Проект по предмету "Ритмика" "Динамические перемены"
проект по зож

Светлана Васильевна Алексеева

Развитие музыкально-танцевальных и творческих способностей посредством разновидности танцевально-ритмических упражнений на динамических переменах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dinamicheskie_peremeny.docx409.16 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида»

Проект

 «Динамические перемены»

                                                                                                                                                                                     

   г. Улан-Удэ

Паспорт проекта

Авторы проекта:  Алексеева Светлана Васильевна, учитель ритмики

Мироманова Светлана Ивановна, учитель начальных классов

Участники проекта:  учащиеся начальной школы

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации проекта:  бессрочный

База  реализации проекта:  СКОШИ №2 VIII вида г. Улан-Уд

«… Танец в первую очередь, бунтующая сила духа, воли, нервной энергии, которую можно выразить, отдать, высказать в разного рода телодвижениях, и тело в моменты этих духовных вспышек подчиняется жажде душевного откровения».

Л. А. Авдеева

Младший школьный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В эти годы продолжают закладываться основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это школьная динамическая перемена. Движения помогают ребёнку полнее понимать музыкальный образ произведения. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определённые эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Конкретные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередование фраз - всё это может передаваться в движении.

Детям очень нравится двигаться под музыку, а для этого их нужно научить выполнять различные танцевальные движения, танцевально-ритмические и ритмопластические композиции. Это возможно сделать с помощью различных нетрадиционных видов упражнений музыкально- ритмической деятельности, таких, как игропластика, игроритмика, игрогимнастика, игровой самомассаж, креативная гимнастика, игротанец, ритмопластика.

Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития детей. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

Проект «Динамические перемены» предполагается реализовать с детьми начальной школы ежедневно на   «большой» перемене,  на общешкольных праздниках, мероприятиях и развлечениях.

Актуальность проекта:        

С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушением осанки, ожирением, нарушением координации движений, деятельности органов дыхания и. т. д. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

Проект  направлен на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего школьного возраста и рассчитан на три года. Все разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Гипотеза:

Танцевально – ритмические композиции являются одним из более доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений в настоящее время. Эффективность – в  разностороннем воздействии на опорно - двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям младшего школьника, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Актуальной становится проблема разработки проекта с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

Цель проекта: 

Развивать музыкальные и творческие способности детей посредством разновидности танцевально – ритмических упражнений на динамических переменах  с учетом возрастных и индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка, формировать основы музыкальной культуры, воспитывать коллективизм.

Задачи:

  • Проанализировать степень развития двигательных умений детей младшего школьного возраста.
  • Создание условий для осуществления мероприятий по обучению двигательным умениям детей младшего школьного возраста в соответствии с характером, строением музыкальных произведений.
  • Укрепление здоровья детей: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку.
  • Коррекция моторики мышц, недостатков физического развития.
  • Обучить детей движению в соответствии с характером, строением музыкального произведения средствами музыкальной выразительности.
  • Развить музыкально-ритмическое чувство, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой.  
  • Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
  • Развить творческие и созидательные способности: мышление, воображение.
  • Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощения, творчества в движениях.
  • Создать картотеку музыкально-ритмических композиций для детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели используются общепринятые педагогические принципы.

  • Принцип воспитывающего обучения

В процессе развития и обучения воспитывать любовь к прекрасному в жизни, в искусстве, выработать отрицательное отношение к дурному. Обогатить духовный мир ребёнка. Развивать внимание, воображение, мышление, культуру взаимодействия.

  • Принцип доступности

Необходимо следить за тем, чтобы объём и содержание знаний, приёмы обучения и усвоения материала детьми соответствовали возрасту и уровню индивидуального развития детей каждой возрастной группы. Отбирать доступный репертуар, который на протяжении многих лет любим детьми и появившийся в последнее время.

  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности

Применяется как для планирования, так и практических занятий с школьниками. От простого к сложному, от хорошо усвоенного к новому и интересному.

