Дорогою добра
классный час по зож (2 класс)

Пальчиковская Галина Витальевна

Классный час по здоровьесберегающим технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogoyu_dobra.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Дорогою  добра».

Внеклассное мероприятие во втором классе.

Цель:

-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

-        расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

-   учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

-  воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

-   развивать творческие возможности детей.

Материалы : цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.

Ход занятия.

Орг.  момент.

- Доброе утро!  Добрый день!  Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.

- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –        А можно так:

Можно в беде, а можно – в радости,      На рассвете встать –

Вовремя есть, вовремя пить,                   И, помышляя о чуде,

Вовремя делать шалости.                         Рукой обожженною солнце достать

                                                                    И подарить его людям.

Ученики исполняют песню «Дорогой добра»

Ознакомление с  темой..   Беседа.   Слайд 2

- Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)

У. - Доброта... Что означает это слово?  (Объяснение детей, как они понимают это слово)

У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

У. - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.   (Слайд 3 )   Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.( слайд 4)

Слайд 5

Ещё в старой азбуке буквы назывались словами:

Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро, Живите, Земля, Люди, Мыслите и т.д.

Азбука как бы говорила: «Люди Земли, живите, мыслите, творите добро.» пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.

У. - В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.( слайд 6)

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. (Слайд 7. )

Все, все,все                                                   И даже без хищников,

На свете нужны,                                          Злых и свирепых.

И мошки                                                      Да если мы с кем-то

Не меньше нужны,                                     Не очень дружны,

Чем слоны.                                                  Мы всё-таки очень

Нужны все на свете!                                  Друг другу нужны.

Нужны все подряд –                                 А если нам кто-нибудь

Кто делает мёд.                                         Лишним покажется,

И кто делает яд.                                         То это, конечно,

Нельзя обойтись                                         Ошибкой окажется…

Без чудищь нелепых

                                                Все, все, все

                                                На свете нужны,

                                                И это все дети

                                                Запомнить должны.

  Составь  пословицу.       Работа в парах.

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них: Слайд 8

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

1. Доброе слово  и кошке приятно.

 2. Не одежда красит человека,  а его добрые дела.

 3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

  4. Не хвались серебром,  а хвались добром.

 5. Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

 6. В ком добра нет,  в том и правды мало.

 7. Не ищи красоты - ищи доброты.

8 . Доброе слово лечит, а плохое калечит.

9.  Доброта, что солнышко

10. На добрый привет, добрый ответ.

Давайте проверим.(Слайд 8)

    Не случайно народная мудрость гасит: «Доброта, что солнышко». Как вы понимаете это выражение?

   Да, солнышко нам дарит тепло, внимание, заботу и радость. Солнышко посылает нам волшебные лучики и делает нас внимательными, ласковыми, вежливыми и добрыми.

Оно вот такое.

На доске рисунок солнца – на лучах слова: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость

   Ой, ребята, какой-то злой волшебник специально решил запутать нас! Он перевернул все слова. Давайте исправим ошибку – заменим все слова на противоположные.

Работа детей. (Лучики перевернуть)

   Если солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Вот почему к нам иногда обращаются: Солнышко, Солнце мое.

  (Слайд 9)       Вопросы и задания для беседы:

- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое  дерево через 15 лет.

 Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти. (Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

(Слайд 10)

- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)

Теперь, ребята, послушайте стихотворение Льва Николаенко «Доброта».

 В доме добрыми делами занята,                    И откуда, спросишь ты,

Тихо ходит по квартире доброта.                   В доме столько доброты?

Утро доброе у нас,                                            Что от этой доброты

Добрый день и добрый час.                             Приживаются цветы,

Добрый вечер, ночь добра,                              Рыбки, ежики, птенцы.

Было доброе вчера.                                           Я тебе отвечу прямо:

                                      Это мама, мама, мама!

(Слайд12.)

   Многим в жизни мы обязаны маме. У нее чуткое сердце, ласковые и добрые руки. Именно мама является душой семьи.

Ребята исполняют песню о маме.

   Задание «Дерево Добрых Дел»

- Вспомните и расскажите о своих  добрых делах. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)

- Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды.

         Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”(слайд 9)

- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый , вы радостно хлопаете в ладоши , ели злой – закрываете лицо ладошками.

    Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Какие желания были у девочки?       А какое желание было последним?

  Представьте, что этот волшебный  цветок  попал к нам.  Мы  скажем добрые пожелания своим друзьям, сидящим здесь гостям.  И эти пожелания обязательно исполнятся.   Подумайте, что бы вы хотели нам пожелать.

 Игра «Цветик-семицветик»    У ведущего в руках Цветик-семицветик. Несколько ребят отрывают лепесток, говорят волшебные слова:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели…  (пожелание ребят)

Работа с «волшебными» словами и приветствиями.

-  Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными».

У. - Значит не только слова должны быть добрыми , но и дела.

У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах. ( слайд 11)

У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться всем спешат.

         Ты добрых слов не пожалей

Произноси их для друзей.

Игра:   Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... (“Доброеутро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

    Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Дядя Саша огорчен.   Рассказал он вот о чем:

-        Видел Настю - ученицу

        Я на улице сейчас.

        Настя - славная девчонка,

        Настя ходит в первый класс.

        Но, давно уже от Насти

         Я не слышу слова .. .(здравствуйте)

         А слово-то, какое - очень дорогое!

        Встретил Витю я, соседа.

         Встреча грустная была:

        На меня он, как торпеда

        Налетел из-за угла.

          Но, представьте, зря от Вити

          Ждал я слово ... (извините)

        А слово-то, какое - очень дорогое!

         Он про внучку говорил:

        Экая досада -

         Я портфель ей подарил,

         Вижу - очень рада.

         Но, нельзя ж молчать, как рыба,

         Ну, сказала бы ... (спасибо)

        А слово-то, какое - очень дорогое.

                                          В заключении дети читают стихи.

Не стой в стороне равнодушно,          Добрым быть совсем, совсем не просто.

Когда у кого-то беда.                             Не зависит доброта от роста.

 Оказывать помощь нужно                   Не зависит доброта от света.

В любую минуту, всегда.                     Доброта не пряник, не конфета.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,                Только надо, надо добрым быть

Будь счастлив, что день                       И в беде друг друга не забыть.

Не напрасно прожит,                             И завертится Земля быстрей,

Что годы живёшь ты не зря.                  Если будем мы с тобой добрей.

        

                                   Доброта с годами не стареет,

                                   Доброта от холода согреет,

                                   Если доброта, как солнце, светит,

                                  Радуются взрослые и дети.

Итог занятия:   звучит песенка Кота Леопольда.

Используемая литература

         А. Лопатина, М. Скребцова

        НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...