"Дорогою добра"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_k._po_duh._nrav._vospitaniyu.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения, 4 класс.
Педагог: учитель начальных классов
Васильева Наталия Владимировна
Тема: «Дорогою добра» - урок по внеклассному чтению.
Цели урока:
- Общеобразовательные:
- Совершенствовать навык выразительного чтения.
- Развивать умение обобщать, делать выводы, умозаключения;
- Воспитательные:
- Повышать общую культуру личности
- Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
- Развивать чувство толерантности, прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, любовь к людям и природе;
- Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся.
- Развивать мышление, речь, воображение учащихся.
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор;
раздаточный материал: притча, правила доброго человека;
наглядные пособия: рисунки 3 типов людей, цветок желаний, конверты с домашним заданием, цветы с названиями качеств доброго человека, таблички – словарь Ожегова, табличка – тема урока;
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Организационный момент. Сказание о милосердии. - Сегодняшний урок я хочу начать со сказания. Послушайте внимательно и приготовьтесь выразить свое мнение. Когда Бог сотворил Землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: «О, Боже! Есть ли в твоем Творении что - нибудь крепче этих гор?» Бог отвечал: «Железо крепче гор, так как оно разбивает их». А есть что – нибудь сильнее железа?» «Да, - отвечал Бог – огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его». «А есть что – нибудь из созданного Тобой сильнее огня?» «Есть, вода, так как она тушит огонь». «О, Боже, но есть ли что – нибудь сильнее воды» - спросили ангелы. «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться». «О, Вседержитель наш! Есть ли что – нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?» «Есть. Добрый Человек, подающий милостыню». - кто же оказался самым сильным? - Сильнее каких природных стихий он оказался? - Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Обоснуйте свой ответ. - как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? ( о доброте, о людях и их поступках) - тема нашего урока «Дорогою добра» Презентация - «Главная» Типы людей В жизни бывают разные люди. В писании буддизма их разделили на три типа:
- ради чего, по вашему мнению, живет такой человек? (человек живет ради того, чтобы души людей, окружающих его, становились лучезарнее и добрее) - какие краски использовали бы, каким себе представляете такого человека?
- Каким вы себе его представляете7 (душа уже стремится вырваться из «оков» безразличия, жадности, черствости) - какие краски использовали бы, каким себе представляете такого человека?
- что вы можете сказать о таких людях? - какие краски использовали бы, каким себе представляете такого человека? - Как вы думаете, каких людей в нашем мире больше? - Каких людей в мире должно быть больше? Почему? - Посмотрите на экран и подумайте о том, что окружает нас каждый день. Презентация – «Плохое» - Что вы почувствовали, какие эмоции ощутили, глядя на экран? - Какое желание возникло у вас? (изменить…сделать что-то…) Притча о добром Самарянине -Нас в мире окружает не только зло, но и много доброго. «Добро» С.И. Ожегов – «все положительное, хорошее, полезное». «Зло» - «нечто дурное, вредное» и «беда, несчастье, неприятность». -Послушайте притчу о добром Самарянине - жителя Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту небольшую историю рассказал людям Иисус. - Докажите, что он действительно добрый, отметьте поступки этого человека. Иисус учил: «Люби ближнего своего как самого себя». Один человек спросил у него: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу. Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один странник шел тою же дорогою, увидел его и прошел мимо. Также шел крестьянин, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем, и если издержишь денег больше, я, когда возвращусь, отдам тебе». Иисус спросил человека: «Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним несчастному?» Человек ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди и ты поступай так же».
