Здоровье сберегающие технологии в работе воспитателя ГПД.
материал по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Трофимова Динэ Гадылшевна

Теория и практические упражнения по здоровье сбережению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Трофимова Д.Г., воспитатель ГПД          

                                                                  ГБОУ школа №302 Фрунзенского района

                                                                                                         Санкт-Петербурга

    Здоровье сберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД.

1. Цели и задачи здоровьесберегающей деятельности в ГПД:

  • создание здоровьесберегающих условий организации образовательного и воспитательного процесса;
  • сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них и их родителей, а также у педагогов ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Одним из вариантов здоровьесберегающих технологий является медицинская профилактическая работа, проводимая в образовательных учреждениях. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Формирование у учащихся ответственности, в т. ч. и за свое здоровье, - воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Творческий характер образовательного процесса - обязательное условие здоровьесбережения.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

"Цена обучения для здоровья"- вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит педагогу мерилом допустимости тех, или иных педагогических воздействий.

Одним из косвенных индикаторов оценки является степень интереса школьника к учебе, конкретному предмету, выполнению домашнего задания в ГПД, часто облеченная в желание или нежелание идти в школу. Очевидно, что степень этого интереса и желания отражает и уровень позитивного влияния на здоровье применяемых педагогом технологий, как на уроке , так и в ГПД .Ведь ребенок, для которого школа - тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.



Предварительный просмотр:

  1. Принципы здоровьесбережения.

Один из принципов здоровьесберегающей педагогической тактики состоит в том, что не воспитатель в ГПД должен "навязывать" ученику информацию, а ученик должен запросить ее у педагога и получить требуемый ответ.

Задача педагога - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.

Схематично модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает в себя три этапа:

  • на первом воспитатель сообщает ученикам информацию (рассказывает,
    читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким
    расчетом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся;
  • на втором этапе учащиеся задают вопросы;
  • на третьем - воспитатель на них отвечает .

Поощряется умение задать вопрос и попытка ответить на него. Сравнение этой технологии с традиционной показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большого объема материала. Воспитательный процесс в ГПД проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков и большей удовлетворенностью от занятия как у педагога, так и у детей.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
    стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса,
    атмосфера доброжелательности, доверия, индивидуальный подход,
    создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
  • творческий характер образовательного процесса. Воспитание и обучение в ГПД без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими;
  • обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмо-
    ционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.



Предварительный просмотр:

  • построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
  • предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении
    нового материала, принцип целостности;
  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педа-
    гогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить
    какой-то фрагмент или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
  • рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой
    и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: до
    50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;
  • обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.

3. Реализация здоровьесберегающих технологий на практике.

В сфере  деятельности  ГПД находятся все составляющие образовательных, воспитательных и здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной и воспитательной деятельности (строгое соблюдение режима в ГПД с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью, в процессе проведения игровых оздоровительных мероприятий на прогулке.



Предварительный просмотр:

Практические задания по здоровье сбережению , проводимые в процессе моей работы  в ГПД .

Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.

  • Исходное положение - сидя на стуле. На счет 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  • Иходное положение - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 – исходно положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  • Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - исходное положение, 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  • Исходное положение - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 - исходное положение, 3 - поворот головы налево, 4 - исходное положение, 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - исходное положение, 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  • Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  • Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счет 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
  • Исходное положение - сидя, руки подняты вверх. На счет 1 сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Комплекс упражнений для снятия утомления с туловища.

  • Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки за голову. На счет 1 резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы:статья-выступление" Использование здоровье-сберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения"

Выступление на пед.совете  " Использование здоровье-сберегающих технологий  в процессе обучения свнедрением ФГОС нового поколения"...

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе с воспитанниками"

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. ...

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе с воспитанниками"

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. ...

Здоровье сберегающие технологии в работе ДОУ

Здоровье сберегающие технологии: понятие цели, задачи.Виды здоровье сберегающих технологий используемых в ДОУ.Формы оздоровительной работы в групее....

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми"

Методиеский материал по теме: "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми"...

Здоровье-сберегающие технологии. Исследовательская работа

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и ...

Здоровье сберегающие технологии. Исследовательская работа

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Целью данной работы является обобщение оп...