Здоровьесберегающие технологии в школе
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в школе
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ХАРЕБОВОЙ Т.Г.
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Программа формирования культуры и здорового и безопасного образа жизни включает в себя следующие аспекты:
- Создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
- Реализация модульных образовательных программ;
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- Просветительская работа с родителями;
- Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
С точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
Гигиенические условия в классе (кабинете):
Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (7 – 10 минут).
Число использованных учителем видов преподавания:
Методов и способов (не менее трех)
Чередование видов преподавания.
Не позже через 10-15 мин
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма;
механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы.
Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
- интерес к занятиям,
- стремление больше узнать,
- радость от активности,
- интерес к изучаемому материалу и т.п.
Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок,
- уместных остроумных шуток,
- использования поговорок,
- афоризмов с комментариями,
- музыкальных минуток и т.д.
Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
- учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
- учитель мог прокомментировать задание на дом,
- попрощаться со школьниками.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
- Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
- Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Развитие ключевых компетенций предполагает использование на уроке технологий, целью которых является «подвести» обучающихся к самообразованию, саморазвитию. Одной из таких технологий является проектная технология.
Проектная технология позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Разрабатывая проект, он самостоятельно учится и активно влияет на содержание своего образования. Такой вид деятельности формирует умение отбирать и соединять отдельные сведения, повышает уровень образованности, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретенных на уроках знаний о здоровом образе жизни. Некоторые проекты становятся интегрированными: используются сведения из физики, анатомии, истории.
Дидактические цели проекта: формирование навыков исследовательской деятельности, навыков самостоятельной работы с информацией, умение выделять главное, развитие навыков практического применения полученных знаний, формирование критического мышления.
Мы работали над проектами: «Рецепты здорового питания в моей семье», «Витамины наши друзья или враги?», «Самая вкусная и полезная каша», «Почему мы болеем?».
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии в школе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских ш...
Здоровьесберегающие технологии в школе
В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты...
Здоровьесберегающие технологии в школе
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогич...
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе"
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе".Сюда входят:принципы здоровьесбережения Н.К.Смирнова;технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;крите...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в школе "
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач ...
Презентация Здоровьесберегающие технологии в школе
В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, используемых в школе...
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"
Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...