Дорогою добра
классный час по зож (2 класс)
Предварительный просмотр:
«Дорогою добра».
Внеклассное мероприятие во втором классе.
Цель:
- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Материалы : цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.
Ход занятия.
Орг. момент.
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.
- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
В жизни по-разному можно жить – А можно так:
Можно в беде, а можно – в радости, На рассвете встать –
Вовремя есть, вовремя пить, И, помышляя о чуде,
Вовремя делать шалости. Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Ученики исполняют песню «Дорогой добра»
Ознакомление с темой.. Беседа. Слайд 2
- Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)
У. - Доброта... Что означает это слово? (Объяснение детей, как они понимают это слово)
У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
У. - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 3 ) Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.( слайд 4)
Слайд 5
Ещё в старой азбуке буквы назывались словами:
Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро, Живите, Земля, Люди, Мыслите и т.д.
Азбука как бы говорила: «Люди Земли, живите, мыслите, творите добро.» пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.
У. - В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.( слайд 6)
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. (Слайд 7. )
Все, все,все И даже без хищников,
На свете нужны, Злых и свирепых.
И мошки Да если мы с кем-то
Не меньше нужны, Не очень дружны,
Чем слоны. Мы всё-таки очень
Нужны все на свете! Друг другу нужны.
Нужны все подряд – А если нам кто-нибудь
Кто делает мёд. Лишним покажется,
И кто делает яд. То это, конечно,
Нельзя обойтись Ошибкой окажется…
Без чудищь нелепых
Все, все, все
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны.
Составь пословицу. Работа в парах.
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них: Слайд 8
Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
4. Не хвались серебром, а хвались добром.
5. Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
6. В ком добра нет, в том и правды мало.
7. Не ищи красоты - ищи доброты.
8 . Доброе слово лечит, а плохое калечит.
9. Доброта, что солнышко
10. На добрый привет, добрый ответ.
Давайте проверим.(Слайд 8)
Не случайно народная мудрость гасит: «Доброта, что солнышко». Как вы понимаете это выражение?
Да, солнышко нам дарит тепло, внимание, заботу и радость. Солнышко посылает нам волшебные лучики и делает нас внимательными, ласковыми, вежливыми и добрыми.
Оно вот такое.
На доске рисунок солнца – на лучах слова: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость
Ой, ребята, какой-то злой волшебник специально решил запутать нас! Он перевернул все слова. Давайте исправим ошибку – заменим все слова на противоположные.
Работа детей. (Лучики перевернуть)
Если солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Вот почему к нам иногда обращаются: Солнышко, Солнце мое.
(Слайд 9) Вопросы и задания для беседы:
- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет.
Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)
(Слайд 10)
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)
Теперь, ребята, послушайте стихотворение Льва Николаенко «Доброта».
В доме добрыми делами занята, И откуда, спросишь ты,
Тихо ходит по квартире доброта. В доме столько доброты?
Утро доброе у нас, Что от этой доброты
Добрый день и добрый час. Приживаются цветы,
Добрый вечер, ночь добра, Рыбки, ежики, птенцы.
Было доброе вчера. Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
(Слайд12.)
Многим в жизни мы обязаны маме. У нее чуткое сердце, ласковые и добрые руки. Именно мама является душой семьи.
Ребята исполняют песню о маме.
Задание «Дерево Добрых Дел»
- Вспомните и расскажите о своих добрых делах. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
- Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды.
Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”(слайд 9)
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый , вы радостно хлопаете в ладоши , ели злой – закрываете лицо ладошками.
Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.
У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»
Какие желания были у девочки? А какое желание было последним?
Представьте, что этот волшебный цветок попал к нам. Мы скажем добрые пожелания своим друзьям, сидящим здесь гостям. И эти пожелания обязательно исполнятся. Подумайте, что бы вы хотели нам пожелать.
Игра «Цветик-семицветик» У ведущего в руках Цветик-семицветик. Несколько ребят отрывают лепесток, говорят волшебные слова:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели… (пожелание ребят)
Работа с «волшебными» словами и приветствиями.
- Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными».
У. - Значит не только слова должны быть добрыми , но и дела.
У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
7. Беседа о вежливых словах. ( слайд 11)
У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)
У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
Ты добрых слов не пожалей
Произноси их для друзей.
Игра: Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброеутро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Дядя Саша огорчен. Рассказал он вот о чем:
- Видел Настю - ученицу
Я на улице сейчас.
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но, давно уже от Насти
Я не слышу слова .. .(здравствуйте)
А слово-то, какое - очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слово ... (извините)
А слово-то, какое - очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу - очень рада.
Но, нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы ... (спасибо)
А слово-то, какое - очень дорогое.
В заключении дети читают стихи.
Не стой в стороне равнодушно, Добрым быть совсем, совсем не просто.
Когда у кого-то беда. Не зависит доброта от роста.
Оказывать помощь нужно Не зависит доброта от света.
В любую минуту, всегда. Доброта не пряник, не конфета.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя, Только надо, надо добрым быть
Будь счастлив, что день И в беде друг друга не забыть.
Не напрасно прожит, И завертится Земля быстрей,
Что годы живёшь ты не зря. Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Итог занятия: звучит песенка Кота Леопольда.
Используемая литература
А. Лопатина, М. Скребцова
НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога добра
Минусовка и текст песни...
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
"Дорогою добра"
Урок литературного чтения...
Презентация к уроку "Дорогою добра"
Презентация к уроку "Дорогою добра" по духовно-нравственному воспитанию...
урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"
подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной культуры...
Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"
С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...