Здоровьесберегающие технологии в школе
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Харебова Татьяна Геннадьевна

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx55.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в школе

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ     ХАРЕБОВОЙ Т.Г.

            «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»

Сократ

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

         Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

 Программа формирования культуры и здорового и безопасного образа жизни включает в себя следующие аспекты:

  • Создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
  • Реализация модульных образовательных программ;
  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • Просветительская работа с родителями;
  • Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

        Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

       Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.      

С точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

Гигиенические условия в классе (кабинете):

Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

      Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (7 – 10 минут).

Число использованных учителем видов преподавания:

Методов и способов (не менее трех)

Чередование видов преподавания.                                              

Не позже через 10-15 мин

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

  • методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
  • активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и  взаимооценки) и др.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма;

 механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Физкультминутки и физкультпаузы.

Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:

  • интерес к занятиям,
  • стремление больше узнать,
  • радость от активности,
  • интерес к изучаемому материалу и т.п.

Благоприятный психологический климат на уроке.

     Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя.

     Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

  • улыбок,
  • уместных остроумных шуток,
  • использования поговорок,
  • афоризмов с комментариями,
  • музыкальных минуток и т.д.

Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  • учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
  • учитель мог прокомментировать задание на дом,
  • попрощаться со школьниками.

Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
  • Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Развитие ключевых компетенций предполагает  использование на уроке технологий, целью которых является «подвести» обучающихся к самообразованию, саморазвитию. Одной из таких технологий является проектная технология.

Проектная технология позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Разрабатывая проект, он самостоятельно учится и активно влияет на содержание своего образования.  Такой вид деятельности формирует умение  отбирать и соединять отдельные сведения, повышает уровень образованности, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретенных на уроках знаний о здоровом образе жизни.  Некоторые проекты становятся интегрированными: используются сведения из физики, анатомии, истории.

Дидактические цели проекта: формирование навыков исследовательской  деятельности, навыков самостоятельной работы с информацией, умение выделять главное, развитие навыков практического применения полученных знаний, формирование критического мышления.

Мы работали над проектами: «Рецепты здорового питания в моей семье», «Витамины наши друзья или враги?», «Самая вкусная и полезная каша», «Почему мы болеем?».                              

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, духовно, но и физически.

                           

              

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в школе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских ш...

Здоровьесберегающие технологии в школе

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты...

Здоровьесберегающие технологии в школе

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогич...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе"

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе".Сюда входят:принципы здоровьесбережения Н.К.Смирнова;технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;крите...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в школе "

Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач ...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в школе

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, используемых в школе...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...