Статья "Специально-подготовительные упражнения как средства спортивной тренировки в тхэквондо"
статья по зож
Особенностям подготовки юных тхэвондистов посвящено ограниченное количество исследований . Вопросы выбора наиболее эффективных тренировочных средств для развития физических качеств и основных элементов техники юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки не получили достаточного научного обоснования. В связи с этим, разработка методики обучения с использованием специально-подготовительных упражнений в тренировке юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки является актуальной задачей, требующей научного решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Специально-подготовительные упражнения как средства спортивной тренировки в тхэквондо
Актуальность. Тхэквондо – древнекорейское боевое искусство, причина высокой популярности которого в современном мире заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта. Целью тренировок и изучения тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. Занятия тхэквондо в раннем возрасте развивают двигательные навыки у детей, прививают им культуру движения. На этом этапе у детей закладывается тот фундамент техники тхэквондо, который впоследствии даст возможность выступать на соревнованиях или, если в занятиях давался прикладной (боевой) раздел тхэквондо, поможет в военной службе, работе в силовых органах. Во время тренировок у занимающихся вырабатывается упорство, сила воли, умение работать самостоятельно и в коллективе. В возрасте, когда идет становление характера, личности человека, важно, чтобы рядом находились наставник, который всегда поможет, и дружеский коллектив. Ведущие специалисты детско-юношеского спорта отмечают, что важным аспектом совершенствования методики тренировки в детско-юношеском спорте является научное обоснование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, возрастных и индивидуальных особенностей юных спортсменов. Этап начальной подготовки в процессе многолетней тренировке юных спортсменов направлен на формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств. Научно-методические вопросы подготовки в тхэквондо наиболее полно раскрыты для спортсменов высокой квалификации (В.В.Агеев, 1999; С.Е. Бакулев, 2007; Ю.Б. Калашников, Ли Чжон Ки, 2003, О.Б. Малков, 1998-2000, Мавлеткулова А.С.,2007, Подпалько С.Л.,2007, Демченко В.Я.,2007 и др.). Особенностям подготовки юных тхэвондистов посвящено ограниченное количество исследований . Вопросы выбора наиболее эффективных тренировочных средств для развития физических качеств и основных элементов техники юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки не получили достаточного научного обоснования. В связи с этим, разработка методики обучения с использованием специально-подготовительных упражнений в тренировке юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки является актуальной задачей, требующей научного решения. Громадное разнообразие приемов и способов ведения поединков, определяющих целевую неординарность используемых упражнений, затрудняют систематизацию специфического содержания тренировочных и, соревновательных упражнений тхэквондистов. В то же время, для реализации учебно-тренировочного процесса, а тем более его совершенствования, средства спортивной тренировки в тхэквондо, которыми являются физические упражнения, условно подразделяют на четыре группы: 1.обще-подготовительные, 2.специально-подготовительные, 3.вспомогательные, 4.соревновательные. Общеподготовительные - используются для решения следующих задач подготовки занимающихся: 1) создание двигательной базы избранного для специализации вида спорта; 2) совершенствование физических качеств и двигательных навыков; 3) создание условий активного отдыха. Различают две подгруппы этих двигательных действий: 1) собственно-общеразвивающие (упражнения для разминки и развития физических качеств, без предметов, со снарядами, с партнером и пр.); 2) упражнения из других видов спорта. При организации тренировочных занятий по тхэквондо с юными спортсменами общеподготовительные упражнения находят самое широкое применение. В качестве общеразвивающих упражнений на занятиях по тхэквондо принято использовать традиционные гимнастические упражнения (собственно общеразвивающие упражнения), элементы акробатики, метания (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.), всевозможные прыжки и прыжковые упражнения, скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов). Также используются двигательные действия, способствующие созданию основ техники единоборств и развитию необходимых для этого физических качеств. Особенно эффективны, в этих целях, упражнения на равновесие, гибкость, быстроту и прочие качества. Таким образом, общеподготовительные упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов, весьма разнообразны и используются, как с целью подготовки занимающихся к предстоящим занятиям, так и для совершенствования функциональных систем их организма. Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности. Соревновательные упражнения — это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований. В Тхэквондо четыре раздела подготовки включены в программу соревнования (спарринг, силовое разбивание, формальные комплексы, спец. техника). Специально-подготовительные упражнения - направлены на быстрое и успешное овладение техникой сложных движений, на дальнейшее совершенствование структуры выполнения технических и тактических действий. Специально-подготовительные упражнения, можно разделить на две основные группы: 1) подводящие упражнения — содействующие освоению и совершенствованию технической структуры ударных и защитных действий и тактики их проведения; 2) развивающие специальные физические качества (гибкость, быстроту, силу, ловкость, выносливость). На этапе начального разучивания приема, подводящие и имитационные упражнения должны занимать значительное место. Наряду с применением упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта и изучаемым двигательным действиям. