Краткосрочный проект «Легковой автомобиль» (для детей старшего дошкольного возраста)
проект по зож

Рыбина Наталья Владимировна

 Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_mashinam.docx127.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14» города Сыктывкара

Краткосрочный проект

«Легковой автомобиль»

(для детей  старшего дошкольного возраста)

Выполнила: воспитатель

Рыбина Наталья Владимировна

- 2016 -

Информационная характеристика проекта.

Тип проекта:

  • По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
  • По целевой установке – практико-ориентированный.

Вид проекта – творческий.

Срок работы по проекту: 1 месяц

Участники реализации проекта:

  • Педагог: Рыбина Наталья Владимировна
  • Воспитанники: дети старшей группы, 5-6 лет
  • Родители:  детей старшей группы

Актуальность темы. Проблема.

В рамках реализации комплексно-тематического планирования воспитательной работы в ДОУ и в  соответствии с темой «Мой дом, мой город, моя страна» мною была рассмотрена тема «Правила движения всем без исключения».

 Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

С развитием техники в нашей стране и конкретно в нашем городе увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Поэтому  нами был изготовлен макет города Сыктывкара, на котором мы изобразили  улицу Коммунистическую с домами, дорогой, тротуарами и дорожными знаками.

Необходимо было еще сделать автомобили небольшого размера, которые бы помещались на данном макете, и  на практике объяснить некоторые важные моменты  поведения человека на дороге, обыграть ситуации на дорогах.

Что мы и сделали.

Паспорт проекта «Легковой автомобиль»

Цель проекта: расширять знания детей о наземном  виде транспорта; повысить интерес к игрушке, изготовленной своими руками.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с различными видами  наземного  транспорта.

2. Формировать умения изготавливать машины разными способами из различного материала.

3. Расширять представления о различных видах транспорта, о строении машины, о правилах дорожного движения.

Развивающие:

1. Развивать связную речь, обогащая словарь детей словами - названиями транспортных средств; 2. Развивать воображение, память и мышление детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  2. Воспитывать  настойчивости в достижении поставленной цели, аккуратности в работе.

 Образовательные области:

- социально-коммуникативная: сюжетно-ролевые игры; экскурсия; рассматривание иллюстраций; дидактические игры, настольно-печатные игры.

-  познавательная: беседы по теме проекта

-  речевая: чтение художественной литературы

- художественно-эстетическая: аппликации, конструирование машин из геометрических фигур, из бумаги, из деталей конструктора; прослушивание песен по теме проекта; музыкальные игры.

- физическая: физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные игры.

Продукты проекта:

  • Для детей: 

- развитие интереса детей к техническому творчеству;

- закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами,  применяя различный материал (пенопласт, картон, бумага, пластилин, различный конструктор);

- получение  эмоционального отклика  от своей работы.

  • Для воспитателя: 

 - обеспечение  реализации  воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;

-   пополнение предметно-развивающей среды в группе по теме «островок безопасности»;

- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта;

- участие родителей в жизни детского сада и группы.

  • Для родителей:

- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Ожидаемые результаты по проекту:

- изготовление машинок для макета «Мой город Сыктывкар»;

- обогащение предметно-развивающей среды в группе в уголке «островок безопасности».

Этапы проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный:

(Выбор темы проекта; определение целей и задач, составление плана работы; подбор материала, уточнение имеющейся информации).

1. Постановка проблемы:

«Чего не хватает для макета нашего города?»

 «Какие машины есть в группе? Подойдут  ли они нам?»

 Какие виды машин есть у вас дома?

 Как и из чего можно изготовить машины для макета по правилам дорожного движения?

  1. Сбор информации, подбор литературных произведений о наземных видах транспорта.

1. Выявление первоначальных знаний детей о правилах дорожного движения, о видах машин;

2. Информирование родителей о предстоящей работе с детьми (в родительском уголке)

3. Подбор литературы по теме проекта (загадок, наглядного и дидактического материала о машинах)

Оказание помощи в сборе материала по теме проекта.

