Рабочая программа шахматы
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shahmaty_belaya_ladya.docx | 47.6 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _____________Е.Б. Сунцова «28» мая 2018 Заместитель директора ___________Н.И.Фролова «30» августа 2018 | Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. от 31.12.2015 № 1576) утверждённой приказом от «31»августа 2018 №405 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Название: Шахматы
Класс: 1-4
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск 2018
Результаты освоения внеурочного курса
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и меж
предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Содержание внеурочного курса
Шахматная доска
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
- Шахматные фигуры
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
- Начальная расстановка фигур
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.
4.Ходы и взятие фигур
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белые и черные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращениепешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеихсторон неимеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответ черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5.Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6.Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.
Основные формы организации и виды внеурочной деятельности
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
Формы внеурочной деятельности:
- Шахматные турниры;
- Диспуты;
- Решение шахматных задач;
Тематическое планирование 1класс
№ п\п | Тема | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
1 | Шахматная доска | игра | Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. |
2 | Знакомство с шахматными фигурами Начальная расстановка фигур | игра | Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой |
3 | Шахматная доска и фигуры | игра | Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
4 | Знакомство с фигурой Ладья в игре | игра | Познакомиться с понятиями: ход, взятием. Ладьи. Научиться играть фигурой в отдельности. |
5 | Знакомство с фигурами. Слон в игре | игра | Научиться играть фигурой в отдельности совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Познакомиться с понятиями: ход, взятием, слоном. |
6 | Ладья против слона Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | игра | Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности анализировать ситуацию и принимать правильное |
7 | Ферзь в игре Ферзь против ладьи и слона | игра | Анализировать ситуацию и принимать правильное решение |
8 | Знакомство с шахматными фигурами. Слон в игре. | игра | Доске, сравнивают силу фигур и их позицию. |
9 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь, Конь в игре | игра | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. |
10 | Конь против ферзя, ладьи, слона | игра | Уметь работать конем, знать значения ферзем слоном. |
11 | Знакомство с пешкой Пешка в игре Пешка против ферзя, ладьи. | игра | Уметь работать конем, знать значения пешки. |
12 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | игра | Уметь работать пешка, знать значения фигурами. |
13 | Шах. Мат. Цель шахматной партии. | игра | Познакомиться с понятиями: шах, мат, пат, ничья. |
14 | Детский мат. | игра | Научиться объявлять шах. Научиться ставить детский мат. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
15 | Ничья, пат. Рокировка. | игра | Научится делать рокировку. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах. |
16 | Шахматная партия. | игра | Оценивать правильность ходов. Играть Всеми фигурами. |
17 | Учебная игра. | игра | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. |
Тематическое планирование 2класс
№ п\п | Тема раздел | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
1 | Поля горизонталь центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. | игра | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
2 | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. | игра | Познакомиться с правилами Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей |
3 | Обозначение шахматных фигур и терминов | игра | Познакомиться с понятием: партнёры. Организовывать комфортные Обозначение шахматных фигур и терминов отношения с партнерами по игре |
4 | Краткая и полная шахматная нотация. | игра | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться записывать шахматную партию. |
5 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила. | игра | Научиться играть фигурой в отдельности с совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. (Ладья ,слон) |
6 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | игра | Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности анализировать ситуацию и принимать правильное . Уметь выполнять защиту |
7 | Две ладьи против короля. | игра | Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Умение ставить мат ладьей, ферзь и ладья. |
8 | Ферзь и король против короля. | игра | Доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Игры на умение ставить мат. |
9 | Учебные положения на мат в два хода. | игра | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. Умение выполнять мат. Решение задач |
10 | Мат в два хода в дебюте. | игра | Познакомится с основными правилами дебюта. |
11 | Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня. | игра | Уметь работать пешкой, знать значения пешки. |
12 | Король. Место короля. Ход короля | игра | Уметь работать королем, знать значения фигурами |
13 | Шах. Шах всеми фигурами. Защита от шаха. | игра | Знать три способа защиты шаха мата. Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. |
