Доклад на педагогическом совете по теме: «Здоровьесбережение в работе учителя начальных классов»
материал по зож (2 класс)
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_rabote_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская СШ №1 имени М. И. Глинки
Доклад на педагогическом совете по теме:
«Здоровьесбережение в работе учителя начальных классов»
( из опыта работы)
Подготовила |
учитель начальных классов |
1 категории |
Шутова Е. А. |
2019
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство,не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» - сказал Геродот.
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа». А ведь хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы.
Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому очень важно научить, чтобы обучающиеся сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни, Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в классе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды. Работа по формированию здоровьесберегающего пространства на уроках в начальной школе с применением здоровьесберегающих технологий осуществляется с учетом требований ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В технологиях, которые применяются на уроках в нач. школе, можно выделить следующие направления:
-направленные на соблюдение гигиенических требований;
-организующие рациональную физическую активность
-психолого-педагогические технологии
Первое направление: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия
В первую очередь в классе это комфортная температура, достаточный уровень освещения, соблюдается режим проветривания, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.
Второе направление: организуем обучение и физическую активность. Здесь можно выделить четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Момент первый: интересно — значит неутомительно!
— Это предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
Момент второй: вижу, слышу, пробую!
— Использование в работе разных вариантов подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей и обеспечить творческий подход.
Момент третий: учет зоны работоспособности.
— Учитывая зоны работоспособности и медицинские показания. рассаживание обучающихся по местам в классе. смена мест 1 раз в четверть
Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.
-Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.
Третье направление: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:
-игровые технологии;
-обучающие интерактивные программы;
-оригинальные задания и задачи;
-введение в урок отступлений.
-создание благоприятного психологического климата на уроке:
-доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;
-интерес к каждому мнению;
-тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
-стимулирование к самостоятельной деятельности;
-наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями ;
- элементы личностно-ориентированного обучения:
С самых первых встреч для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
Упражнение 1. Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели.
Упражнение 2. «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»
Ребятам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться , затем наоборот..
Для поднятия настроения, снятия напряжения я применяю ароматерапию.
-Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней стуже и неприятностях. Это тонизирует нервную систему, снимает депрессию, повышает работоспособность..
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся. Особое внимание необходимо уделять работе со зрением. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Часто в школу дети приходят уже с плохим зрением. У меня в классе 2 ребёнка с косоглазием и астигматизмом.
Для снятия утомляемости провожу на занятиях физминутки для глаз, С этой целью использую цветовые мультимедийные тренажёры для глаз с обыгрыванием действий в рифмованной форме.
Упражнение 1. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд.
Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом, медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцами. Повторить 10-12 раз.
Второй проблемой является нарушение осанки.
Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется. На уроках постоянно на это обращаю внимание.
«Маятник»
Покачивание головой вперед – назад.
«Китайский болванчик»
Покачивание головой вправо – влево.
«Оглянись»
Повороты туловищем вправо – влево
На учебных занятиях использую пальчиковую гимнастику, в 1 классе мы с родителями изготовили специальные салфетки с нашитыми пуговицами, по которым мы шагали пальчиками. или использовали, как кластер. Особенно актуальными являются упражнения для развития речевого аппарата. В классе только 4 ребёнка не имеют явных дефектов речи. Все они в прошлом году посещали логопеда и сейчас 10 человек продолжают ходить. Поэтому продолжаем и на уроках выполнять упражнения звукоподражания.
-«Ее-ее-ее» - тренирует горло
-Звук «а-а-а» - немедленно вызывает расслабление
-Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин.
3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия
-Звук «о-о-о»- горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
-Звук «ы-ы-ы»- лечит уши, улучшает дыхание;
-Звук «э-э-э»- улучшает работу головного мозга.
-Звук «м-м-м» - снимает стресс и дает полностью расслабиться
. Хорошо себя зарекомендовала и дыхательная гимнастика. При выполнении дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание нужно делать энергичный и порывистый вдох, а затем последующий выдох. Каждое упражнение выполнятся по 10 секунд.
Для создания благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках хорошо проводить энергетические упражнения.
1.Хлопки в ладоши парами.
2.Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно
– Какая хорошая погода!
Улыбнулись друг другу, сели.
3.Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
4.Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
5.Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули
-Фуф! Ну и денек!
Огромное значение для сохранения здоровья играет и культура питания. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Культуре правильного питания много уроков по окружающему миру отведено по тематике предметов УМК «Начальная школа 21 века», где ребята знакомятся с культурой поведения за столом, учатся выбирать полезные продукты. Эту работу мы продолжали на внеурочных занятиях: проводили мини - исследования по правильному питанию, оформляли работы в виде мини - проектов. Как следствие, большинство учащихся класса стало лучше питаться в школьной столовой и следить за витаминизацией пищи дома.
По мере взросления детьми приобретается навык самостоятельности и уже со 2 класса ребята сами включились в работу по оздоровлению. Ребята с удовольствием проводят музыкальные физпаузы, физкультминутки, дежурят по классу, убирают классную комнату, работают в малых группах по самоуправлению. Санитары следят за чистотой рук, наличием носового платка, цветоводы своевременно убирают пыль с растений, обучающиеся готовят сообщения о вредных и полезных привычках. В классе оформляются информационные стенды сменного содержания по профилактике здорового образа жизни. Еженедельно, подводя итоги недели по учебной и воспитательной направлениям, проводятся классные часы, где поднимаются вопросы, посвящённые тематике детского травматизма, поведения в школе на переменах, ПДД и т.д. Дети работают с памятками, применяю интерактивное обучение. разбираем различные ситуации, учимся оценивать собственное поведение и своих ровесников,
Работа по здоровьесбережению в процессе обучения ведётся не только с детьми, но и с родителями. Только совместно можно достичь желаемых результатов, поэтому на родительских собраниях и в индивидуальном порядке проводятся беседы, которые касаются сохранения и укрепления здоровья детей. Проведены собрания «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни». «Всем известно, что режим в жизни всем необходим» и др. На собрания приглашаются ведущие специалисты социума.( психолог ,социальный педагог). Для присутствующих оформляются памятки – рекомендации.
Подводя итог выше сказанному, очевидно:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе в начальных классах позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, постараемся сохранить и преумножить его здоровье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Рефлексивные методики в работе учителя начальных классов"
Педагогический совет способствует повышению мотивации педагогов начальной школы к внедрению в учебный процесс рефлексивных методик...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"
Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...
Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...
Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов
презентация "Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов"...
Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на ШМО учителей начальных классов...
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"...