Основной

(НОД по теме проекта)

1. Экскурсия по улице Коммунистической, к перекрестку ул. Коммунистической и ул. Старовского

2. Наблюдение за машинами в городе

3. Участие в беседах в режимных моментах по теме проекта

4. Участие в НОД по конструированию:  «легковая машина» (из спичечных коробков), плоскостное моделирование машин из бумаги и геометрических фигур, строительство машин из деталей конструктора.

5. участие в НОД: аппликация «машины едут по городу»

6. участие в музыкальной сценке «Пешеходы и автомобили»

7. Прослушивание песен, художественной литературы о машинах

8. Принятие участия в настольно-печатных играх по теме проекта

9. Участие в флеш-мобе.

1. Оснащение предметно - развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки) 2.Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики.

3.Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей, детей

Знакомство с информацией «О чём можно поговорить с детьми на тему «Правила дорожного движения», «Пешеходы и автомобили»

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия)

Оформление выставки «Макет города Сыктывкара с легковыми машинами»

Объявление благодарности самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании.

Помощь в создании уголка безопасности в группе с размещением материала по теме проекта (создание стеллажей, полочек  для размещения машин)

Краткое содержание проекта.

Реализация проекта с детьми по теме «Легковой автомобиль»

Формы организации работы

Тема

Цель

Пособие, материалы

Сроки

Ответственный

Экскурсия на улицу Коммунистическую

Мой город

Расширять знания детей о Сыктывкаре, об улицах города.

-

Во время утренней прогулки,

18.10.2016

Воспитатель

Беседа, рассматривание иллюстраций, картинок

Виды транспорта

Расширять знаний детей о различных видах транспорта

Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о специальных машинах», демонстрационный и раздаточный материал детям дошкольного возраста «Транспорт», серия «Уроки для самых маленьких. Правила дорожного движения» (обучающие карточки)

Утром, 20.10.2016

Воспитатель

Настольно – печатные  игры

Виды транспорта

Расширять кругозор детей; развивать находчивость, сообразительность, любопытство

«Запоминайка. Развиваем память» (настольная игра), настольная игра «Безопасность на дороге», настольная развивающая игра для занятий в группах детских садов и самостоятельно «Внимание! Дорога!», учебное пособие для дошкольников «Дорожная азбука»

Вечером, 21.10.2016

Дети вместе с воспитателем

НОД, аппликация

«Машины едут по городу»

Закреплять знания детей о городе, машинах, формировать навыки работы с ножницами, клеем.

Цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон.

Утром, 24.10.2016

Воспитатель

Дидактические игры и упражнения

Автомобили

Закреплять умение слушать речь и соотносить слова с действиями пальцев, имитировать движение; усовершенствование координации движений

Этюды: «Я автомобилист», «Азбука с флажками», «Переходим дорогу».

Д/и «Узнай машину по описанию», «Узнай на ощупь», игры с макетом «Наша улица»

Вечером, 25.10.2016

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Транспорт, рассказы, стихи о транспорте

Развивать интерес к х/л, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, упражнять в согласовании существительных с глаголами

Рассказы, стихи о транспорт, н-р, стихи М. Погарского. «Машины» (для детей дошкольного возраста), стихи О. Краса «Нужные машинки» (из серии «Читаем детям»), стихи М. Манаковой «Быстрый транспорт» и др.

Утром, 26.10.2016

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра

«Пешеходы и автомобили»

Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, воспитать интерес к игре, приобщить к музыке, культуре поведения, создать весёлое настроение.

Рули  и кепки для автомобилистов, мягкий модуль светофора, жезл

Вечером, 27.10.2016

Воспитатель и музыкальный руководитель

НОД, конструирование

«Машины»

Формировать умения моделировать машины из геометрических фигур, бумаги и объёмных тел и с помощью различных конструкторов

Наборы геометрических фигур, различные конструкторы

31.10.2016

Воспитатель

Занятие по физкультуре

«Правила дорожного движения!»

