проект "Сладкая орфография"
творческая работа учащихся по зож (3 класс)

Борзенкова Светлана Александровна

проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sladkaya_orfografiya.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»

Исследовательский проект на тему:

СЛАДКАЯ

ОРФОГРАФИЯ

Выполнила: Борзенкова С. А.

Студентка 311НК группы

Преподаватель: Сазонова Е. В.

г. Белгород

2018 год


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………..стр. 3 - 4

1. Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 История появления конфеты………………………………………….стр. 5

1.2 О вреде и пользе сладкого…………………………………………стр. 5 - 6

2. Глава 2. Практическая часть.

2.1 Описание работы…………………………………………………...стр. 7 - 8

Вывод……………………………………………………………………….стр. 9

Заключение…………………………………………………………………стр. 9

Приложения…………………………………………………………...стр. 10 - 11

Использованная литература………………………………………………стр. 12


ВВЕДЕНИЕ.

Очень часто  дети слышат от взрослых, что поедание сладкого – вредное занятие, что от этого разрушаются зубы, портится аппетит, нарушается обмен веществ, а уж фантики и обертки от кондитерских изделий – вообще бесполезный мусор!

Насколько мне известно, многие ученые говорят о пользе сахара: он помогает работать нашему мозгу.

Тогда у меня возникли вопросы: «Если сладкое так вредно и бесполезно, почему же тогда на протяжении многих веков кондитерские изделия выпускаются в огромном количестве?», и, главное, «неужели фантики – бесполезный мусор?».

        Так можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет?

Я попытаюсь это сделать!

        Учительница мне рассказала о том, что основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.

Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?

  Гипотеза

1. Изучать орфографию можно не только на уроках русского языка;

2. На обёртках кондитерских изделий можно встретить слова с орфограммами русского языка.

Объект исследованияФантики, обёртки от кондитерских изделий

Предмет исследования: Орфограммы русского языка

Цель: Найти орфограммы русского языка на фантиках от кондитерских изделий;


Задачи:  1. Изучить  названия  разных  конфет.

2. Повторить  изученные орфограммы.

3. Развивать  орфографическую  зоркость.

4. Повысить грамотность письма.

Методы исследования:

  • Справочно-информационный;
  • Наблюдение;
  • Поисковый;
  • Творческий поиск;
  • Анализ и систематизация.

Предполагаемый результат: 

  1. Создать «сладкий» орфографический словарик (Приложение № 1);
  2. Придумать орфографический диктант (Приложение № 2);
  3. Проведение анкетирования (Приложение № 3).


Глава 1. Теоретическая часть.

  1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОНФЕТЫ.

С латинского языка слово «конфета» переводится как «приготовленное снадобье».

        Первые конфеты появились еще в Древнем Египте. Так как сахар в то время еще не был известен, вместо него употреблялись мёд и финики.

        На Востоке конфеты делали из миндаля, фиги и орехов.

        В Древней Руси конфеты делали из кленового сиропа, патоки и мёда.

        Психологи утверждают, что самые искушающие конфеты, которые всегда хочется попробовать – шоколадные. Самые романтические – с клубничной начинкой.

        Самые необычные конфеты – финские и китайские.

        Самые известные и популярные в России конфеты – «Птичье молоко».

        Когда говорят о великом изобретателе Томасе Эдисоне, вспоминают, по крайней мере несколько его самых известных творений: фонограф, аппарат для записи телефонных разговоров, конечно, лампочку  и много чего еще (всего около 1000 патентов).

Но мало кто при этом знает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и бумажку, пропитанную парафином, которая послужила оберткой для конфет.

        

  1. О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ СЛАДКОГО.

Вред сахара

Ни для кого не являются секретом утверждение о том, что чрезмерное употребление сладкого может стать причиной нарушения обмена веществ в человеческом организме, ожирения, сахарного диабета и разрушения зубной эмали (кариеса, другими словами). Но, вы пробуйте всё это доказать сладкоежке…Он, просто не станет вас слушать, и объяснит это тем, что без сахара не представляет свою жизнь.

Если такой аргумент вреда – не аргумент, мы приведём вам результаты последних исследований учёных. Они сумели доказать, что любители сахара (как и любители жирных продуктов) из-за своих гастрономических предпочтений попадают в зону риска развития раковых заболеваний.

