Обобщающий урок по теме "Состав слова. Орфография"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
В данной разработке предлагаются разнообразные упражнения и задания на обобщение материала по изученным орфограммам с использованием активных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Obobshchenie_izuchennogo_po_teme.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение изученного по теме «Состав слова. Орфография».
Цели урока:
Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание взаимопомощи, любви к русскому языку.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными,
владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- заменять слова синонимами;
- работать в группах;
- вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы обучения: упражнения, проблемно-поисковый.
Ход урока
1. Организация класса
2. Актуализация знаний учащихся
1) Минутка каллиграфии:
Бб бд дб
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
- Объяснить знак в конце предложения.
- Найти однокоренные слова.
2) «Разминка для ума»:
Отвечаем хором, быстро-
- Общая часть родственных слов называется…
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется …
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов называется …
- Часть слова без окончания – это…
- Я знаю правило чк, чн, нч пишется …
- А какое правило знаешь ты?
Ответы записывать на доске:
- Какое сейчас время года?
- Как называется последний месяц осени?
- Что сейчас теряют деревья?
- Что осенью часто прячется за тучи?
- Какие осадки чаще всего выпадают осенью?
Осень, ноябрь, листья, солнце, дождь.
- Найдите и объясните в данных словах орфограммы.
3. Сообщение темы и задач урока
«Дерево ожиданий»
На стикерах дети пишут свои ожидания от урока и приклеивают их к стволу дерева (на доске).
4. Повторение и обобщение изученного материала.
1) Составление концептуальной таблицы
Состав слова :
- Из каких частей состоит слово?
- Для чего служат?
2) Индивидуальная работа – по карточкам.
3) Послушайте стихотворение и выпишите однокоренные слова, разобрав их по составу:
Мы часто сахар называем сахарком,
Храним его в большой красивой сахарнице,
А если жидкий мёд вдруг стал сплошным комком.
То говорят, что это мёд стал сахарным.
4) Работа над изученными орфограммами
* Повторение правила о написании безударных гласных – игра «В слово» (надо рассказать правило по одному слову по порядку; вызвать 4 человека).
* Задания на выбор
Запишите слова с безударными гласными по образцу: снега – снег. л(е, и)жит б(е, и)жит б(о, а)бовое | Выпишите слова с безударной гласной о, напишите к ним проверочные. в(о, а)да в(е, и)дро х(о, а)дили | Запишите слова в алфавитном порядке, напишите 3 слова на это правило. ун(е, и)сли с(а, о)довые р(е, и)ка |
Самопроверка: поднимите руки, кто написал 1 столбик. Прочитайте. Кто второй, третий столбик. (Дети читают с объяснением).
* Работа в парах
- Найдите и обведите слова, которые спрятались в каждой строчке:
Брулебедьчпас
Флагволсжираф
Чфмняэщзамёрз
Тробвснегзаклюв
- Запишите эти слова в тетрадь. Какая орфограмма их объединяет?
* Игра «Какое слово «проглотил» диктор телевидения?»
Ученик читает правило о проверке парных согласных, опустив слово. Уч-ся должны угадать пропущенное слово.
*Письмо по памяти:
Летят три пичужки через три пустых избушки.
- Найдите и подчеркните слова с парными согласными в корне слова.
* Составьте предложение из слов:
ГРЕЕТ СЕРДЦЕ ЛУЧШЕ СОЛНЦА МАТЕРИ
- Найдите в предложении орфограммы и объясните их.
Давайте вспомним, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.
*Расскажите это правило в игре «Поучи правилу попугая».
* Работа в группах
Замените выделенные слова синонимами, объясните их правописание.
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
красные
безобразной
прекрасное
звездное
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.
небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники
Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.
чудесный
праздник
поздней
гигантские
песню
* Прочитайте «Мирную считалочку» М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города, труд,
Веселье, сладкий сон.
А война пусть выйдет вон!
На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами. Какие слова можно проверить словами горы, реки? На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Упражнение «Плюс-минус-интересно»
Плюс – что понравилось на уроке;
Минус – что не понравилось, было скучным, непонятным;
Интересно – что заинтересовало, вопросы к учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».
Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...
Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс
Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...
Корень слова. Однокоренные слова. Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Корень слова. Однокоренные слова"....
презентация к уроку русского в 3 классе. Обобщающий урок по теме "Состав слова. Словообразование"
Данная презентация соответствует программному материалу уроков русского языка в 3 классе под редакцией Н.Нечаевой. Содержит разные формы работы: устная в паре и самостоятельная....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....
Обобщающий урок – путешествие по теме «Слова, слова….»
Русский язык, 2 класс. УМК « Школа России...
Обобщающий урок по разделу "Слово. Части слова"
Урок русского языка в 9 классе. Обучение на дому....