14 | Мат всеми фигурами. Мат в один ход. (простые примеры) | игра | Решение задач мат в один ход Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
15 | Сочетание тактических приемов. | игра | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Анализировать положение фигур на шахматной доске. Знать простые тактические приемы. |
16 | Патовые комбинации. | игра | Оценивать правильность ходов. Примеры патовых позиций |
17 | Игра всеми фигурами. | игра | Познакомиться с элементарными шахматными Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. |
Тематическое планирование 3класс
№ п\п | Тема раздел | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
1 | Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | игра | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
2 | Рокировка. Превращение пешки взятие на проходе | игра | Длинная короткая рокировка. Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности |
3 | Шах, мат, пат Начальное положение. | игра | Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Начальное положение. |
4 | Начальное положение. Шахматная нотация. | игра | Научится записи шахматной нотации. Правильное начальное положение |
5 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | игра | Научиться играть фигурой в отдельности совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. |
6 | Запись начального положения краткая и полная шахматная нотация | игра | Умение записи шахматной нотации . |
7 | Запись шахматной партии. Ценность фигур | игра | Запись шахматной нотации. Изучение ценность фигур. Доске сравнивают силу фигур и их позицию. |
8 | Мат в один ход, два хода Решение шахматных задач. | игра | Доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Умение быстро ставить мат. |
9 | Игровая практика с записью шахматной партии. | игра | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. |
10 | Двух- и трехходовые партии. | игра | Уметь работать конем, знать значения коня. |
11 | Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. | игра | Уметь работать конем, знать значения пешки. |
12 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. | игра | Уметь работать конем, знать значения фигурами |
13 | Детский мат. Защита. Игровая практика | игра | Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. |
14 | “Повторюшка хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | игра | Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
15 | Принципы игры в дебюте. | игра | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Анализировать положение фигур на шахматной доске. Дебют |
16 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. | игра | Оценивать правильность ходов. |
17 | Игра всеми фигурами | турнир | Играть всеми фигурами из начального положения. |
Тематическое планирование 4класс
№ п\п | Тема раздел | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
1 | Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | игра | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
2 | Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | игра | Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой |
3 | Темы разрушения королевского прикрытия. | игра | Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
4 | Комбинации на вечный шах | игра | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности с |
5 | Решение задания Игровая практика. | игра | Научиться играть фигурой в отдельности ссовокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. |
6 | Игровая практика. Ладья против ладьи. | игра | Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности анализировать ситуацию и принимать правильное |
7 | Решение заданий. Игровая практика. | игра | Анализировать ситуацию и принимать правильное решение |
8 | Игровая практика. Матование слоном и конем (простые случаи) | игра | Сравнивают силу фигур и их позицию. |
9 | Решение заданий. Пешка против короля. | игра | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах. |
10 | Решение заданий. Игровая практика. | игра | Уметь работать конем, знать значения коня. |
11 | Король ведет свою пешку за собой | игра | Уметь работать конем, знать значения пешки. |
12 | Решение заданий. Игровая практика. | игра | Уметь работать конем, знать значения фигурами |
13 | Игровая практика. Два коня против короля. | Игра | Научиться рокировать. Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. |
14 | Решение заданий. Игровая практика. | игра | Научиться рокировать. Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
15 | Игра в эндшпиле | игра | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Анализировать положение фигур на шахматной доске. |
16 | Принципы игры в дебюте. | игра | Оценивать правильность ходов. |
17 | Игровая практика | турнир | Играть всеми фигурами из начального положения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ."Шахматы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе» для 2 класса (первый год обучения)...
Рабочая программа "Шахматы"
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....
Рабочая программа " Шахматы"
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.На заня...
Рабочая программа "Шахматы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс...
Рабочая программа "Шахматы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Шахматы" 1- 4 годы обучения
Программа составлена в соответствии с ФГОС, к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» 1- 4 годы обучения под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой....
Рабочая программа_шахматы
Дополнительное образрвание, срок реализации -2 года, 3 часа в неделю...