Внеурочная деятельность "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (4 класс)

Бакатуро Мария Анатольевна

Программа

внеурочной деятельности

 «Азбука здоровья»

Спортивно-оздоровительное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Святогорье

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

РАССМОТРЕНО                                                      УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического                                директор школы

совета школы                                                           ________ Л.Н.Медюлянова

протокол № ____                                                    

от «__» ________ 20___ г.

Программа

внеурочной деятельности

 «Азбука здоровья»

Спортивно-оздоровительное направление 

Составила:

Бакатуро Мария Анатольевна,

учитель начальных классов.

Срок реализации – 34 часа.  

Возраст обучающихся -10-11 лет.

2018 год

Программа курса «Азбука здоровья»

(возрастной диапазон: 10-11 лет; срок реализации: 34 часа)

    Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

        Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  Обуховой  Л.А., Лемяскиной  Н.А.,  Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя).

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   АКТУАЛЬНОСТЬ программы «Азбука здоровья».

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному   направлению «Азбука здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»  направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Паспорт программы

Полное название программы

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Составитель программы

Бакатуро Мария Анатольевна

Руководитель программы

Бакатуро Мария Анатольевна

Название проводящей организации

МБОУ СОШ с.Святогорье

Адрес организации

Хабаровский край, район имени Лазо, с. Святогорье

Телефон

57-7-11

Форма проведения

  • дискуссионное общение;
  • опыты;
  • игра.
  • организация подвижных игр;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Сроки реализации программы

2018-2019 год

Место реализации программы

Хабаровский край, район имени Лазо, с. Святогорье, ул. Юбилейная, 7

Официальный язык

Русский

Общее количество участников

13

Цель

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи

Цели конкретизированы следующими  ЗАДАЧАМИ:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях:

  • первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
  • второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения

Практическая направленность программы

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

      Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

  • Занятия  носят  научно-образовательный характер.

Особенность курса

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Основа курса

Технологии тематического обучения и проектной деятельности.

Формы организации деятельности

-проблемно-ценностное  общения ( этическая беседа);

-дебаты;

-тематический диспут;

-проблемно-ценностная  дискуссия  с участием внешних экспертов

Ожидаемые результаты

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.

Социальная  адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Тематическое планирование

Тема

Колич. часов

Итоги

Теория

Практика

Забота об органах человека

2

4

Игры

Практические занятия

Воспитательное мероприятие

Викторины

Дискуссии Экскурсии

Квест

Из чего складывается здоровье

3

5

Наша безопасность

1

1

Наш внутренний мир

3

5

Вредным привычкам скажем НЕТ!

3

4

Мы – одна семья.

1

1

Итоговое  занятие

1

Итого

13

21


Календарно - тематическое планирование 4 класс

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности учащихся

 Кол-во часов

Забота об органах человека

Забота об органах чувств.

Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению, сохранения слуха, забота о коже. Если соринка попала в глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

3

 «Рабочие инструменты» человека.

Беседа «Зачем человеку зубная щётка?». Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Составление памятки «Как сохранить зубы». Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Работа с таблицей «Осанка»

3

Из чего складывается здоровье

Здоровая пища для всей семьи.

Беседа о здоровой пище. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

2

Сон – лучшее лекарство

Игры «Можно - нельзя». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

1

Как настроение?

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

1

Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.

Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» Тест «Твоё здоровье», Практическая работа «Помоги себе сам». Повторение составляющих здорового образа жизни

2

Что нужно знать о лекарствах. Прививки от болезней.

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…» Игра «Полезно – вредно». Аптека дома.

2

Наша безопасность

Безопасность при любой погоде.

Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

1

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила безопасного поведения в доме. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Правила безопасности поведения в транспорте.

1

Наш внутренний мир

Чего не  надо бояться.

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

2

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

2

Почему мы говорим неправду.

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа

1

Почему мы не слушаемся родителей.

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».

2

Надо уметь сдерживать себя.

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

1

Вредным привычкам скажем НЕТ!

Что зависит от моего решения.

Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?». Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Игры «Назови возможные последствия». Практическая работа по составлению правил.

2

Злой волшебник – табак.

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Это интересно! Творческая работа. Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи».

1

Почему некоторые привычки называются вредными.

Работа со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…». Работа с плакатом «Дерево решений» Игра «Выбери правильный ответ». Работа с деревом решений. Творческая работа.

1

Помоги себе сам.

Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим».. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

1

Злой волшебник – алкоголь.

Коллективное рисование. Это интересно! Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ».

1

Злой волшебник – наркотик.

Игра «Пирамида». Повторение правил. Практическая работа. Игра «Давай поговорим».

1

Мы – одна семья.

Мы – одна семья.

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Игра «Продолжи предложение».

2

Итоговое  занятие

Квест «Наше здоровье»

Выполнение заданий квеста.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Презентация "Мы - за здоровый образ жизни" для проведения игры "Поле чудес" на внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Данная презентация позволяет провести занятие на внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в игровой форме. Такие игры в нашем классе стали традиционными. Дети активно включаются в игру. легче запоминают ...

Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!

Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...