Доклад «Педагогика здоровьесбережения в начальной школе».
статья по зож

Усова Ольга Егоровна

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Подойницынская СОШ»

Доклад

«Педагогика здоровьесбережения в начальной школе».

Усова Ольга Егоровна

учитель начальных классов

Подойницыно 2018

  1.Введение.

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

    Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

    В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации для детей младшего школьного возраста.

2.Здоровьесберегающие технологии.

     Технология – это прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.(ЮНЕСКО).

     Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

    Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

    Нет какой-то одной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемый при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

    Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
  3. Индивидуально-дефференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

3.Принципы здоровьесберегающей педагогики.        

   Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы.

    Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.

  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
  • Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

  4.Средства здоровьесберегающих технологий.

Применяются следующие группы средств:

1.Средства двигательной направленности.

2.Оздоровительные силы природы.

3.Гигиенические факторы.

  К средствам двигательной направленности относятся такие: движение, физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика(оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), подвижные игры, массаж, самомассаж, тренинги и др.

   Как относительно самостоятельные средства оздоровительной силы природы можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, витаминотерапию (витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды).

   К гигиеническим средствам относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН, личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.), проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение режима дня, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка, обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах), организация порядка проведения прививок учащихся.

    Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.

5.Методы здоровьесберегающих технологий.

    Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

      В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

      К специфическим методам относятся :

  • рассказ
  • дидактический рассказ
  • беседа
  • демонстрация
  • иллюстрация
  • видеометод
  • упражнения
  • практический метод
  • ситуационный метод
  • игровой метод
  • соревновательный метод
  • активные методы обучения
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы.

В структуре метода выделяют приемы как составную часть.

Приемы можно классифицировать на :

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации );
  • стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии,фитотерапии и др.);
  • информационно-обучающие(письма , адресованные родителям, учащимся,педагогам).

6.Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики.

         Не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

   Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно сказать, что 1-й урок не очень продуктивный, т. к. попадает на фазу врабатывания, 2-3-й уроки – соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, поэтому максимально продуктивны. 4-й урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным.

    В рационально составленном расписании должны быть учтены сложность предметов.

    В качестве одного из возможных способов оценки предметов можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1990).

     Шкала трудности предметов для младших школьников.

1.Математика                                 8 баллов

2.Русский язык                              7 баллов

3.Природоведение                        6 баллов

4.Русская литература                    5 баллов

5.История(4 класс)                        4 балла

6.ИЗО, музыка                               3 балла

7.Труд                                             2 балла

8.Физкультура                               1 балл

    Самые низкие показатели работоспособности отмечены в понедельник. Это объясняется нарушением привычного для организма режима деятельности детей и считается целесообразным в понедельник и субботу проводить уроки облегченного характера.

     Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову):

Факторы

Урока                    

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно

рациональный

Нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более90%

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

Нет

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Чередование в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Контроль за посадкой частичный.

Частые несоответствия позы виду работы. Посадка не контролируется учителем.

Физкультминутки

2 из 3-х легких упражнений, по 3-5 повторений каждого

1 с недостаточной продолжительностью

Нет

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления(по снижению учебной

активности)

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Анализ урока с позиций здоровьесбережения (по Е.В.Советовой)

1.

Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Что наблюдается

да

нет

Приме

чание

1.1.

Учащиеся в перемену находятся в кабинете

1.2.

Кабинет проветрен

1.3.

Обстановка в кабинете настроена на рабочий лад

2.

Ход урока

результат

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

2.1.

Количество видов учебной деятельности

2.2.

Средняя продолжительность видов учебной деятельности

2.3.

Частота чередования видов учебной деятельности

2.4.

Количество видов преподавания

2.5.

Чередование видов преподавания

2.6.

Наличие на уроке работ, в которых учащиеся выражают мысли, проявляют самостоятельность,  работа в группах, парах и т.п.

2.7.

Наличие оздоровительных моментов

3.

Психологический климат

0(показа

тель отсутствует)

1(показа

тель слабо выражен)

2(проявляется на достаточном уровне)

3.1.

Наличие внешней мотивации(похвала, поддержка, соревновательный момент)

3.2.

Стимулирование внутренней мотивации(стремление больше узнать, активность, интерес к предмету)

3.3.

Взаимодействие между учителем и учащимися

3.4

Взаимодействие между учащимися

3.5.

Наличие эмоциональных разрядок

   Таким образом, нужно сказать о том, что обучать и воспитывать здорового ребенка легче, чем больного, а нынешнее поколение детей здоровьем не отличается. Сегодня это проблема, с которой нельзя не считаться.

   На здоровье детей влияют многие факторы, прежде всего природная и социальная среда. Отметим, что в школу приходят дети, из которых здоровыми считаются только 20%.

   Перед начальной школой стоит ответственная задача – не навредить ребенку, сохранять и укреплять его здоровье. Эту задачу мы решаем за счет не только щадящего режима и адаптационного периода, но и ряда мероприятий, направленных на сбережение здоровья.

   В учебном плане начальной школы - три часа физической культуры , а я веду курс Валеологии в начальной школе «Расти здоровым».

Используемая литература:

  1. Деректелеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.-            Москва:ВАКО, 2004.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - Москва: ВАКО, 2004.

  1. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.// Начальная школа. – 2006. - №6.
  2. Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Уроки здоровья.// Начальная школа. – 2002 - №6.
  3. Ощепкова Т.А. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста. // Начальная школа. – 2006. - №8.
  4. Шевченко Л.А. От охраны  здоровья к успеху в учебе.// Начальная школа. – 2006.  - № 8.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Проблема здоровьесбережения в начальной школе

Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Здоровьесбережение в начальной школе

В работе представлены комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса, , кистей рук, гимнастика для глаз, самомассаж....

Здоровьесбережение в начальной школе

Здоровьесбережение в начальной школе...

«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»

21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы...