Воспитательная программа "Ступеньки здоровья"
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Воспитательная программа "Ступеньки здоровья", расчитана на учащихся 1-4 классов. Осуществляется программа совместно с родителями, учителями, медицинскими работниками школы. В программе представлены методики для диагностики на различных этапах внедрения программы по направлениям: активность и отдых, питание и здоровье, полезные и вредные привычки, вместе с родителями. Программа утверждена директором школы от 04.12.2012г. и утверждена Районным центром дополнительного образования, протокол №13 от 21.11.2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_zdorovaya_programma.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
Утверждаю:
Директор школы ____________ Е.Н. Заварзина
«___» _____________2012 г.
Приказ № __________ от ___.____.2012г.
Воспитательная программа
Ступеньки здоровья
Возраст учащихся 6,5 – 10 лет
Срок реализации программы – 4 года
Верещагина Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
Карпогоры
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.
Здоровье является естественным состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть здоровым – природное стремление каждого, а формирование, сохранение и укрепление здоровья детей было и остается актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Школа – идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. На состояние здоровья детей оказывает существенное влияние неблагоприятные экологические и социальные условия.
К основным школьно – обусловленным факторам риска сохранения здоровья школьников относится неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима и отдыха, сна и пребывания на воздухе.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на сохранение здоровья школьников, являются высокий объём учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения.
Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и по воспитанию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Актуальность разработки данной программы продиктована тем, что за годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у детей ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В воспитательную программу включён УМК «Две недели в лагере здоровья» М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой о правильном питании, рассчитанный на два года: «Разговор о правильном питании» - 2 класс и «Две недели в лагере здоровья» - 3 класс. Данный курс способствует формированию у школьников представления о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составляющей части сохранения и укрепления здоровья.
Данная программа составлена в соответствии с планами и задачами школы. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
- правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
- применять элементы здоровьесберегающих технологий, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
- соблюдать принцип педагогического сотрудничества школа - учителя – родители по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического, психического и нравственного компонентов. Обеспечение детям возможности сохранения и укрепления здоровья и формирование у них культуры здорового образа жизни за период обучения в школе выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); в процессе проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; в работе с семьёй.
Основные принципы построения данной воспитательной программы:
• Принцип триединого представления о здоровье: в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения подходить к категории здоровья в неразрывном единстве здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
• Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся: оценка учебно-воспитательного процесса в классе - от разработки планов программы до проверки выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями - осуществляется с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся.
• Принцип непрерывности и преемственности: осуществление здоровьесберегающей деятельности в классе в системе, каждый день и на каждом уроке.
• Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
• Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь с целью формирования этого важнейшего качества личности, ее ориентации на здоровый образ жизни.
• Принцип природосообразности: качество обучения ребенка зависит от того, в какой степени организация процесса обучения согласуется с его внутренней природой, его биологическими психологическими особенностями и возможностями.
В данной воспитательной программе предполагается осуществить работу по двум блокам:
I блок - познавательно – аналитический (1 – 2 класс), в котором задействуется механизм смыслообразования, помогающий школьникам осознать реальные факторы риска нарушения здоровья и причины их появления. Информирование детей в области здоровьесбережения сверх обычной школьной программы по основным разделам воспитательной программы.
II блок – конструктивно – практический (3 – 4 класс), который подразумевает развитие у обучающихся умения отбирать средства и методы с целью снижения риска нарушения здоровья, практическое использование знаний в области культуры здорового образа жизни. Создание Паспорта здоровья учащихся.
Каждый блок включает в себя работу по 4 основным разделам:
- Активность и отдых
- Питание и здоровье
- Полезные и вредные привычки
- Вместе с родителями
Основные направления работы:
- Мониторинг и коррекция развития учащихся;
- Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их родителей (беседы врачей - специалистов);
- Профилактика заболеваний детей и подростков;
- Предупреждение зависимого поведения (курения, алкоголизации, употребления психоактивных веществ);
- Воспитание культуры потребления медицинских услуг;
- Воспитание культуры здорового и рационального питания Соблюдение валеологических требований на занятиях и во внеурочной деятельности (правильная организация учёбы и отдыха)
- Профилактика травматизма и основы личной безопасности;
- Совершенствование системы спортивно - оздоровительной работы класса
Этапы реализации программы:
1 этап. Подготовительный: 1 и 2 четверть с начала реализации программы (сентябрь – декабрь 2012год). Аналитико –диагностический: сбор информации о состоянии здоровья детей, составление паспорта здоровья класса, анкетирование, опрос, наблюдение
2 этап. Практический: 3 года обучения (3 и 4 четверть первого года реализации программы, 2 и 3 год, 1 и 2 четверть четвёртого года реализации программы) (январь2013года – март 2014года) информирование детей и родителей в области здоровьесбережения сверх обычной школьной программы по выделенным выше направлениям. Практическое использование знаний в области культуры здорового образа жизни.
