ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья

Чаусенко Людмила Андреевна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение знвчительной части своей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_semi_na_rebyonka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие ребенка состоит в том, что никто, кроме самих близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.  И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единства. Нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более   старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он  видел, что у взрослого теория не расходится с практикой.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

При возникновении конфликтной ситуации между родителями необходимо найти общее решение, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше без него.

Принципы, которые необходимы при общении с ребенком:

  • принятие ребенка, т.е. ребенок, принимается таким, какой он есть;
  • эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию;
  • конгруэнтность. Предполагается адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Возможно, родители больше любят ребёнка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то он  как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Но такое может быть и в благополучной семье (например, ребенок не долгожданный, мама красива, а девочка некрасива, и замкнута, ребенок раздражает ее). Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений:

  • диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одним членом семьи (преимущественно взрослым).

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы:  лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказывается сломленными и многие ценные качества личности ребёнка:   самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория детей в подростковом, переходном  возрасте  дает наибольшее число срывов.  Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.  Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.  Занижена самооценка, неудовольствие  собой, происходит в тех семьях, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи.  Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.

Неадекватность также может проявляться с повышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки, он привыкает к материальному вознаграждению.  Его  наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.  Исключается восхищение и похвала при ребёнке.  Редко дарятся подарки за поступки.  Не используются крайние жесткие наказания.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями.  У ребенка на первый план выходят те его качества,  которые больше всего заботят его родителей  –  это поддержание престижа (дома задают вопросы: «А кто еще получил пятерку?»)  и т.д.  В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».  

Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и высокой мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смирятся с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться  в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию безумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязнь  проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

После относительного спокойствия младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.  И, пожалуй, главная особенность подростка – личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля  за поведением, учебой подростка, его выбором друзей,  крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

.

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

.

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ув. родители!

Приглашаем  Вас 7 мая в 18.30 на родительский лекторий по теме «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru

ОКПО 32733321,  ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА

(родительский лекторий для 1-4 классов)

                                                                                               

Чаусенко Л.А., педагог-психолог

           

п.г.т .Уренгой, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на становление личности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребен...

Влияние семьи на становление личности ребенка. Проблемы семейного воспитания.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Семья важнейший институт воспитания детей. Влияние семьи на становление личности»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского пове...

Влияние семьи на становление личности младшего школьника

Влияние семьи на становление личности младшего школьника...

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....