении темы «Вода и здоровье человека». Каждое занятие данного объединения это приобщение детей к проблеме сохранения своего здоровья – это,прежде всего, процесс социализации личности, это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства и на всю жизнь. А работа в соавторстве с природой, великой и доброй волшебницей,- огромное счастье.При проведении занятий в содержательную часть обязательно должны включаться вопросы, беседы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Тематика вопросов, бесед зависит от направленности объединения. В объединениях художественной направленности ведется разговор о том, каким могущественным действием обладает искусство: воспитывает высокие чувства, развивает воображение, побуждает к добрым делам, является источником положительных эмоций, оказывает положительное влияние на организм человека и его здоровье. В объединении естественнонаучной направленности «Друзья природы» на каждом занятии ведется разговор о бережном отношении ко всему живому, о добре, милосердии не только к растениям и животным, но и к людям. В объединении технической направленности говорится о том, что для достижения цели нужны знания, труд, здоровье, силы. Один из примеров – судьба Алексея Маресьева это дает повод поговорить о том, что любой человек может улучшить свое здоровье, но для этого требуется воля, настойчивость, сильный характер.
В МУ ДО «Дом детского творчества» работа по здоровьесбережению осуществляется при организации учебного процесса и при организации воспитательного процесса. Как раскрывается блок «Здоровье»? Просмотрев у педагогов планы воспитательной работы, можно сделать вывод - пути формирования здорового образа жизни четко осознаются педагогами. В планах воспитательной работы поставлена задача: активная пропаганда здорового образа жизни. Одно из направлений воспитательной работы: - физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
Как ведется эта работа в каждом объединении вы сейчас расскажите.Но главное ваши дети должны помнить:«Здоровье – богатство на все времена, а закладывается оно с детства. Здоровье, как клад, который находится глубоко в земле, а чтобы найти этот клад, нужно приложить большие усилия».
В заключении хочется сказать: каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости, побуждать желание прийти на занятие снова. Каждое занятие и воспитательное мероприятие должны содержать оздоровительный эффект, именно это обеспечит каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на основе его возможностей, склонностей, состояния здоровья, поможет педагогам обучать без перегрузок и стрессов, формировать индивидуальный стиль в работе как один из ведущих способов адаптации ребенка к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как сово...
Уроки в начальной школе и здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 2.
На данных уроках используется здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного. Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной технологии. Вместо традиционной сгорбленной сидя...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии
Классный час, посвящённый дню здоровья....
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....