ПСИХОГИМНАСТИКА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
статья по зож на тему
Психогимнастика- курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Он имел широкое значение, так как разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.
Во-первых, это курс специальных знаний, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Одна из методик по психогимнастике была создана в Чехословакии в 1979 году Ганом Юновой. Каждое занятие по данной методике включает ритмику, пантомиму, коллективные игры, больше ориентированные на психомоторную координацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПСИХОГИМНАСТИКА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОГИМНАСТИКА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Зиязова Н.В.
ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся natalja-zijazva@mail.ru
Психогимнастика- курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Он имел широкое значение, так как разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.
Во-первых, это курс специальных знаний, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Одна из методик по психогимнастике была создана в Чехословакии в 1979 году Ганом Юновой. Каждое занятие по данной методике включает ритмику, пантомиму, коллективные игры, больше ориентированные на психомоторную координацию.
Психогимнастика по Юновой состоит из трех фаз:
- снятие напряжения, что достигается с помощью бега и ходьбы;
- пантомима;
- чувство принадлежности к группе.
Основной акцент в психогимнастике Чистяковой делается на обучении технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.
А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
У всех, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта), убираются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).
Во-вторых, психогимнастика – это курс специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.
В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассматривать структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из трех частей:
- подготовительная - пантомимическая - заключительная
Задача подготовительной части: уменьшение напряжения учащихся, снятие срессов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональное состояние.
Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.
Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми, чему придается большое значение, так как у детей с ОВЗ имеются множество причин , вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.
Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его комфортности и потребности в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут. Ее можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев рук. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только полезным, но и приятным. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребенок не обучается!
1. Применение в ходе психогимнастики пальчиковых игр и упражнений.
2. Использование глазодвигательных упражнений.
3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные и дыхательные упражнения.
4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
6. Релаксационные упражнения способствуют снятию мышечного напряжения.
7. Психофизические упражнения, способствуют раскрепощению застенчивых учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения .
8. Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.
Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка.
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребенку научится справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможность для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того чтобы, появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем при недостаточно полном расслаблении мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.
Психогимнастические упражнения
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
“Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
“Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
Упражнения на расслабление мышц лица:
“Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
“Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
“Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц шеи:
“Любопытная Варвара”.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук:
“Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя, друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
“Вибрация”.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Литература:
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
1. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
ИКТ на уроках в начальной школе как фактор повышения познавательной активности младших школьников
Государственная стратегия образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». В этой связи необходимо реализовать субъективный подход в...
Основные направления взаимодействия семьи и школы в вопросах укрепления здоровья детей
Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, ...
Использование психогимнастики на уроках в начальной школе.
Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми, чему придается б...
Выступление на МО по теме: Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе
Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе...
Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе
Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе...
«Использование современных подходов к укреплению здоровья на уроках в начальной школе».
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только...