Совершенствовать двигательные навыки; формировать умения правильно действовать на дороге.

Спортивный инвентарь, жезл, картинки дорожных знаков

Утром, 1.11.2016

Воспитатель и инструктор по физической культуре

НОД, конструирование

«Легковой автомобиль»

Закреплять знания детей о видах автомобилей,  их строении; формировать навыки работы с ножницами, пенопластом, клеем

Цветная бумага, ножницы, клей, пенопласт, пластилин, спичечные коробки.

Вечером, 8.11.2016

Воспитатель

Флеш - моб

«Правила движения всем без исключения»

Закрепить знания о правилах дорожного движения и рассказать другим о необходимости соблюдения дорожных правил

Утром, 18.11.2016

Воспитатели

Выставка

Макет «Город Сыктывкар»

Познакомить детей других групп с коллективной работой.

Макет города Сыктывкара с машинами из спичный коробков.

Вечером, 10.11.2016

Воспитатель и родители.

+ работа над темой в режимных моментах, на прогулках и т.д.

Используемая литература:

  1. Журавлёва А.П., Болотина JI.A. «Начальное техническое моделирование» (пособие для учителей начальных классов во внешкольной работе). – М.: «Просвещение», 1982
  2. Бехтерев Ю.Г. «На старте автомодели». – М.: ДОСААФ, 1977
  3. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. – М.: ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2004
  4. Серия «Аппликация для малышей»: «Машинки», «Транспорт», «Строим из фигурок», «Мои самолеты» - г. Аксай: ООО Издательский дом «Профцентр», 2012.
  5. Погарский М. «Машины» (стихи для детей дошкольного возраста),
  6. Крас  О. «Нужные машинки» (стихи, из серии «Читаем детям»),
  7. Манакова М. «Быстрый транспорт» (стихи для детей)
  8. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в старшей группе. Мозаика – Синтез. Москва.2013

Приложение №1.

Загадки про наземный транспорт.

Бывают ли у дождика четыре колеса?
Скажи, как называются такие чудеса?
(
Поливальная машина)
***
Чудо-дворник перед нами:
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
(
Снегоуборочная машина)
***

Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
(
Пожарная машина)
***

Синяя машина с белой полосой,
Она развозит почту летом и зимой,
Много в ней журналов,
Писем и газет.
И везет она
Тебе пламенный «привет»!
(
Почтовая машина)
***

Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(
Комбайн)
***

Он с усами, словно жук,
Пассажирам лучший друг.
Коль над ним есть провода,
Отвезёт вас хоть куда.
(
Троллейбус)
***

У песочных ям, у горы крутой
Стоит великан с железной рукой.
(
Экскаватор)

***

И катком, и бороною
Он в полях наводит гладь.
И лежат они весною,
Словно в клеточку тетрадь.
(
Трактор)
***

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
(
Автомобиль)

***

Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(
Бульдозер)
***

Я битком набит людьми,
По делам спешат они.
Кто-то – на работу,
Кто-то – на охоту,
Дети – в школу или в сад…
Я любому гостю рад!

(Автобус)

***                   

Эта сильная машина
Едет на огромных шинах!
Сразу полгоры убрал
Семитонный...
(Самосвал)

***   

Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется...
(Трамвай)

***   

На спине моей мигалка:
Сразу видно – я спешу.
Во дворах, подъездах, парках
Я порядок навожу.
Всех бандитов накажу: 
За решетку посажу.
 (Полицейская машина)

***   

Если кто-то заболеет,
Лишь она помочь сумеет
И, поверьте мне, нигде
Не оставит вас в беде:
Привезет она бригаду
Самых добрых докторов.
А на улице ребятам
Просигналит «Будь здоров!»
("Скорая помощь")

***

Приложение №2.

БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ТРАНСПОРТ» (для детей старшей группы)

Цель:

Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:

1.Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный);

2.Закреплять знания детей о частях транспорта;

3.Закреплять знания о профессии людей, которые управляют разными видами транспорта.

4.Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

5.Развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

6.Развивать познавательный интерес;

7.Воспитывать умение слушать друг друга

Материалы и оборудование: Картинки, игрушки, иллюстрации, изображающие различные виды транспорта, макет автостоянки, мяч резиновый для игры

Ход беседы:

Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие  и узнаем всё о транспорте, какой он бывает, зачем и для чего нужен. Встаньте друг за другом как вагончики. Поехали! Споем нашу дорожную песенку.

(Дети «цепляются» друг за друга паровозиком и «объезжают» вокруг парт, исполняя «Песенку друзей» С.Я.Маршака)

-Мы с вами приехали на автостоянку. Что обозначает данное слово?

-Посмотрите и назовите, пожалуйста, какие машины стоят на нашей автостоянке.

(Автобус, легковая машина, машина скорой помощи, пожарная машина, грузовая машина-фура, самосвал, грузовая машина с надписью « Хлеб», цементовоз)

 -На какие группы можно разделить данные машины? (Пассажирский транспорт, грузовые машины, специальный транспорт.)

-Почему эти машины относятся к пассажирскому транспорту?

-Какие еще машины можно отнести к данной группе?

Воспитатель открывает мольберт с прикрепленными иллюстрациями пассажирского поезда, автобуса, троллейбуса, трамвая, легковой машины, велосипеда и мотоцикла.

-На каком из видов транспорта вы добираетесь до детского сада?

Воспитатель открывает мольберт с иллюстрациями грузового транспорта.

-Почему самосвал, грузовик относятся к грузовому транспорту?

-Какие машины можно отнести к данной группе?

-Грузовые машины перевозят разные грузы: большие и маленькие, жидкие и твердые. От этого зависит и форма кузова, в котором перевозят грузы, и размер машины.

Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображен специальный транспорт.

-Какие машины относятся к данной группе и почему?

Любой транспорт: пассажирский, грузовой, специальный - передвигается по суше, по воде, по воздуху

     1.Почему  транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).

2.Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, поезда, троллейбус, трамвай, грузовик).

3.Какие марки автомобилей вы знаете?

4.Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).

      5.Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).

      6.Из каких частей состоит машина? (кабина, салон, окна, двери, колёса, мотор)

      7.Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).

Отгадайте загадки

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Что там мчится и шипит,
И колёсами стучит:
- Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я по рельсам лечу. (Поезд)

Где встречается такое,
Что земля над головою? (Метро)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

Молодцы! Про какой вид транспорта были загадки? (наземный)

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт).

  1. Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
  3. Кто управляет самолётом? (пилот).
  4. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).
  5. Из каких частей состоит самолёт? (кабина, пропеллер, шасси, крылья, хвост, фюзеляж, иллюминатор)

Отгадайте загадки

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?  (Самолёт)

Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь. (Вертолёт)

Молодцы! Про какой вид транспорта были загадки? (воздушный)

  1. Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).
  2. Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход, баржа).
  3. Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).
  4. Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан).
  5. Из каких частей состоит корабль?  ( дно, палуба, корма, нос, труба, мачта)

Отгадайте загадки.

Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)

Под водою дом плывёт,
Смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом. (Подводная лодка)

Плывёт белый гусь - 
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Молодцы! Про какой вид транспорта были загадки? (водный)

Физкультминутка

При названии водного транспорта вы выполняете движение руками как пловец, при названии воздушного вида транспорта руки изображают крылья самолёта, при названии наземного вида транспорта «крутите» руль машины.

Игра «Кто управляет этим видом транспорта?»