К тому же, мало кто знает о том, что такой сладкий белый порошок под названием «сахар» имеет одно не совсем полезное свойство – вытеснять из нашей крови витамины группы В, что в свою очередь может стать причиной серьёзных заболеваний, таких как склероз, инфаркт, заболевания сосудов.

Злоупотребление сахаром – сюда входит не только поедание сладкого, но и чай с сахаром, негативно влияет на опорно-двигательную систему человека. Ну, а что касается нашей кожи и волос, то ещё ни один сладкоежка, к сожалению, не мог сказать, что с этим у него нет проблем, кожа подвержена аллергическим высыпаниям, а, волосы – тусклые и ломкие. Не стоит также забывать о том, что чрезмерная любовь к сладкому у детей очень часто становится причиной неврозов и даже детской гиперактивности. Если это всё вместе положить на одну чашу весов, а с другой стороны положить наше сиюминутное удовольствие от сахара – не кажется ли вам, что равновесия между чашами весов не наблюдается? Скорее наоборот, явный перевес в пользу вреда сахара для нашего организма.

Польза сахара

Означает ли это, что сахару – бой, и мы заносим его в свой «чёрный список» продуктов? Такое радикальное решение, как полный отказ от сахара, также не принесёт пользы вашему организму. Ведь, по сути, сахар – это тот продукт, который жизненно необходим для работы нашего самого главного органа – мозга. Недостаток сахара может отразиться не только на уровне вашей работоспособности, но может также стать причиной головокружения и сильной головной боли. Не правда ли, занятно – головной болью наш организм сигнализирует нам о том, что ему не хватает сахара…

Психологи также доказали тот факт, что люди, которые ограничивают себя в употреблении сахара – чаще страдают неврозами и депрессиями. Поэтому, если вы чувствуете, что начинаете впадать в депрессивное настроение – не доводите себя до крайней точки – лучше выпейте чай с сахаром. Как видим, в определённых случаях употребление сахара приносит даже пользу нашему здоровью. Похоже, что вся загадка заключается в том, сколько сахара мы употребляем. Шаг влево — приведёт нас ко вредному влиянию, шаг вправо – к пользе для здоровья.


Глава 2. Практическая часть.

2.1. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ.

Таким образом, узнав о конфетах столько интересного, я решила работать над проектом «Сладкая орфография».

        Для работы над проектом был разработан план:

  1. Изучение необходимой литературы и интернет-ресурсов;
  2. Сбор необходимого материала;
  3. Классификация орфограмм;
  4. Создание «сладкого»  орфографического словарика;
  5. Разработка орфографического диктанта;
  6. Подготовка к презентации проекта.

В ходе работы над проектом, нам удалось собрать более 150 фантиков и оберток от кондитерских изделий с различными орфограммами.

        В результате классификации  они были разделены на следующие группы:

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением;
  2. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова)
  3. Парные согласные в конце слова;
  4. Непроизносимые согласные;
  5. Написание буквосочетаний;
  6. Орфограммы с Ь;
  7. Написание имен собственных;
  8. Удвоенные согласные.

Так же среди этих фантиков и оберток кондитерских изделий я заметила незнакомые названия и я обратилась к информационным источникам, чтобы узнать, что они означают.

Резеда - (лат. Reséda) — род однолетних, двулетних и многолетних травянистых растений семейства Резедовые, распространённых в Африке и Евразии

Дюшес (груша) — сорт груши

Вариация (от лат. variatio — изменение, перемена) - разновидность чего-либо, небольшое изменение или отклонение

Крокант - это оригинальная посыпка для кондитерских изделий

Премьера - означает «первый показ», «первое представление». Слово чаще всего применяется к театру или кино.

Следующий пункт  моей работы заключался в проведение с учащимися моего класса орфографического диктанта для того, чтобы исследовать правописания орфограмм. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами.

Орфографический диктант

Колосок, морские чудеса, украшение, экипаж, буревестник, чаровница, лесной олень, райское яблоко, ананас Денисович, восточная мудрость, сказки детства.


ВЫВОД.

        Проделав указанную работу, я пришла к выводу, что моя гипотеза полностью подтвердилась: по фантикам от кондитерский изделий можно изучать орфограммы русского языка и, таким образом развивать орфографическую зоркость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение хочется сказать, что вокруг нас столько интересной и полезной информации. Нужно только заметить ее!

