Влияние внеучебной деятельности на становление валеологической культуры
статья по зож

 

Проблема резкого ухудшения здоровья школьников приобрела в нашей стране осо­бую остроту. Мониторинг состояния здоровья детей, поступающих в общеобразова­тельные учреждения, выявляет значитель­ный рост числа первоклассников с изна­чально низким уровнем психофизического здоровья. Кроме того, наблюдается тенден­ция ухудшения состояния здоровья детей в процессе обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_vneuchebnoy_deyatelnosti.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние внеучебной деятельности

на становление валеологической культуры

Проблема резкого ухудшения здоровья школьников приобрела в нашей стране особую остроту. Мониторинг состояния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные учреждения, выявляет значительный рост числа первоклассников с изначально низким уровнем психофизического здоровья. Кроме того, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в процессе обучения в школе. Первое место в структуре заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, второе — болезни желудочно-кишечного тракта, третье — нарушение зрения и осанки. Гиподинамия в школе и дома, снижение мотивации детей к занятиям физической культурой приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, которые занимают значительное место среди заболеваний школьников. В последние годы также отмечается значительный рост таких социально опасных заболеваний, как туберкулез, наркомания, алкоголизм.

Для преодоления разрушающего действия факторов, снижающих уровень здоровья современного ребенка, необходима целенаправленная комплексная деятельность всех специалистов, работающих в сфере образования, воспитания и защиты детства. Особую роль в решении данной проблемы играет средняя общеобразовательная школа.

Широкий спектр вопросов социальной защиты и охраны здоровья подрастающего поколения отражен в ряде правовых и законодательных актов: в Конвенции ООН о правах ребенка, президентской инициативе «Наша новая школа», программе «Здоровье нации», Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, президентской программе «Дети России», Законе Российской Федерации «Об образовании». Содержание этих нормативно-правовых документов нацелено на пропаганду здорового жизненного стиля и формирование у детей и подростков мотивации здоровьесберегающего поведения.

Здоровье обучающихся становится сегодня приоритетным направлением развития школы, а ее стратегической целью — воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

В детстве формируются стереотипные модели поведения, образ жизни человека. Младший школьный возраст является одним из важнейших этапов становления здоровья, его физического и психического статуса. Именно в этот период закладываются основы здорового образа жизни.

Важно, чтобы дети в этом возрасте получили элементарные сведения о способах сохранения и укрепления здоровья. Младшие школьники должны усвоить, что здоровье — одна из главных ценностей жизни, и приобрести здоровые привычки, которые в дальнейшем оформятся в осознанные поведенческие модели, обеспечивающие здоровый образ жизни.

Анализируя современную педагогическую, психологическую, медицинскую, валеологическую литературу, мы пришли к выводу, что именно в младшем школьном возрасте необходимо формировать валео-логическую культуру. Под валеологической культурой понимается социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов здорового образа жизни, приращение их во внутреннее богатство личности.

Свойственный сегодняшнему школьному образованию большой объем учебной нагрузки школьников способствует снижению уровня их здоровья, приводит к физической и психологической перегрузке (М.В. Антропова, М.М. Безруких, А.В Беляев, И.Л. Гундаров, В.М. Зубкова, Я.И. Кузьминов, В.Г. Нестеров, Л.П. Уфим-цева, В.Ф. Шаталов).

В современных условиях становление валеологической культуры младших школьников является одним из путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Большими возможностями для формирования устойчивого ценностного отношения к собственному здоровью располагает внеучебная деятельность, которая становится сегодня важной частью образовательного процесса.

Полнота образования в условиях современного социума не может быть обеспечена лишь одной из форм обучения, именно поэтому концепция взаимодополняемости как расширение образовательных ресурсов может обеспечить полноценное развитие базовых способностей растущего человека.

Внеучебная деятельность обучающихся — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Содержание внеучебной деятельности, направленной на становление валеологической культуры, предусматривает специально организованную деятельность педагога, в результате которой школьник не только приобретает определенные валеологические знания, но и опыт использования валеологических знаний, умений и навыков.

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление обучающимся широкого спектра занятий, направленных на укрепление здоровья.

Оптимальными для формирования у младших школьников валеологической культуры, на наш взгляд, являются следующие виды внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность (ролевые и деловые игры, направленные на сохранение своего здоровья);
  • познавательная деятельность (викторины, беседы, мозговой штурм, детские исследовательские проекты, направленные на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);
  • внешкольные акции познавательной направленности;
  • досугово-развлекательная деятельность (инсценировки, школьные праздники, школьные благотворительные концерты, выставки);
  • художественное творчество (художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе на тему ЗОЖ);
  • социальное творчество (волонтерская деятельность, участие детей в социальных акциях, организованных взрослыми: «Береги свое здоровье», «Как защитить себя от вредных привычек» и т.д.);
  • трудовая (производственная) деятельность (сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», субботники, детская производственная бригада);
  • спортивно-оздоровительная деятельность (занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, школьные спортивные турниры, спортивные и оздоровительные акции-проекты);
  • туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристические походы, туристско-краеведческие экспедиции).

По нашему мнению, благодаря использованию таких видов внеучебной деятельности ребенок в повседневной жизни приобретет первоначальные знания о здоровье и здоровом образе жизни. Он получит представления о физическом, психическом здоровье, о факторах, оказывающих влияние на здоровье человека.

Особую роль в процессе формирования валеологической компетенции обучающихся играет их взаимодействие с учителями как значимыми для них носителями социального знания о здоровом образе жизни и повседневного опыта. Именно учитель формирует позитивное отношение школьников к сохранению и укреплению собственного здоровья, создает единое пространство для гармоничного развития на основе усвоения базовых ценностей (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

В период начального обучения внеучебная деятельность должна быть направлена на формирование здоровых привычек, коммуникативных навыков, мотивации обучения и приобретения валеологических знаний. Именно внеучебная деятельность предоставляет большие возможности для организации межличностных   отношений в классе, для организации общения воспитанников друг с другом и с классным руководителем, для формирования ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья ориентирует педагогов и школьников на систематический и творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивного сотрудничества, способствует взаимодоверию и взаимоуважению, что отвечает принципам валеологической культуры.

Список литературы

1. Трещева О. Л. Валеология: факультативный курс для 1 класса: учеб. пособие. – Омск, 1997. – С. 31.

2. Валеология: Словарь-справочник Е.И. Торохова. – М.: Флинта, 2002.

3. Амопашвили Ш.Э. Размышление о гуманной педагогике / Ш.Э. Амонашвили. – М., 1996. – 436 с.

4. Бажова Л А. Некоторые проблемы реализации идей глобального образования / Л.А. Байкова // Глобальное образование как средство гуманитаризации школы: Тез. докл. Междунар. семинара (24-30 апреля 1994 г.). – Рязань, 1994. – С. 14-15.

5. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9 классов). URL: http// ims.srkc.ru/images/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на становление личности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребен...

Влияние внеучебной деятельности на становление валеологической культуры

Проблема резкого ухудшения здоровья школьников приобрела в нашей стране осо­бую остроту. Мониторинг состояния здоровья детей, поступающих в общеобразова­тельные учреждения, выявляет значитель...

Влияние семьи на становление личности ребенка. Проблемы семейного воспитания.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Семья важнейший институт воспитания детей. Влияние семьи на становление личности»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского пове...

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение знвчительной части своей жизни. Семья может выступать в качестве как пол...

Влияние семьи на становление личности младшего школьника

Влияние семьи на становление личности младшего школьника...