3 этап. Обобщающий: 3 и 4 четвёртая четверть последнего года реализации программы (март – май 2014года). Обработка и интерпретация данных Проверка теоретических и практических знаний детей и родителей. Анкетирование, опрос, наблюдение. Составление паспорта здоровья класса с учётом полученных данных Соотношение результатов программы с поставленными целями и задачами данной программы.
В результате вышесказанного цель данной программы:
способствовать формированию культуры здоровья у младших школьников и их родителей посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды во время учебной и внеурочной деятельности
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- Внедрять элементы здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс.
- Формирование у обучающихся системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, нормы сохранения и поддержания. физического, психического и социального здоровья, через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности.
- Формировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности; и ответственного отношения к своему здоровью, культуры здоровья и здорового образа жизни, через создание безопасной и располагающей к обучению школьников среды.
- Привлекать родителей к сотрудничеству с классом в деятельности по сохранению, совершенствованию культуры здоровья детей.
- Пропагандировать здоровый образ жизни у педагогов, родителей и учащихся.
- Развивать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.
- Формирование установки на использование здорового питания.
В результате решения поставленных задач и использования имеющихся ресурсов предполагаю получить:
- Укрепление общесоматического и психологического здоровья детей, снижение заболеваемости.
- Системное использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
- Повышение уровня знаний учащихся в области здорового образа жизни.
- Практическое освоение и применение учащимися и их близкими методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, культуры здорового образа жизни простейших элементов спортивной подготовки.
- Достижение положительной динамики двигательной подготовленности и физического развития учащихся.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- Создание индивидуальных Паспортов здоровья для каждого ученика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I блок - познавательно – аналитический (1 – 2 класс), в котором задействуется механизм смыслообразования, помогающий школьникам осознать реальные факторы риска нарушения здоровья и причины их появления. Информирование детей в области здоровьесбережения сверх обычной школьной программы по основным разделам воспитательной программы.
1.РАЗДЕЛ: Активность и отдых
совершенствование образовательного процесса на основе принципов здоровьесбережения, обеспечивающего развитие компетенций учащихся в области познавательной деятельности.
На протяжении всего срока реализации программы дети участвуют в различных общешкольных и районных мероприятиях , направленных на развитие спортивного образа жизни, предусматривающие активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях:
- Кросс Наций, районная эстафета в честь Дня защиты детей, осенние забеги,
- Лыжня России, лыжные гонки
- Малые олимпийские игры
- Смотр строя и песни
- Дни и недели здоровья совместно с родителями
Задачи | 1.Создание оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса. 2.Внедрение и освоение новых технологий в процесс обучения (В.Ф Базарного). 3. Совершенствование организации урока и внеурочной деятельности на основе принципов здоровьесбережения 3. Приобщать учащихся к активному занятию физической культурой и спортом. 4.Расширять кругозор о массовых спортивных мероприятиях в мире (спортивных чемпионатах, олимпиаде, футболе и т.п.) |
Виды деятельности |
|
Формы работы |
|
Ожидаемый результат | *Снижение утомляемости и увеличение работоспособности на уроках и дома *Соблюдение режима дня и правил рационального и качественного выполнения домашнего задания *Развитие спортивного образа жизни, предусматривающего активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях *Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом |
Методы диагностики | -Анкета А.Андреева «Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью» -Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» -Методика Рене Жиля «Незаконченные предложения» мониторинг заболеваемости -Анкетирование «Режим дня», «Как я выполняю домашнее задание» |
2.РАЗДЕЛ: Питание и здоровье
Данный раздел основан на курсе М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой «Разговор о правильном питании» - 2 класс. Данный курс способствует формированию у школьников представления о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составляющей части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи | 1. Формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ 2.Формирование у учащихся навыков правильного и здорового питания 3.Знакомство с правилами поведения за столом, гигиена питания 4.Воспитание культуры здорового и рационального питания |
Виды деятельности |
|
Формы работы |
|
Ожидаемый результат | *Применение полученных знаний о правильном питании в жизни *Использование знаний о полезных продуктах, для профилактики заболеваний. *Знать о важности разнообразного питания для здоровья человека |
Методы диагностики | Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» -Цветовой тест Люшера -Методика Рене Жиля «Незаконченные предложения» -Анализ рисунков -Мониторинг факторов риска (сквозной) |
3 РАЗДЕЛ: Полезные и вредные привычки
Данный раздел направлен на создание условий для формирования самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции обучающихся на основе принципов здоровьесбережения посредством формирования компетенций в области нравственной сферы.
