«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
статья по зож

Соловьёва Оксана Владимировна

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека,  в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayuschie_tehnologii_opy_raboty_1.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

                                                                                               

                                                                                               

2019 г

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

 В.А.Сухомлинский

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека,  в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.(слайд 3)

 Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?

       С этой целью  на своих уроках я применяю здоровьесберегающие технологии, без которых современный урок теряет свою силу.

Для того, чтобы учебный процесс был полноценным нужно подготовить класс с учетом СанПиН.

(слайд4.) Важно соблюдать режим проветривания, режим освещённости, питьевой режим.

Воду мы употребляем только бутилированную , в наличии пластиковые одноразовые стаканы.

В нашем классе много цветов. А ,как известно, использование в интерьере класса растений приводит к улучшению качества воздуха  внутри классного помещения, который благотворно влияет на здоровье школьника. Растения так же оказывают положительное влияние на настроение ребят.

Начало учебного дня в нашем классе , как и во всей начальной школе, начинается с организованной зарядки.(слайд 5.)

Как вы знаете, из всех нагрузок, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы.(слайд 6)Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» мы сами и создаём. Ребёнок по своей природе должен находиться в движении. Сидеть для него непросто.

 В 1-4-х классах в течение урока ,нам всем известно, ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Для снятия утомляемости провожу физминутки. На уроке ребята по мере наступления усталости идут работать за конторку Базарного.  Работа за конторкой стоя - это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости.

И.Кант писал, что рука – вышедший наружу мозг. Что он хотел этим сказать? А то, что все глубинные процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Поэтому на каждом уроке письма и математики я использую пальчиковую гимнастику. Таких упражнений огромное множество.

(слайд7.) Я уделяю достаточное внимание пальчиковой гимнастике на уроках с первоклассниками. Но и  в 4 классе тоже не обойтись без неё. В 3-4 классах детям приходится много писать и можно применять такие задания (растирание пальцев, стряхивание кистей, игра на различных инструментах.)

Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.

Проведение физкультминутки во время урока имеет оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.

      В 4-ом классе чаще я провожу скрытые физминутки ,и называю их творческими.

(видео слайд9)Например, при изучении басен мы показываем басню без слов, можем немного побыть художниками(нарисовать весенний, летний пейзажи), показать зимние виды спорта, летние. Можно придумать физминутку связанную с темой урока.

(слайд 10.)Перед началом урока важно провести нужный для данной ситуации психоэмоциональный настрой.

 Например(слайд 11)

1.Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2.Приветствие.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

3.Если погода пасмурная да ещё понедельник 1-ый урок, то мы кроме психологического настроя делаем самомассаж (растираем мочки ушей, массажируем их и т.д.)

4.Если ребята пришли возбуждённые после урока физкультуры или перемены мы практикуем «дыхательную гимнастику» (на вдох разводим руки в разные стороны, на выдохи соединяем на уровне груди на пару секунд задерживаем дыхание повторяем 3-4 раза)

Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, поднимает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников. В целом использование этого комплекса упражнений показывает хорошие результаты. Предполагается улучшение осанки, увеличение объёма лёгких, а также повышение иммунитета.  

На уроке русского языка я в основном провожу пальчиковую гимнастику. Она улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.  (слайд 13.)

(слайд14.)Стараюсь по возможности менять виды деятельности. Работа в парах, группах: моим детям очень нравится игра «Разведчик» (класс разбивается на группы –выбирается разведчик. На доске прикреплён напечатанный текст. Разведчики подходят запоминают часть текста и диктуют своей группе. Периодически разведчики меняются побеждает та группа, которая быстрее и правильнее запишет текст) или «Зайцы и охотники» (Учитель выбирает «зайцев». С мест «охотники»  диктуют ,например, словарные слова. Если «заяц» ошибся несколько раз его заменяют другим ребёнком),игра «Наполни корзину» (ребята разбиваются на группы и совместно заполняют корзину словами на заданное правило)

На уроке чтения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать: - гимнастику для глаз. Я на уроках часто использую схему Базарного. (слайд 15)Часто инсценируем фрагменты произведений. Очень любят ребята  аутогенную тренировку(видео слайд 16)

Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм. Центральной задачей AT является овладение собственными эмоциями. Прежде чем приступить к AT, я уменьшаю — освещённость кабинета, включаю тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо расслабиться. Я прошу их слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бёдер, кисти свободно свесить. То есть принять «позу кучера». Иногда мы «летаем в космос», иногда отправляемся «на острова в океане», иногда «спускаемся к реке, ложимся на песок и небольшие волны омывают ноги», отдыхаем в лесу, слушая пение птиц.

На уроке математики. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока  я не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого я развиваю зрительную память, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

Также я включаю профилактические упражнения для глаз. Например,– “Раскрашивание”.(игра с залом)Предлагаю  детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Урок окружающего мира(слайд 17)

  Если позволяет тема урока, провожу урок в виде игры. Например, в 3-ем классе по теме «Человек» обобщающий урок   устроила в классе больницу. Разбила класс на небольшие группы врачей и пациентов. Жеребьёвкой разыграли врачебные кабинеты. А некоторым ребятам заболевания. И « больные» ходили на прием к «врачам», получая консультации и если нужно помощь. Дети были в восторге. В 4-ом классе путешествуя, по природным зонам были полярниками, коренным населением тундры, путешественниками в пустыне. Конечно, времени на подготовку к такому уроку уходит на порядок больше. Но оно того стоит. Ребята в восторге и материал запоминается лучше. Игровую деятельность можно включать и на другие уроки, например,(слайд 18)математика при изучении темы « Цена, количество, стоимость»  на уроке «открылся магазин» и на практике узнали об этих понятиях.

Рекомендации по окончанию урока(слайд19)

Любой урок заканчивать:

- «выбрасыванием» усталости;

 -«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;

 -потягиванием.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.
Для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера.

Сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни помогает внеурочная работа:

Классные часы

Режим дня школьника

Что такое гигиена

Как сохранить зрение: забота о глазах

Полезные и вредные привычки

В гостях у Неболейки: профилактика гриппа и ОРВИ

Как вести себя, если что-то болит

Движение – жизнь

Микробы- опасные невидимки

Правильно питайся – здоровья набирайся

Что такое ЗОЖ

Почему вредно сердиться

Компьютер и телевизор: друзья или враги?

Традиционными стали в нашей школе: Дни здоровья, веселые старты, «Папа, мама, я -спортивная семья», Рождественская лыжня, велогонки, в которых дети с удовольствием принимают активное участие.

     Роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и каждый день на каждом уроке мы учим детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью.

ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ(слайд 20)
1
. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим больше добра!

(слайд 21)В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя, близких  и своих учеников. Спасибо за внимание.

        

        Список литературы

  1. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.
  2. Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ: методическое пособие/ Е.А. Марковская, И.В. Муштавинская-СПб.: СПб АППО, 2010.
  3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
  6. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщае...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Презентация  "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках в начальной школе"...

Из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Приводится  опыт  работы по  применению  технологий  здоровьесбережения...

Выступление на педсовете "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

В данной презентации представлены виды здоровьесберегающих технологий, которые применяются педагогами в начальной школе....