Современная школа и проблемы здоровья учащихся.
статья по зож
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства,отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенным являются следущие: 1) состояное полного физического, психологического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
По данным Министерства здравоохранения РФ, в последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличается и показатели заболеваемости у подростков (15-17 лет).
Большую группу составляют дети, находящиеся "между здоровьем и болезнью". У них наблюдается функциональные нарушения, не достигшие погога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноз хронического заболевания врачи им не дают. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.
Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры,учителя и воспитатели,сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.
Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.
О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученные 19 века. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушение осанки, неврастении и анемии.
Изучение причин школьных болезней позволил специалистам 20 века заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ, 30% из них функционируют в 2-3 смены, отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.
Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. то же самое можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавшие обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% - патологические отклонения функционального характера. Нарушение осанки обнаружены у 84% кольников, снижение остроты зрения - у 35%. патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает анологичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.
В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. в связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно-Психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массытела.
Конечно, неправомерно винить тольно только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. за 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа - Государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с представлением детям качественных образовательных услуг,стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь - детского населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...
Основные проблемы здоровья современного учителя
Статья раскрывает основные проблемы здоровья современного учителя....
Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"
В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....
«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»
Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии...
Проблемы образования учащихся в современной школе
В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются ин...
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...