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение именно для тхэквондо. Специфические тренировочные упражнения должны имитировать соревновательную нагрузку или её фрагменты и выполняться в облегченных условиях или с дополнительными сопротивлениями. По динамическим, временным параметрам, характеру работы мышц, особенностям энергетического обеспечения, упражнения могут существенно отличаться от соревновательных. Поэтому при определении степени специфичности упражнений нужно ориентироваться не только на внешнюю форму движений (амплитудно-траекторную), но и на характер упражнения. По своей сути все специально-подготовительные упражнения являются элементами, связками частей и частями соревновательного упражнения или его тренировочными формами. Это обстоятельство несколько снижает их ценность, но выявляет целый ряд преимуществ, так необходимых при совершенствовании мастерства исполнения соревновательного упражнения в целом. Во-первых, они более просты и доступны при овладении техникой движений, и их можно повторять, избегая заметных ошибок значительно большее число раз. Во-вторых, при их применении имеется возможность широко использовать различные условия выполнения — облегченные, утяжеленные. В-третьих, можно избирательно (локально) воздействовать на определенные группы мышц и механизмы энергообеспечения, развивать преимущественно в большей степени необходимое физическое качество или сочетание таковых. В-четвертых, возможно сочетание специальных упражнений с соревновательным с использованием срочных положительных следов последействия. На практике выбор средств и методов специальной подготовки часто основывается на интуиции и умозаключениях, исходящих из формального сходства с кинематикой движений спортсменов. Выбирать упражнения необходимо тщательно, ибо существуют очень много видов упражнений, которые не только могут стать пустым времяпрепровождением, но и причинить вред. Средства специальной подготовки должны быть адекватны основной спортивной деятельности по своему воздействию на организм. При подборе специальных упражнений необходимо учитывать следующие общие положения: внешнее подобие, корреляционную взаимосвязь с основными соревновательными упражнениями, идентичность усилий отдельных мышечных групп в специальном и основном упражнениях, идентичность работы тренируемых мышц, а также изменение условий выполнения основного соревновательного упражнения. И в заключении хотелось бы отметить: 1. Поскольку тхэквондо молодой и уже популярный вид спорта, а методических разработок и исследований в области тренировочного процесса занимающихся тхэквондо явно недостаточно, существует необходимость исследований, направленных на развитие его в условиях России. 2. В научно-методической литературе подчеркивается необходимость использования при обучении новичков специально-подготовительных упражнений, направленных на становление техники и развитие физических качеств, но не конкретизируются средства по объему и интенсивности, месту в системе занятий, что естественно, не способствует их аргументированному использованию. 3. На этапе начальной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными тхэквондистами является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений. 4. Учитывая сенситивные периоды развития физических качеств и наличие у детей готовности к обучению, необходимо разработать методику начального обучения тхэквондо, используя принципы теории усвоения знаний, формирования умений и навыков. Практические рекомендации: 1. Тренировка с использованием комплекса специально-подготовительных упражнений должна проводиться 2-3 раза в неделю, поскольку для формирования устойчивых двигательных умений и навыков требуется достаточно большой объем времени. 2. Интенсивность выполнения комплексов специально-подготовительных упражнений должна увеличиваться постепенно, начиная с выполнения в спокойном режиме, в котором внимание уделяется правильности и точности движения и, заканчивая напряженным режимом, делая акцент на скорости выполнения двигательного действия. 3. Соотношение времени выполнения упражнения и отдыха между ними в спокойном режиме при выполнении сложного упражнения составляет 1/1 и 2/1, если упражнение простое, а в максимально-напряженном режиме 1/1,5 и 1/2. 4. При выполнении комплексов специально-подготовительных упражнений нужно использовать различные методические приемы. Главными являются методы: рассказ, показ и их сочетание —комментированная демонстрация. Чтобы сосредоточить внимание обучаемого на нужных объектах, применяют ряд методических приёмов: замедленный и разделенный показ двигательного действия. На этапе формирования двигательных представлений основной метод — выполнение изучаемого двигательного действия в целом или раздельно, по операциям. Помимо использования доходчивых методических приемов, необходимо следить за правильностью выполнения упражнений. 5. Для развития кардиореспираторной системы и формирования выносливости необходимо следить за правильным дыхательным ритмом, контролировать глубину и частоту дыхания. В качестве профилактики кислородного голодания или гипервентиляции нужно выполнять выдох при позитивной (усилие) фазе упражнения и вдох при негативной фазе (расслаблении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....
Речевые упражнения как средство формирования прогнозирования содержания текста у младших школьников с недоразвитием речи
На сегодняшний день большинство учащихся мало заинтересованы чтением, в результате этого возникают затруднения в процессе обучения: низкая техника чтения, низкая степень осознанности прочитанного и ни...
Упражнение для развития и тренировки внимания.
В работе представлено упражнение для тренировки внимания из пособия для учитеклей, подготовленного экспертами Фоксфорда....
Основы спортивной тренировки и тренировочного процесса
Основы спортивной тренировки и тренировочного процесса...
Статья. Развитие физических способностей по средствам спортивных игр.
Программа внеурочной деятельности «Развитие физических способностей по средствам спортивных игр» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, ...
Досуги с родителями как средство работы по эмоциональному сближению взрослого и ребенка, используя средства спортивно-зрелищных мероприятий на улице.
В нашем лицее работа с родителями является одним из приоритетных направлений в работе. Результатом эффективности взаимодейс...