Задачи | 1.Воспитывать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни. 2.Формировать у учащихся культуру здоровья и здорового образа жизни, способствовать профилактике вредных привычек 3.Соблюдение гигиенических норм и требований, во время уроков и во внеурочное время |
Виды деятельности |
|
Формы работы |
|
Ожидаемый результат | *Активное участие в прогулках, походах играх и конкурсах, способствующих укреплению здоровья *Соблюдение правил личной гигиены, сохранение порядка в школе и дома *Использование полученных знаний в жихни *Контроль над вредными привычками |
Методы диагностики | -Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» -Мониторинг факторов риска (сквозной) -Анкета о вредных привычках Анализ рисунков и сочинений |
4 РАЗДЕЛ: Вместе с родителями
Данный раздел направлен на создание условий для активного взаимодействия школы и семьи в вопросах здоровьесбережения. Эффективность воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в семье и начальной школе так же зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися, родителями и медработниками. При активном взаимодействии семьи и школы, совместной организации просветительной и оздоровительной работы на основе взаимного доверия и сотрудничества значительно усиливается воспитательный и развивающий эффект. Поэтому с целью формирования здорового образа жизни младших школьников и воспитания ответственного отношения к здоровью очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей. В условиях семьи и школы следует организовать совместную просветительную и оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости детей младшего школьного возраста.
На протяжении всего срока реализации программа родители принимают активное участие:
- Совместно с детьми в спортивно-массовых мероприятиях: в Кроссе Наций, Лыжне России днях и неделях здоровья
- Конкурс: «Семейные таланты»
- Классные игры – викторины посвященные Дню Защитника отечества, 8 Марта и др.
- Подготовка и проведение подвижных игр на классных праздниках
- Совместные прогулки в лес
Задачи | 1. Активное привлечение родителей к изучению вопросов сохранности детского здоровья 2. Использование воспитательного потенциала родителей для обмена опытом в вопросах воспитания здорового образа жизни в семье. 3.Создание условий, способствующих повышению личной заинтересованности родителей обучающихся в участии в спортивно-массовых мероприятиях. |
Виды деятельности |
|
Формы работы |
«Мир наших увлечений» выставка творческих работ детей и родителей
|
Ожидаемый результат | *Активное участие в прогулках, походах играх и конкурсах, способствующих укреплению здоровья *Укрепление семейных ценностей и отношений |
Методы диагностики | -Мониторинг факторов риска (для родителей) Анкеты о вредных привычках, режиме дня, выполнении домашнего задания Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» (сквозная) |
II блок – конструктивно – практический (3 – 4 класс), подразумевает овладение необходимыми медицинскими навыками, практическое использование знаний в области культуры здорового образа жизни. В данном блоке предполагается проверка теоретических знаний учащихся. Проектная деятельность направлена на решение проектной задачи, представить себе еще не существующее, но то, что ребёнок захочет, чтобы появилось в результате его активности. Самостоятельное заполнение (под руководством учителя) Паспорта здоровья учащихся.
1.РАЗДЕЛ: Активность и отдых
совершенствование образовательного процесса на основе принципов здоровьесбережения, обеспечивающего развитие компетенций учащихся в области познавательной деятельности. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). Практическая реализация полученных знаний, умений и навыков.
На протяжении всего срока реализации программы дети участвуют в различных общешкольных и районных мероприятиях, направленных на развитие спортивного образа жизни, предусматривающие активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях:
- Кросс Наций, районная эстафета в честь Дня защиты детей, осенние забеги,
- Лыжня России, лыжные гонки
- Малые олимпийские игры
- Смотр строя и песни
- Дни и недели здоровья совместно с родителями
Задачи | 1.Создание оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса, с помощью детей и родителей 2.Системное использование новых технологий в процесс обучения (В.Ф Базарного). 3. Совершенствование организации урока и внеурочной деятельности на основе принципов здоровьесбережения 3. Активизация занятий физической культуры и спорта. 4.Расширять кругозор о массовых спортивных мероприятиях в мире (спортивных чемпионатах, олимпиаде, футболе и т.п.) |
Виды деятельности |
|
Формы работы |
|
Ожидаемый результат | *Снижение утомляемости и увеличение работоспособности на уроках и дома *Развитие спортивного образа жизни, предусматривающего активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях *Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом *Создание проектных работ: стенгазеты, фотоколлажи, сообщения *повышение результативности в соревнованиях |
Методы диагностики | -Анкета А.Андреева «Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью» -Анонимное анкетирование младших школьников «Моё Здоровье» (итоговая) -Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» Цветовой тест Люшера |
14
2.РАЗДЕЛ: Питание и здоровье
Данный раздел основан на курсе М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой «Две недели в лагере здоровья» - 3 класс. - расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
Задачи | 1.Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; 2.Формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. 3.Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов 4. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста. |
Виды деятельности |
|
Формы работы |
|
Ожидаемый результат | *Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; *Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия; *Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми. *Создание проектных работ: стенгазеты, фотоколлажи, сообщения |
Методы диагностики | -Анонимное анкетирование младших школьников «Моё Здоровье» (итоговая) Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» -Цветовой тест Люшера -Методика Рене Жиля «Незаконченные предложения» -Анализ рисунков, сочинений -Мониторинг факторов риска (сквозной) |
3 РАЗДЕЛ: Полезные и вредные привычки
Данный раздел направлен на создание условий для формирования самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции обучающихся на основе принципов здоровьесбережения посредством формирования компетенций в области нравственной сферы. Работа в данном разделе предполагает становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Задачи | 1.Воспитывать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни. 2. Способствовать профилактике вредных привычек 3.Развитие навыков противостояния негативным факторам риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); 4.Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. |
Виды деятельности |
|
Формы работы |
|
Ожидаемый результат | *Активное участие в прогулках, походах играх и конкурсах, способствующих укреплению здоровья *Соблюдение правил личной гигиены, сохранение порядка в школе и дома *Использование полученных знаний в жизни *Контроль над вредными привычками *Умение противостоять влиянию вредной окружающей среды. |
Методы диагностики | -Анонимное анкетирование младших школьников «Моё Здоровье» (итоговая) -Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» -Мониторинг факторов риска (сквозной) -Анкета о вредных привычках Анализ рисунков и сочинений |
4 РАЗДЕЛ: Вместе с родителями
Данный раздел направлен на создание условий для активного взаимодействия школы и семьи в вопросах здоровьесбережения. При активном взаимодействии семьи и школы, совместной организации просветительной и оздоровительной работы на основе взаимного доверия и сотрудничества значительно усиливается воспитательный и развивающий эффект. Поэтому с целью формирования здорового образа жизни младших школьников и воспитания ответственного отношения к здоровью очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей. В условиях семьи и школы следует организовать совместную просветительную и оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и предупреждение заболеваемости детей младшего школьного возраста.
На протяжении всего срока реализации программа родители принимают активное участие:
- Совместно с детьми в спортивно-массовых мероприятиях: в Кроссе Наций, Лыжне России днях и неделях здоровья
- Конкурс: «Семейные таланты»
- Классные игры – викторины посвященные Дню Защитника отечества, 8 Марта и др.
- Подготовка и проведение подвижных игр на классных праздниках
- Совместные прогулки в лес
Задачи | 1. Активное привлечение родителей к изучению вопросов сохранности детского здоровья 2. Использование воспитательного потенциала родителей для обмена опытом в вопросах воспитания здорового образа жизни в семье. 3.Создание условий, способствующих повышению личной заинтересованности родителей обучающихся в участии в спортивно-массовых мероприятиях. |
Виды деятельности |
«Роль совместного досуга детей и родителей в воспитании коммуникативной культуры школьника!» |
Формы работы |
«Мир наших увлечений» выставка творческих работ детей и родителей
|
Ожидаемый результат | *Активное участие в прогулках, походах играх и конкурсах, способствующих укреплению здоровья *Укрепление семейных ценностей и отношений *Совместная работа по решению практических задач |
Методы диагностики | -Мониторинг факторов риска (для родителей) Анкеты о вредных привычках, режиме дня, выполнении домашнего задания Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья» (сквозная) |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на родителей и учащихся 1 – 4 классов и реализуется при тесном сотрудничестве классного руководителя, учителей, службы социально - психологического сопровождения детей, педагогов дополнительного образования, медицинского кабинета, внешкольных учреждений, родителей, окружающего социума.
