Исследовательские работы младших школьников как средство формирования потребности здорового образа жизни
статья по зож (4 класс)
В статье представлены итоги проведения конкурса исследовательских работ учащихся начальной школы «Знайка».и. тематика исследовательских работ, содержание которых связано с изучением здорового образа жизни..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskie_raboty_mladshih_shkolnikov.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательские работы младших школьников
как средство формирования потребности здорового образа жизни
Чернышова Н.С.,
ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В.Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
Уже давно в Кировском районе Санкт-Петербурга стало доброй традицией проведение весной конкурса исследовательских работ учащихся начальной школы «Знайка». Конкурс способствует стимулированию к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся младших классов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие школьников становится возможным за счёт совершенствования и развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения. Седьмой год Информационно-методический центр Кировского района Санкт-Петербурга проводит конкурс в форме Научно-практической конференции. Конкурс проходит на двух площадках: четвероклассники представляют свои работы в ГБОУ школа-интернат №2, которая является инициатором конкурса, а учащиеся 2 и 3 классов на базе ГБОУ лицей № 384.
Основные цели конкурса:
∙ интеллектуальное и творческое развитие учащихся школы посредством вовлечения в исследовательскую деятельность;
∙ поддержка талантливых детей, демонстрация и пропаганда лучших достижений школьников;
∙ интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и воспитание толерантного отношения к ним со стороны общества (детей, родителей, общественности);
∙ привлечение общественного внимания к проблемам развития интеллектуального потенциала общества. Задачами конкурса являются:
∙ выявление талантливых школьников, проявляющих интерес к поисково-исследовательской деятельности, оказание им поддержки;
∙ вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры;
∙ расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
∙ активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития, развитие и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих их областях науки;
∙ развитие коммуникативных умений учащихся;
∙ демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы учителей школы по организации поисково-исследовательской деятельности;
∙ поддержание тесного контакта с родителями в расширении кругозора учащихся в области достижений науки.
Работа конкурса «Знайка» предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности на секциях соответствующих параллелям классов: 2-е, 3-и и 4-е. Особенность исследовательской деятельности в начальной школе состоит в том, что ею могут заниматься все учащиеся, независимо от того, как они учатся. Главное - правильно поставить интересную и посильную учебную задачу.
Что же интересует наших детей? Тематика выступлений имеет довольно широкий спектр, меняющийся год от года, но всегда неизменными остаются вопросы здоровья. Очень ценно, что школьники придают этому направлению большое значение, заботятся о здоровом образе жизни. Вот уже много лет в конкурсе проводятся такие секции, как «Сохраним своё здоровье», «Ешь, пей и здоровье разумей», «Познаём себя», «Мир здоровья и спорта», «На здоровье!».
В 2017 году в конкурсе исследовательских работ учащихся начальной школы «Знайка» приняли участие 125 человек: 42 учащихся 4-х классов, 46 учащихся – 3-х классов и 37 – 2-х классов. Для участия во втором очном туре были приглашены 102 конкурсанта. Из них 23 % школьников представили работы, связанные с формированием здорового образа жизни и укреплением здоровья. Конкурсантов интересовали вопросы питания, личной гигиены, факторы, влияющие на здоровье и др. В своих выступлениях юным исследователям необходимо было представить суть работы, аргументировать ее научную или практическую актуальность, обязательно рассказать о проведённом самостоятельном эксперименте, озвучить суждения и выводы. После выступления присутствующие на секции дети и взрослые обязательно задают вопросы по теме работы, и это является одним из показателей того, насколько ребёнок заинтересован изучаемой проблемой.
Приведем в качестве примера перечень исследовательских работ победителей и призёров конкурса 2016-2017 учебного года, содержание которых связано с изучением здорового образа жизни.
2 класс | |||||
ОУ | Название работы | Автор | Руководитель | ||
1 | Инт 2 | Микробы | Абросимов Иван | Ковтун Л.К. | |
2 | 261 | Гонки кастрюль Чурилин Фёдор Мишенцева Л.А | Чурилин Фёдор | Мишенцева Л.А | |
3 | 261 | Можно ли ускорить рост волос? | Фёдоров Максим | Першина О.В. | |
4 | 378 | Изготовление шоколада в домашних условиях | Пейсаходин Матвей | Струнина Е.А. | |
5 | 654 | Слышит ли нас вода? | Шалаева Ксения | Алексеева Ю.В | |
3 класс | |||||
6 | 244 | Свойства морской воды | Федотова Алина | Иванова А.А. | |
7 | 261 | Радиация вокруг нас | Горохова Ольга | Сорокина Ю.Е. | |
8 | 284 | Зубная щётка – друг или враг? | Семёнов Артём | Лукина Е.И. | |
9 | 387 | Крапива | Евстратов Дима | Воропаева М.В. | |
10 | 389 | Чудеса солёные | Кузнецова Арина | Смирнова Н.А | |
11 | 481 | Условия развития плесени | Смелов Иван | Рогачёва Е.В. | |
12 | 585 | Кока-кола. Польза или вред? | Павлов Никита | Карцева Н.А. | |
13 | 244 | Способы борьбы с бытовой пылью | Гуськова Ирина | Родионова Т.А. | |
4 класс | |||||
14 | 244 | Восприятие вкуса | Тимофеев Дмитрий | Тихомирова М.М. | |
15 | 244 | Почему скисает молоко | Ненно Артем | Григорьева Н.В. | |
16 | 249 | Как защититься от плесени | Ибаев Артур | Милейко Е.В. | |
17 | 249 | Где прячутся болезни? | Канашина Ксения | Милейко Е.В. | |
18 | 261 | Кашу маслом не испортишь, а молоком? | Махина Мария | Федорина Е.В. | |
19 | 269 | Природные консерванты | Кольцова | Оксана Шкатова Е.В. | |
20 | 387 | Обнаружение нитратов в овощах и фруктах | Волков Егор | Рябинская С.Л. | |
387 | Тайна пшеничного зерна | Шилонцев Андрей | Радюпова Л.А | ||
504 | Иван-чай: продолжение семейных традиций | Лицкалова Мария | Гусарова Е.Г. |
Введение в содержание воспитания и образования детей занятий о здоровье и ценностном к нему отношении, обеспечение двигательной активности детей поможет сформировать у детей представления о здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - 2012 год "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов".
· Цель и задачи·...
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....
Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»
Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио здоровья как средство формирования культуры здорового образ...
Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов
М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...
Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса
Выступление на ШМО учителей физической культуры с темой "Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса"....