СОВМЕЩАЙТЕ ПРИЯТНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Морские (море) чудеса (чудесный),

Южный вечер (вечерний), весёлый

( весело) друг, украшение (украсить), колосок (колос, колосья), снежок (снег), вечер (вечерний), река

( реки) молока (молочный), весёлым детишкам (детям), огни (огненный) Москвы, лесной (лес) олень, молодёжные (молодость, молоденький),

Правописание гласных после шипящих в устойчивых сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Морские чудеса, причал, маленькое чудо, чаровница, ореховая роща, барбарисовое чудо,

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);

Апельсин, экипаж, аромат резеды, корова Мушка, Алина малина, райское яблоко, молоко,ореховая роща, ананас Денисович, лимонная

Сочетания чк, чн, чт

Облачко, клубничка, весёлые человечки, молочная капля, гадалочка, лисичка, ласточка, Морозочка, рачки, мечталки, халвичная, красная шапочка, восточная мудрость,

Правописание непроизносимых согласных

Буревестник (известие)

Правописание соеденительных гласных -О, -Е в сложных словах

Буревестник , сладонежная картошка,

Наташка первоклашка

Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов

Весёлый друг (подруга), сказки (сказочка) детства (дети), арбуз (арбузы), экипаж (экипажи), грильяж (грильяжная), сладкая (сладенькая) капля, премьерный показ (показывать)

Буквы и, ы после ц в разных частях слова

Цитрон, Венецианские тайны.

Заглавная буква в именах собственных

Евгеша, Лёвушка, корова Мушка, Харитоша, барбариски для Лариски,

Алина малина, Алёнка, Морозочка, бегемотик Бонди, Венецианские тайны, Муркины забавы, ананас Денисович, Эли, Нерпёнок, Джумка, пралинад Милан, пралинад Лондон,Волгоградская птаха, Милана, пралинад Москва, Наташка первоклашка, сладости Барби, сказки Пушкина, Нямик, вишня Владимировна, огни Москвы,плотник Вася, кочегар Петя, папа Коля, колхозница Глаша,

Правописание разделительного мягкого знака в словах

Грильяж, премьера, итальянка, премьерный показ,

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Колосок, морские чудеса, украшение, экипаж, буревестник, чаровница, лесной олень, райское яблоко, ананас Денисович, восточная мудрость, сказки детства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Вред сладкого? Две стороны медали.» http://jhealth.ru/questions/why_dessert_harmful/
  2. «Польза и вред сладкого» http://foodinformer.ru/products/sladkoe
  3. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости. / Н.Н Алгазина// Русский язык в школе. – 1981 – №3 – С. 32-37.
  4. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. / В.В. Бабайцева // Русская словесность. – 2000 – №1 – С. 62-68.
  5. Борисенко О.В. "Орфографический словарь русского языка"
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/60316/
  6. Кленникова Е. Д. Орфографические минутки. / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. – 2010. -№9 – С. 14 – 15.
  7. Орфографический словарь русского языка
    © ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006. © Б.З. Букчина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова. 100 000 словарных статей
  8. Шевцова Ольга   «Сладкая жизнь. Польза и вред сахара…» http://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Состав слова. Орфография"

В данной разработке предлагаются разнообразные упражнения и задания на обобщение материала по изученным орфограммам с использованием активных методов обучения....

Орфография без правил

Петр Семёнович Тоцкий разработал оригинальную методику обучения грамотности – «Орфография без правил».  За основу взял теорию известного в свое время методиста Дмитрия Ивановича Тихомирова, ...

«Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии» (из опыта работы)

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы ...

Тест по теме "Орфография" 4 класс

Презентация будет полезна учителям, работающим в 4 классах для подготовки к итоговой аттестации учащихся за курс начальной школы....

Интерактивный тест по теме "Состав слова и орфография".

Тест составлен в тестере, поэтому , по возможности, можно проверить одновременно всех детей на компьютере....

Конспект урока по теме "Обобщение и систематизация изученного материала по орфографии"

 Главная задача данного урока русского языка - систематизировать знания об основных орфограммах корня и закрепить способы решения известных орфографических задач. Учащиеся выполняют различные проблемн...