  • Принцип прочности

Повторение наиболее полюбившегося. Систематичные упражнения в различных вариантах сочетания и в условиях игры способствуют более прочному усвоению знаний и умений. Дети дольше всех помнят то, что поразило их внимание, вызвало более сильный эмоциональный отклик.

  • Принцип активного обучения, личностно- ориентированного подхода к каждому ребёнку. 

Данный принцип позволяет обеспечить эмоционально положительный климат в работе с детьми и общение с каждым ребёнком, создать полноценные условия для развития и обучения детей, их творческих способностей, организовать обстановку психологической раскрепощённости, эмоциональной защищённости школьников.

  • Принцип практической направленности

Любая работа должна иметь практическое применение. Иначе она бессмысленна.

Проект состоит из нескольких  разделов:

1 раздел: «Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения»

Специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

2 раздел: «Пальчиковые игры»

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, прибауток при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и развивает способности ребенка к рисованию, письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.  

3 раздел: «Игровой самомассаж»

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

   Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

4 раздел: «Танцевально-образные упражнения»

Танцевально-образные упражнения представляют собой движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями, танцевальные шаги в образах. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности школьников.

Этапы реализации:

  • Подготовительный - создание условий, подбор дополнительного музыкального репертуара для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.
  • Практический - основывается на разучивании движений, танцевальных композиций, различных нетрадиционных упражнений.
  • Обобщающий - совершенствование двигательных умений на различных школьных мероприятиях, концертах.

        

Предполагаемый  результат: 

  • всестороннее воздействие на организм детей;
  • развитие двигательной активности;
  • развитие координации, чёткости, ритмичности,   переключаемости движений;
  • проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей;
  • раскроется индивидуальность каждого ребенка;
  • формирование выразительности телодвижений и поз.

Танцевать - это красиво! Танцевать – это    полезно!

Танцевать – это здорово!

Литература:

  • Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
  • Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  • Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М.: Гуманитарный издательский центр  «Владос», 2002 г.
  • Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»,  М.: Творческий центр «Сфера»,  2008 г.
  • Мухина В.С. «Возрастная психология» М.: «Академия» 2000г.
  • Радынова  О.П.  «Песня, танец, марш»,  М.: «Гном и Д.»,  2000 г.
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Выпуск 1,2,3,4,5 , Санкт-Петербург, 2010.
  • Чибрикова-ЛуговскаяА. Е.  Ритмика. М.:Издательский дом «Дрофа» - 1998.
  • Широков В. В. Выразительные движения младших школьников под музыку / В. В. Широков. Балашов: БГПИ, 1991.
  • Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
  • ЦОР – цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Перемена"

Организация перемен между уроками является очень актуальной. Поэтому дети сами предлагали различные виды деятельности для организации отдыха...

презентация проекта "Весёлая перемена"

Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. После любого урока, где дети сидели за партами, возрастает необходимость в движении. Переключение с малоподвижной деятельности на активные дв...

Педагогический проект "Полезная перемена"

Значение перемены для школьника трудно переоценить. На фоне постоянных разговоров о перегрузке учащихся роль перемены в качестве полноценного отдыха между уроками очень велика. Медики утверждают, что ...

Проект "Правильные перемены"

В проектной работе девочки проводят анализ видов отдыха детей на перемене и предлагают варианты правильного и безопасного проведения перемен....

Проект "Безопасная перемена"

Проект "Безопасная перемена" был создан учащимися 3а класса.Стало традицией проводить для учащихся начальной школы "Безопасные перемены", на которых проводятся подвижные и занимате...

Образовательный проект "Ура, перемена!"

Создание условий для адаптации первоклассников путём  организованного отдыха младших школьников на перемене «Ура, перемена!"...

Динамическая перемена

Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей. Динамические перемены дают детям возможность снять излишнее напряжение в  играх, разминках либо танцевальных движениях. О...