-Ни одна машина не может передвигаться без помощи человека. Всеми видами транспорта управляет человек. (Детям раздаются картинки с изображением автобуса, мотоцикла, велосипеда, поезда, парохода….)

-Посмотрите на изображение транспорта и назовите профессии людей, которые управляют этим видом транспорта:

Автобус - водитель автобуса.

Велосипед - велосипедист.

Мотоцикл-мотоциклист.

Поезд - машинист.

Самолет - летчик.

Трактор - тракторист

Трамвай - вагоновожатый.

Корабль-капитан

Дидактическая игра «Один - много».    

Воспитатель, бросая мяч ребёнку,  называет слово в ед.ч., а ребёнок, возвращая мяч,  называет его во мн.ч., например,  самолёт – много самолётов.

Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

-О чем мы сегодня с вами вспомнили? Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, водный).

-Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

-Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались.

Приложение №3.

Советы родителям.

Как сделать машину из спичечных коробков?

Не стоит выбрасывать пустой спичечный коробок в мусоропровод. Применив немного фантазии и слегка изменив форму спичечных коробков, можно изготовить очень интересную модель машины или грузовичка. Такое изготовление моделей из спичечных коробков будет очень интересно и полезно детям дошкольного возраста.


Как сделать модель машинки?

Для изготовления машины понадобится три пустых коробка из обычных спичек, два пустых стержня от шариковой ручки, немного тонкой медной проволоки и два куска алюминиевой или стальной проволоки длиной 10 сантиметров и диаметром 2,5 миллиметра. Также понадобится простой карандаш, линейка, ножницы и канцелярский нож.

Возьмите один спичечный коробок и рассоедините короб и крышку короба. На верхней части крышки прорежьте с обоих краев коробка. Прорезь должна заканчиваться в 5 миллиметрах от края крышки коробка. Отогните подрезанную часть под углом 110 градусов. От края подрезанной части отступите 15 миллиметров и отрежьте остаток верхней части крышки коробка. На рисунке часть, которую необходимо отрезать, заштрихована. Вернув ящик на место, получим кабину машины с ветровым стеклом.

Возьмите второй спичечный коробок и разберите его. Крышку коробка разделите поперек на две равные части. С двух сторон отрежьте по 12 миллиметров от ящика коробка и вставьте эти части обратно в крышку. Склейте клеем ПВА получившуюся часть с частью из первого коробка.

Середину ящичка коробка используем как материал для изготовления сидений автомобиля. Отмеряем два куска по 10 миллиметров, отрезаем их и приклеиваем к салону машины.

Разберите полностью третий спичечный коробок и вырежьте из него 16 кругов диаметром 20 миллиметров. Склейте по 4 кружка вместе клеем ПВА. Эти заготовки будут колесами автомобиля. На пустые стержни от шариковых ручек или проволоку наденьте колеса и запаяйте концы зажигалкой, слегка их расплющив. Приклейте оси ко дну спичечных коробков. Модель автомобиля готова.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\167181_5711636e24abd5711636e24af3.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи для нечитающих детейстаршего дошкольного возраста"Волшебный мир звуков"

Данная программа ориентированна на всестороннее развитие ребёнка,так как развитие речи детей связано со всеми видами деятельности. Развитие речи и мышления-процесс взаимосвязанный, и от того,на скольк...

Проект "Олимпийская неделя (неделя здоровья) для детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект знакомит детей с зимними олимпийскими видами спорта....

Памятка водителю и пассажиру, всем тем, кто едет на легковом автомобиле.

Водитель, помни, ты в ответе за тех, кого везешь,                и тех, кто тебя окружает на дороге!...

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...

План-конспект №1 из цикла занятий на тему “Изготовление инерционной модели легкового автомобиля”

План-конспект описывает первое занятие по теме "Изготовление инерционной модели легкового автомобиля".  На занятии предплогагается изучение нового материала, Изготовление чертежей для с...

«Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста»

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой ...