ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ В классах для детей с патологией зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti.1_na_sayt.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ
В классах для детей с патологией зрения
(Из опыта работы учителя школы 1 ступени, тифлопедагога Павловой Е.М.)
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группы риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Известно, что акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему. В структуру зрительного анализатора входят рецепторная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительные нервы), зрительные центры (подкорковый и корковый).
В ходе зрительного акта зрительный анализатор воспринимает и анализирует световые раздражители. Возникающий в рецепторах сложный фотохимический процесс способствует трансформации световой энергии в нервное возбуждение, передающееся через проводящие пути от сетчатки в кору головного мозга. В коре головного мозга осуществляется анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий и осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в результате чего и происходит восприятие человеком зрительной картины мира.
Основные зрительные функции – это комплекс отдельных компонентов зрительного акта, который позволяет ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, цвет, величину предметов, видеть их на разном расстоянии при ярком свете и в сумерках.
Функции глаза включают центральное и периферийное зрение, светоощущение, цветоощущения, бинокулярное зрение.
В результате болезней или при врожденных дефектах возможны нарушения каждой из перечисленных функций.
Первая функция – центральное или форменное зрение. Измеряется эта функция остротой зрения.
Острота зрения – это способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Острота зрения зависит от состояния сетчатки и удаленности предметов (точек) от глаз. В этом легко убедиться, отдаляя книгу от глаз. Вначале исчезнут наиболее мелкие буквы, затем более крупные, и, наконец происходит слияние текста с общим фоном.
Острота зрения – величина непостоянная. Под влиянием различных неблагоприятных факторов (болезнь, утомление, плохое освещение) она может понижаться. В этой связи важно учитывать, что дети, имеющие пониженную остроту зрения, плохо различают мелкие детали, недостаточно дифференцируют линейные и угловые величины, смешивают сходные по форме изображения и предметы, с трудом различают линии в тетрадях и обозначения на географических и исторических картах.
Вторая функция зрения – периферическое зрение. Это способность органа зрения охватывать зрительным восприятием достаточно большое поле из окружающего мира. Периферическое зрение служит для ориентирования в пространстве и обнаружения предметов. При нарушении периферического зрения человек теряет возможность свободного перемещения в пространстве, так как наталкивается на предметы, находящиеся в точке фиксации, не может охватывать взглядом крупные предметы, рабочее место. В результате теряет работоспособность. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения.
Поле зрения – это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. В среднем они следующие: кнаружи – 90 ; кнутри – 60 ; книзу – 70 ; кверху – 60 .
Изменения поля зрения могут носить различный характер. В одних случаях отмечается равномерное, концентрическое сужение поля, в других – его сужение в каком-либо определенном участке. Концентрическое сужение поля зрения мы можем испытать на себе, если представим к глазам свернутую трубкой тетрадь. Встречаются изменения поля зрения, связанные с частичным его выпадением в центре или на периферии сетчатки глаза (так называемые скотомы). Наличие в поле зрения небольших скотом (пятен) ведет к возникновению теней, пятен, кругов, овалов, дуг, осложняя восприятие предметов, затрудняя чтение и письмо.
Следующая функция зрения – светоощущение – это способность зрения воспринимать свет и различать его яркость. Световая адаптация протекает довольно быстро (50-60 сек.). так, если человек входит из темной комнаты в ярко освещенную, возникает временное ослепление, которое быстро исчезает. Лица с нарушенной световой адаптацией в сумерках видят лучше, чем на свету.
Темновая адаптация наблюдается, например, при переходе из светлого помещения в затемненное. Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного (сумеречного) освещения.
Известно, что у слабовидящих наблюдается значительное понижение светоощущения. В этой связи при обучении слабовидящих следует подбирать наиболее благоприятный режим освещенности, в зависимости от угловой величины солнца, времени года и суток, одновременно проводя коррекцию зрения оптикой (ношения очков) и эффективным освещением.
Цветоощущение играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве. Следует отметить, что у 56% слабовидящих детей наблюдаются грубые нарушения цветовосприятия, часто не замечаемые взрослыми.
Поэтому, в случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу – специалисту, чтобы выяснить, не результат ли это врожденного или приобретенного дефекта зрения.
Пятая функция – характер зрения. При двух открытых глазах характер зрения может быть бинокулярным (одновременным) и монокулярным. Бинокулярное – это способность видеть двумя глазами одновременно, при этом рассматриваемый предмет воспринимается как единое целое.
Бинокулярное зрение называют еще объемным, глубинным, стереоскопическим, пространственным. При бинокулярном зрении повышается острота зрения, расширяется поле зрения, воспринимается рельеф предметов, правильно оценивается расположение предметов в пространстве, степень их удаленности.
Монокулярное зрение – зрение преимущественно одним глазом, дает представление лишь о ширине, высоте, форме предмета, но не позволяет точно оценивать взаимоположении предметов в пространстве по глубине.
Монокулярно – интернирующее зрение – в работу включается то один глаз, то другой. Однако необходимо отметить, что пространственное зрение у детей развивается и совершенствуется.
Возможности улучшения обусловлены тем, что бинокулярное зрение у детей находится в стадии формирования и поэтому обладает большой пластичностью, поддается мероприятиям, направленным на его восстановление и развитие.
На первом месте среди причин, вызывающих ослабление зрения у детей, являются аномалии рефракции ( преломляющей силы оптической системы глаза, выраженной в диоптриях): миопия (близорукость) и гиперметропия или дальнозоркость.
При нормальной рефракции (смотрите верхний рисунок) лучи проходят через оптические среды, преломляются и фокусируются на сетчатке.
