Здоровьесберегающие технологии в школе
методическая разработка по физкультуре по теме

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.       

    В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в школе и дома, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. По российским данным на 100 детей, заканчивающих школу, приходится 134 хронических заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnyh_klassah.docx436.67 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:   Бурмакина Елена  

                Алексеевна

г. Братск 2012г.

Здоровый образ жизни становится для обучающихся нормой жизни!

    В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.       

    В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в школе и дома, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. По российским данным на 100 детей, заканчивающих школу, приходится 134 хронических заболевания.

Проводится пропаганда здорового образа жизни и  борьбы с вредными привычками. Используются самые интересные формы в работе: викторины, форумы, интерактивные тренинги, родительские собрания, спортивные состязания, турниры знатоков, творческие конкурсы.

Большое внимание уделяется  активному образу жизни. Проводятся  лечебная физкультура, физминутки.

Большое внимание уделяется рациональному питанию. В школе функционирует столовая и буфет. Обязательно горячее питание.

Существует система психолого-педагогического сопровождения, когда педагог и психолог не воздействуют на ребенка своими специфическими способами и приемами, а взаимодействуют с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем. Школьная жизнь ребенка протекает в сложноорганизованной, разнообразной по форме и направленности среде. Наша задача состоит в том, чтобы снизить уровень школьной тревожности, изучить причины ее возникновения, определить способы коррекции.

Частично предметная форма обучения в 4-м классе. Давно известно, что при переходе из начального звена в среднее, т.е. из 4-го, а 5-й классы, дети испытывают стресс, снижается успеваемость, дети начинают чаще болеть. В связи с этим в моем классе планируется частичная предметная форма обучения еще в 4-м классе, таким образом,  дети познакомятся со своими будущими учителями.

      В школе также функционируют бесплатные кружки, спортивные секции, факультативы (кружки по баскетболу, волейболу, общей физической подготовке, легкой атлетике, лыжам).

Дети имеют возможность выбрать себе занятие по интересующему их профилю. Они заняты интересным делом.

Здоровьесберегающие  технологии в начальных классах

      Очень важно сформировать у детей базу знаний и практических  навыков здорового образа жизни, осознанную потребность  в систематических занятиях физической культурой и спортом.

      Здоровье сберегающая деятельность формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

    Что такое здоровье и сберегающие технологии?

     В последнее время  мы все чаще слышим, что  появляются новые технологии в воспитании детей. Их создают с целью поиска новых форм, средств, способов в формировании и укрепления здоровья детей.

     Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих  детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

     

     Так что же  такое  здоровье  сберегающие технологии?

     Здоровье  сберегающие технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия  ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медиков, направленных на сохранение  здоровья  ребенка на всех этапах его  обучения и развития.

     Если говорить очень упрощенно, то здоровье сберегающая технология- это «система здоровья», и она как бы стоит из нескольких компонентов:

Комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;

Работа над осознанным саморазвитием детей;

Деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.

      Здоровье сберегающая технология

     Фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников, что в наше время является  особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья школьников и полноценная реализация здоровье сберегающих программ в образовании, это прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов, родителей.

       Для этой цели, наряду с разнообразными  лечебно оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровье сберегающих  технологий в образовательном процессе МБОУ «СОШ № 16», огромное внимание уделяется технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступали порог «взрослой жизни», не только имели высокий  потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

       Состояние здоровья школьников  - состояние здоровья общества.

      Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что   здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. 

      Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д.

    Что же может в этом направлении реализовать учитель?

      Урок физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движениях дети растут, познают мир, пробуют свои силы. Движения укрепляют их, а главное несут здоровье и радость бытия. Каким бы ни было проведение уроков физкультуры, без внеклассной работы нельзя решить задачи оздоровления учащихся, воспитания морально – волевых качеств, формирования гармонично развитой личности.

    Подразделяются на три подгруппы:

     -  Организационно – педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих   предотвращению     состояния         переутомления, гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

     -Психолого-педагогические технологии (ПИТ)- связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

     - Учебно-воспитательные технологии (УВТ) -   включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей.

      Здоровье – это состояние устойчивого равновесия во всех системах организма, позволяющее человеку плодотворно работать, интересно отдыхать и развиваться как личности. Конечно, подобное определение не охватывает все особенности жизни человека, но для наших целей вполне приемлемо.

     Какие же обстоятельства наносят вред здоровью и провоцируют болезненный стиль поведения?

      Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда бывает поздно начинать…

      Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

      Если учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.

     По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

       Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет противостоять недугам?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

      Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

      Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении».

       Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой активности большой пользы не дает.

       Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два – три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не могут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

      Пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители – все, от кого это зависит, должны способствовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, готовить его к будущей непростой жизни и формировать осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Следуя этим принципам, мы обязательно достигнем поставленных целей и сумеем развить здоровье сберегающие навыки обучающихся.

       Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Так давайте же учить и учиться помогать нашему  организму быть здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в школе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских ш...

Здоровьесберегающие технологии в школе

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе"

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в школе".Сюда входят:принципы здоровьесбережения Н.К.Смирнова;технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;крите...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в школе "

Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач ...

Презентация Здоровьесберегающие технологии в школе

В презентации рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, используемых в школе...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...

Сообщение"Здоровьесберегающие технологии в школе"

Представлен материал по здоровьесбережению в школе....