- «Иди и ты поступай так же» - как вы понимаете? - какие добрые дела совершил Самаритянин? - Все ли люди могут поступить так же, как он? - К чему это может привести человечество? - Да, очень важно помогать людям. Посмотрите на экран и подумайте о том, что нас окружают. Презентация – «Хорошее» - Какое ощущение, чувства, эмоции охватили вас? Какой мир вам ближе? В каком мире вы бы хотели жить? Библейские заповеди - Человек многое познал, но еще большего не знает. Мир сложен и многогранен. В нем существует гораздо больше того, что могут увидеть, услышать, почувствовать и понять люди. Человек – словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам, соблюдать определенные «правила» И эти «правила» давным – давно человечеству названы. Где? - Да, действительно, в качестве библейских заповедей. - Почему ее называют «Книгой книг»? - Вот какое огромное значение имеет Библия. - Заповеди Библии ведут людей по дороге Добра, поэтому они имеют огромное значение для всего человечества. - Какие заповеди вы знаете? - На какие 2 группы условно мы можем распределить все заповеди? Почему? - Все ли заповеди мы назвали? Давайте проверим. - Все заповеди условно можно разделить на 2 группы. Согласно евангельскому свидетельству, Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; сея есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Еванг. От Матф. 22, 37-40) - почему они так важны для людей? - заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни.
Заповеди 1. Бог для всех один. 2. Не поклоняйся идолам. 3. Не произноси имя Бога напрасно. 4. Шесть дней работай, а седьмой отдыхай. 5. Почитай отца и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. 6. Не убивай. 7. Не изменяй – люби верно, преданно. 8. Не воруй. 9. Не доноси и не лги, не злословь, не сплетничай, не осуждай, а также не верь клеветникам. 10. Не завидуй чужому добру, довольствуйся тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела. Обсуждение прочитанных произведений / чтение вслух - В каких прочитанных нами произведениях авторы затрагивают эту проблему? Обсуждение прочитанных рассказов в группах, чтение рассказов, выявление главной темы, выводы: 1 - любить живое 2 - о доброте и отзывчивости 3 - ты не один на свете Правила доброго человека - Скажите как можно больше добрых человеческих качеств, которыми должен обладать человек, идущий дорогою добра. - Милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность…. - Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя которые мы могли бы победить зло и стать лучше. - Предлагайте свои идеи, а потом сравним их с моими. Правила доброго человека
- назовите пословицы о доброте, милосердии - Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие? - Закройте все глаза. - Представьте, что сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Какого они цвета?
- Расскажите. - Посмотрите на нашу поляну доброты. - Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать? Итог урока: - От чего же и от кого зависит наличие зла в жизни? - от людей - В чем, как вы думаете, заключается смысл человеческой жизни: в создании прекрасного, доброго или безобразного, злого?
- К чему должен стремиться человек в своей жизни? - Мы с вами можем изменить мир? - Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра?
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. Рефлексия: - Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках? - Что вас поразило на сегодняшнем уроке? - Над чем заставил задуматься этот урок? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? - Что стало самым важным на уроке? Домашнее задание: - Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока:
- Спасибо всем за урок. - Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. - в память о сегодняшнем уроке я приготовила вам подарок. Как вы думаете, что это? - Правила доброго человека. - Пусть же эти правила станут для вас важными и помогут в жизни быть добрым человеком. | 1 5 4 2 5 2 5 5 5 2 2 2 | Учитель рассказывает сказание «главная» - слайд №1, музыка Рисунки 3 людей – на доске – по очереди Можно использовать работы детей: выставка, сравнение изображений, вывод Гиперссылка - «плохое», музыка Таблички на доске Текст - дети Читает ученик Таблички на доске Гиперссылка «Хорошее», музыка Книга «Библия» «Главная» - слайд - №3 Цветочная поляна – на доске – заранее или в ходе диалога «Главная» - слайд № 4. «Главная» - слайд № 5, музыка Конверты подарки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога добра
Минусовка и текст песни...
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
Презентация к уроку "Дорогою добра"
Презентация к уроку "Дорогою добра" по духовно-нравственному воспитанию...
урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"
подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной культуры...
Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"
С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Проект "Дорогою добра. Школа добрых волшебников"
Проект помогает развить умение видеть прекрасное, создавать его своими руками, дарить окружающим доброту и радость....