В процессе реализации программы используются:
- элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (Приложение 1);
- ИКТ технологии (презентации, видеофильмы, мультфильмы, аудиозаписи для релаксации);
- различные виды физкультминуток, массажа и самомассажа, упражнений для снятия напряжения (Приложение 2);
- разнообразные формы работы: элементы игровой технологии, беседы, викторины, веселые старты, практикумы, дискуссии, круглые столы и т.п.
Как продукт программы, заполнение Паспорта Здоровья на каждого ребёнка (Приложение 3)
Для отслеживания результативности программы используются:
- Методика Н.Г. Лускановой «Адаптация первоклассников»
- Цветовой тест Люшера
- Методика Рене Жиля «Незаконченные предложения»
- Мониторинг факторов риска нарушения здоровья среди учащихся начальной школы и их родителей
- Анкета для школьников «Твой характер»
- Анкета для школьников «Твоё здоровье»
- Анкета для школьников «Полезные и вредные привычки»
- Анкета для родителей «Характер моего ребёнка»
- Анкета для родителей «Оценка потребностей учащихся по укреплению здоровья»
- Анкета для родителей «Полезные и вредные привычки»
- Анкета для учащихся «Режим дня»
- Экспресс диагностика качественных изменений в смысловой системе школьников «Внутренняя картина здоровья»
- Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
- Анкета А.Андреева «Уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью»
- Анонимное анкетирование младших школьников «Моё Здоровье» (итоговая)
БИБЛИОГРАФИЯ
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008.
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006..
- К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений/авт. – сост. В. Ф. Феоктистова, Л. В. Плиева. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
- Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2011.
- Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 4-го класса/под.ред. Т. Б. Гречаной. – М. Проджект ХООП, 2000.
- Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы.Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
- Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
- Управление школой//Журнал №10,2012.
- Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность/под. ред. В.Р. Кучмы. – М.:Просвещение, 2012.
Интернет ресурсы:
http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4180.html
http://samocwet.ucoz.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:
основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование
конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела ( расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты
( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, стоит обратить внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя.
В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики.
Использование зрительно - пространственной активности в режиме школьного урока, достигается за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Ориентиры для урока:
- Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. ( Рис. 1 )
Рис. 1
2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.
3. «Весёлые человечки». На карточках, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
4.Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:
1) Пирамидки (рис.2). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
Рис. 2
2) Тарелки с разноцветными кружками (рис.3). Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Рис.3
3) Коврик (рис.4 ). Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.
4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).
5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с
« ковриком».
6) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе (рис.5).
Рис. 4
Рис. 5
С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой - ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).
1) «Сотвори в себе солнце»;
2) «Волшебный цветок добра»;
3) «Путешествие на облаке»;
4) «У моря»;
5) «Золотая рыбка»;
6) «Янтарный замок»;
7) «Танец рыбки»;
8) «На лугу»;
9) «Водопад»;
10) «Сила улыбки» и т.д.
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
Точечный массаж – простая
и безопасная терапия.
Массирование производится
надавливанием на определённые
точки. При простудных
заболеваниях и для повышения
иммунитета необходимо
массировать определённые
точки на лице ( №1, №2,№3 ),
при головных болях рекомендуется
массировать височную область .
Упражнения для мышц рук.
1) «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
3) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
4) «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
- Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
- Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
- Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
- Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
- Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто
«пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
9. Использование на уроках сенсорного круга.
В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.
Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
«Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».
С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный час -" Здоровое питание"
Здоровое, правильное питание имеет решающее значение для ребенка в период его обучения в школе, так как именно в этом возрасте вырабатывается мотивация поведения, потребность и привычка к здоров...
Воспитательное мероприятие „Здоровье не купишь - его разум дарит”
Воспитательное мероприятие„Здоровье не купишь - его разум дарит”Цель: формирование психологической установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит”Задачи: выявит...
Воспитательное мероприятие."Здоровые дети - в здоровой семье"
Пропаганда ЗОЖ...
Воспитательное мероприятие «Здоровым быть здорово!»
Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании, полезных и вредных привычках.Задачи:1. воспитательная - воспитание чувства коллект...
Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».
Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....
Воспитательная программа "здоровому всё здорово".
Воспитательная работа с классом....
Воспитательный проект "Здоровье всему голова"
Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, т.к. очень много своего свободного времени проводят за компьютером, ноутбуком, планшетом. Это серьёзная проблема нашего современного общества.Необходи...