Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
статья по зож
работа, включающая описание применения здоровьесберегающих технологий при работе с учащимися в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Педагогический проект
- по теме:
- «Использование здоровьесберегающих технологий
- в начальной школе»
Учитель начальных классов
Лисичкина Татьяна Васильевна
Саратов – 2019 г.
Актуальность проблемы
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
-умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
-проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
-имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);
-честен, самокритичен (нравственное здоровье);
-коммуникабелен (социальное здоровье);
-уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
К здоровьесберегающим технологиям, которые применяю в процессе обучения, прежде всего, относятся:
1.Игровая технология обучения.
2.Технология дифференцированного обучения.
3.Технология коллективного взаимообучения (отдельные виды групповых работ).
Постановка проблемы
Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в кабинете.
Цель:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания необходимых условий.
Задачи:
-применение здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеурочной деятельности;
- привлечение родителей, медиков к решению вопросов оздоровления дете;
- организация активного спортивного досуга детей;
-формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- организация здоровьесберегающей среды в кабинете.
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Механизм реализации проекта
1. В реализации проекта участвуют педагоги, работающие в классе, медицинский работник, родители.
2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:
Подготовительный этап
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:
- изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий
- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
- определение стратегии и тактики деятельности.
Основной этап
Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:
●Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью школьной медицинской сестры
● Применение здоровьесберегающих технологий на уроках
●Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами
- Посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению
-Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;
-Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
-Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок
- работа с семьей;
Заключительный этап, когда проводятся анализ деятельности по реализации проекта; проведение диагностики при выходе из начальной школы; постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья.
Формы работы со школьной медицинской сестрой в процессе реализации проекта:
- мониторинг здоровья учащихся при обучении в начальной школе
-взаимодействие в процессе профилактики заболеваний
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
- беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;
-динамические паузы,
-подвижные игры
-гимнастика для глаз
-дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- организация спортивных праздников;
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
- родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;
- лекторий для родителей;
- проведение совместных спортивных праздников;
- индивидуальные консультации;
-привлечение родителей к ремонту класса,
покупка бутилированной воды
-помощь в озеленении класса
Урочная деятельность:
-строгое соблюдение режима школьных занятий
-построение уроков с учётом работоспособности детей
-использование средств наглядности
-смена видов учебной деятельности
- обязательное выполнение гигиенических требований,
-благоприятный эмоциональный настрой
-применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика
-работа в группах и парах
Внеурочная деятельность
- занятость в кружках и секциях
- экскурсии, походы
- дни здоровья, спортивные праздники
Рабочий план реализации проекта
Основной этап (практический).
- Приобретение кулера для питьевой воды.
- Кварцевание кабинета.
- День начинать с проведения утренней зарядки.
- Озеленение класса растениями выделяющими фитонциды (герань), очищающими воздух (хлорофитум)
- Каждую четверть проводить «Дни здоровья».
- Проводить спортивные мероприятия совместно с родителями:
- Катание на лыжах и санках;
- Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- Для профилактики простудных заболеваний сделать «ожерелья» из футляров от Киндер-сюрприза, в которые вкладывать дольки чеснока и одевать на шею.
- Обеспеченность учащихся горячим питанием.
Примерные занятия родительского лектория
«Режим дня школьника»,
«Как преодолеть двигательный голод»,
«Закаливание ребёнка в семье»,
«Телевидение и дети»,
«Как помочь нашим детям быть здоровым»,
«Страх-друг или враг?»
Принципы оздоровительной работы
- Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности, инициативы, творчества)
- Наглядности
- Систематичности и последовательности
( взаимосвязь знаний, умений, навыков)
- Принцип «Не навреди!»
- Принцип повторения (выработка динамических стереотипов)
- Постепенности (преемственность одной ступени с другой)
- Доступности и индивидуализации
- Непрерывности
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих
- Стиль учителя – быть примером в осуществлении здорового образа жизни
Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни
Место проведения | Время проведения | Форма организации |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. |
Спортплощадка школы, парк, лес, детский парк, бассейн, спортзал | Вторая половина учебного дня | Прогулки, экскурсии, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции (плавание, футбол) |
Лес, парки, спортплощадки | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Детские спортивные секции и кружки |
Школьные оздоровительные лагеря. Спортплощадка школы (лес) | Каникулы. Выходной день | Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. День Здоровья – Праздник Спорта |
Результатом практической деятельности по проекту
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
можно считать следующее:
- Сохранение здоровья учащихся
- Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города. Рациональное использование свободного времени
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.
Список литературы
1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Самара, 2004 г.
2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2000г.
3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.
В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...