Внеурочная деятельность "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (4 класс)
Программа
внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
Спортивно-оздоровительное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Святогорье
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического директор школы
совета школы ________ Л.Н.Медюлянова
протокол № ____
от «__» ________ 20___ г.
Программа
внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
Спортивно-оздоровительное направление
Составила:
Бакатуро Мария Анатольевна,
учитель начальных классов.
Срок реализации – 34 часа.
Возраст обучающихся -10-11 лет.
2018 год
Программа курса «Азбука здоровья»
(возрастной диапазон: 10-11 лет; срок реализации: 34 часа)
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя).
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается АКТУАЛЬНОСТЬ программы «Азбука здоровья».
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Паспорт программы
Полное название программы | Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» |
Составитель программы | Бакатуро Мария Анатольевна |
Руководитель программы | Бакатуро Мария Анатольевна |
Название проводящей организации | МБОУ СОШ с.Святогорье |
Адрес организации | Хабаровский край, район имени Лазо, с. Святогорье |
Телефон | 57-7-11 |
Форма проведения |
|
Сроки реализации программы | 2018-2019 год |
Место реализации программы | Хабаровский край, район имени Лазо, с. Святогорье, ул. Юбилейная, 7 |
Официальный язык | Русский |
Общее количество участников | 13 |
Цель | Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ:
|
Задачи | Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях:
|
Практическая направленность программы | Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
|
Особенность курса | Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества». |
Основа курса | Технологии тематического обучения и проектной деятельности. |
Формы организации деятельности | -проблемно-ценностное общения ( этическая беседа); -дебаты; -тематический диспут; -проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
Ожидаемые результаты | Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия. Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. |
Тематическое планирование
№ | Тема | Колич. часов | Итоги | |
Теория | Практика | |||
Забота об органах человека | 2 | 4 | Игры Практические занятия Воспитательное мероприятие Викторины Дискуссии Экскурсии Квест | |
Из чего складывается здоровье | 3 | 5 | ||
Наша безопасность | 1 | 1 | ||
Наш внутренний мир | 3 | 5 | ||
Вредным привычкам скажем НЕТ! | 3 | 4 | ||
Мы – одна семья. | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 13 | 21 |
Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кол-во часов | |
Забота об органах человека | Забота об органах чувств. | Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению, сохранения слуха, забота о коже. Если соринка попала в глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы». | 3 | |
«Рабочие инструменты» человека. | Беседа «Зачем человеку зубная щётка?». Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Составление памятки «Как сохранить зубы». Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Работа с таблицей «Осанка» | 3 | ||
Из чего складывается здоровье | Здоровая пища для всей семьи. | Беседа о здоровой пище. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. | 2 | |
Сон – лучшее лекарство | Игры «Можно - нельзя». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо». | 1 | ||
Как настроение? | Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. | 1 | ||
Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. | Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» Тест «Твоё здоровье», Практическая работа «Помоги себе сам». Повторение составляющих здорового образа жизни | 2 | ||
Что нужно знать о лекарствах. Прививки от болезней. | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…» Игра «Полезно – вредно». Аптека дома. | 2 | ||
Наша безопасность | Безопасность при любой погоде. | Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 1 | |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | Правила безопасного поведения в доме. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Правила безопасности поведения в транспорте. | 1 | ||
Наш внутренний мир | Чего не надо бояться. | Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие. | 2 | |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность». | 2 | ||
Почему мы говорим неправду. | Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа | 1 | ||
Почему мы не слушаемся родителей. | Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка». | 2 | ||
Надо уметь сдерживать себя. | Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Работа с толковым словарем. Толкование пословиц. | 1 | ||
Вредным привычкам скажем НЕТ! | Что зависит от моего решения. | Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?». Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Игры «Назови возможные последствия». Практическая работа по составлению правил. | 2 | |
Злой волшебник – табак. | Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Это интересно! Творческая работа. Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». | 1 | ||
Почему некоторые привычки называются вредными. | Работа со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…». Работа с плакатом «Дерево решений» Игра «Выбери правильный ответ». Работа с деревом решений. Творческая работа. | 1 | ||
Помоги себе сам. | Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим».. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг. | 1 | ||
Злой волшебник – алкоголь. | Коллективное рисование. Это интересно! Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». | 1 | ||
Злой волшебник – наркотик. | Игра «Пирамида». Повторение правил. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». | 1 | ||
Мы – одна семья. | Мы – одна семья. | Беседа по теме. Игра «Противоположности». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Игра «Продолжи предложение». | 2 | |
Итоговое занятие | Квест «Наше здоровье» | Выполнение заданий квеста. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
Презентация "Мы - за здоровый образ жизни" для проведения игры "Поле чудес" на внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Данная презентация позволяет провести занятие на внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в игровой форме. Такие игры в нашем классе стали традиционными. Дети активно включаются в игру. легче запоминают ...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс)
Конспект урока по здоровьесбережению....
Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!
Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».
Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...