«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов"
статья по зож
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushch_tehnologii_v_rabote_uchitelya_nach_klassov.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
(из опыта работы)
Приходько М. С.
учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 6 г. Хабаровск
Что такое здоровье? Существует достаточно много понятий и определений. По мнению, профессора В.И. Дубровского, «здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен». Всемирная организация Здравоохранения определяет здоровье, как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Академик РАН И.Т. Фролов говорит о том, что «здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека».
Какими бы разными не были определения понятия «здоровья», они имеют один очень важный аспект: здоровье – такое состояние, при котором человек физически, социально, психологически и нравственно благополучен в своей жизнедеятельности.
Здоровье физическое – это состояние, которое определяется гармонией физиологических процессов и максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, отношение человека к миру.
Здоровье нравственное – это совокупность характеристик личности, в основе которых лежит система нравственных ценностей.
Здоровье – основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические полях заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Работая в школе, я столкнулась со следующими трудностями:
- интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
- педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
- функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
- отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
- возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
- выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
- усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.
Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно.
Первое, что я сделала это анкетирование родителей на тему: «Как питается ваш ребенок дома?», «Какой режим дня у вашего ребенка?». Я пыталась выявить уровень сформированности знаний родителей о правильном питании, задавая им периодически вопросы на родительских собраниях. С родителями своих первоклассников провела цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Очень помогла здесь медсестра нашей гимназии, которая провела лекцию по теме «Я-первоклассник, возрастные особенности, горячий завтрак необходим!» Совместно с медсестрой была составлена таблица состояния здоровья учеников на начало года и на конец года. Также активно работал психолог, проводя в течение года своё текущее анкетирование.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - важнейшая задача школы и семьи. А значит основа здоровья ученика – правильное питание. В нашей гимназии повара готовят вкусные, сбалансированные завтраки и обеды, и все учащиеся с первых дней охвачены горячим питанием. Меню разнообразное, кроме основных блюд дети получают фрукты, овощи, соки и молочные и кисломолочные продукты.
Мои ученики принимают и принимают активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, малые зимние олимпийские игры, дни здоровья, различные соревнования между классами и многое другое), в школьных мероприятиях («Витамины круглый год», «Наше здоровье в наших руках»). Участие в праздниках: «Мой друг - Мойдодыр», «Сильнее, выше, быстрее!», «Веселые старты», занятия по ПДД различного вида. Спортивные мероприятия: «Кросс Наций», «Лыжня России», соревнования по различным видам спорта, зимние спартакиады, осенние марафоны, Дни здоровья, игра «Папа, мама, я – спортивная семья» (обязательно с привлечением родителей),
Регулярно проводятся классные часы: «Культура питания», «Я и мое тело», «Режим дня», «Гигиена», «Правильное питание», «Для чего нужны физические упражнения?!». Участвовали в проектах «Если хочешь быть здоров», «Азбука питания». Проекты были направлены на изучение пищеварительной системы человека, изучение калорийности и состава продуктов, а также на сколько полезны продукты для организма человека. Итоговым продуктом проектов послужило изготовление книги рецептов «Кулинарные традиции моей семьи». Это была очень увлекательная и интересная работа. В связи с тем, что детям и родителям так понравился данный проект, было принято решение совместное в этом году учебном провести новый проект на тему «Всякому овощу – своё время», сочинение – размышление.
В первый год обучения мы с классом на протяжении трёх месяцев работали над проектом «Кулинарные традиции моей семьи». Работа предполагала наличие самостоятельных исследований, проводимых вне занятий. Знакомство учащихся с кулинарными традициями своей семьи, приготовление собственными руками простых, но полезных блюд, привлечение родителей к работе над проектом в качестве консультантов, помощников, участников презентации «Кулинарные традиции в моей семье».
В классе существует традиция несколько раз в год выезжать всем классом на природу: осенью - «Листопад», зимой – катаемся с горки на турбазе «Сосновка», в марте – «Масленица» с обязательным сжиганием чучела, а также чай с блинами, весной - на территорию пионерского лагеря «Олега Кошевого». Активно участвуют родители в проведении соревнований, конкурсов.
Возвращаясь к теории, необходимо заметить, что в современной школе влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.
- Снижение двигательной активности.
- Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.
- Нарушение зрения и осанки.
- Ухудшение нервно-психического здоровья.
Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать здоровьесберегающие технологии. Профессор Смирнов Н.К. сказал: «Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающей здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?
- Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный
настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
- использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и
др.)
- умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись
самому себе»).
- рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей
(методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
- Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики.
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укреплению мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки провожу я сама, а в 3-4 классах их будут проводить уже дети. Планирую вести журнал, где на каждом уроке я буду ставит оценку за проведение физкультминутки учащимся. Это вызывает дополнительный интерес и дух соревнования у ребят.
- Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-конкурс;
- урок - творческая игра;
- урок-путешествие (приложение);
- урок-викторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии-приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др.
Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, технологии, изобразительного искусства, уроках здоровья. Иногда ребята, имеющие дома компьютер, получают задания с его использованием.
- При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Статья на тему: "Взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда как инновационный прием в образовательном процессе."
В статье показана модель взаимодействия работы учителя начальных классов и учителя-логопеда. Показательные бинарные уроки по сохранению и укреплению здоровья учащихся, обучающихся в массовой школе, с ...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Взаимодействие работы учителя начальных классов и учителя-логопеда как инновационный прием в образовательном процессе.
взаимодействие в работе с учителем логопедом...