При миопии (близорукости) лучи проходят через оптические среды, преломляются и фокусируются перед сетчаткой.
При гиперметропии (дальнозоркости) лучи фокусируются за сетчаткой.
Зрение страдающих близорукостью и дальнозоркостью улучшается так называемыми «минусовыми» и «плюсовыми» очками или соответствующими контактными линзами, фокусирующими изображение на сетчатку. Дети, которым выписаны очки, должны обязательно ими пользоваться, иначе расстройства зрения будут прогрессировать.
Нормальная работа глаза требует его подвижности. Для получения отчетливого изображения, рассматриваемого предмета на сетчатке важно, чтобы предмет находится на зрительной оси глаза, последняя, как известно, проходит через центр хрусталика и ямку сетчатки.
Для отчетливого телесного видения предмета необходимо, чтобы на нем сходились зрительные оси обоих глаз. Глазодвигательная система состоит из шести мышц. Положение обоих глаз, при котором легко осуществляется бинокулярное зрение зависти от нормального тонуса всех глазодвигательных мышц. Если тонус слабый, то бинокулярного зрения не будет. Наиболее распространенными заболеваниями глазодвигательной системы являются косоглазие и нистагм.
Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественнное и паралитическое.
Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глаз откланяется кнутри, к носу) и расходящимся (глаз откланяется кнаружи, к виску), односторонним (откланяется только один глаз), альтернирующим (косит то один, то другой глаз).
Паралитическое косоглазие характеризуется ограничением (парез) или отсутствием (паралич) подвижности глаза, который косит в сторону парализованной мышцы.
Вначале косоглазие отмечают только при утомлении или сосредоточенном рассматривании ребенком какого- либо предмета, а в дальнейшем оно усиливается и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильного определения расстоянии между предметами, их размерами и объемом. Больной глаз перестав упражняться, постепенно перестает функционировать; развивается частичная или полная потеря зрения – амблиопия косящего глаза.
В этой связи важно своевременно выявлять косоглазие и проводить лечебно-восстановительную и коррекционную работу с ребенком. Самым простым способом восстановления зрения косящего глаза является выключение на длительный период времени из акта зрения второго, лучше видящего глаза. Дополнительно назначают зрительные тренировки амблиопичного глаза.
Нистагм – самопроизвольное колебательное движение глазных яблок ( дрожание глаз). Часто нистагм возникает при рассматривании быстродвижущихся объектов. В таких случаях также рекомендуется проводить лечебно- восстановительную и коррекционную работу.
Вкратце я вас познакомила с основной патологией зрения у детей. Давайте представим, что же происходит с таким ребенком в случае его обучения в массовой школе среди нормальных по зрению детей, если не уделять ему внимание, не помогать ему в работе.
В случае обучения слабовидящего ребенка в массовой школе отмечается отставание его от темпа работы остальных учеников, что приводит к снижению успеваемости или неуспеваемости.
Ребенок в таких условиях становится раздражительным, проявляет негативизм и обособленность от коллектива. Иногда это приводит к формированию одного из вариантов девиантного поведения: ребенок стремится все делать на зло, не выполняет требований взрослых, становится конфликтным, хмурым, недоброжелательным. На развитие личности ребенка влияют поведение окружающих, ихвысказывания, отношение к нему. Часто он страдает не столько от своего недостатка, сколько из-за реакции на него людей. Особенно ярко это проявляется в период отрочества и юности. В этот период подростка наиболее остро беспокоит, какое впечатление он производит на окружающих, тревожит мысль об ограниченных возможностях в выборе профессии, о сложности социальной адаптации в обществе, предстоящей ему в течение всей последующей жизни.
В это время подросток нуждается в понимании, чутком и внимательном отношении со стороны родителей и педагогов. Хочется предостеречь педагогов от предъявления требований к ребенку в семье и школе, превышающие его истинные способности и возможности. Перенапряжение физическое и умственное наносит не только моральный ущерб личности ребенка, но и вредит его общему развитию. В результате может наступить истощение нервной системы, приводящее к конфликтам, морально-психологическим срывам, ухудшению состояния здоровья.
Правильное воспитание слабовидящего ребенка способствует его общему развитию, приспособлению его к детскому коллективу, дальнейшему включению в жизнь общества.
Совершенно очевидно, что в работе по охране зрения и профилактике возникновения зрительных нарушений у учащихся должен принимать участие весь педагогический коллектив. Однако центральным звеном в этой работе должна являться непосредственная деятельность классного руководителя.
Деятельность классного руководителя в данном направлении должна включать:
- четкое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей воспитанников;
-четкое выполнение рекомендации офтальмологов по размещению ребенка в классе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции (по-другому – ношение очков), использование приемов, облегчающих зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушение зрения;
-контроль (в случае необходимости) за периодичностью посещения ребенком офтальмолога и выполнением им медицинских рекомендации;
-контроль за соблюдением светового режима в классе (уровнем общего освещения, освещения доски, использования рационального сочетания естественного и искусственного освещения);
-контроль за правильной посадкой учащихся и использования приемов по ее достижению;
-контроль за соблюдением рационального режима дня (наличия рационального расписания уроков, сочетания труда и отдыха, наличие прогулок на свежем воздухе и т.д.) и питание;
-профилактику простудных и инфекционных заболеваний;
-профилактику общего и зрительного утомления учащихся за счет включения в образовательный процесс физкультминуток, использования различных комплексов упражнении.
Современными научными исследования доказан факт существования зависимости между возникновением нарушения остроты зрения и наличием утомления (общего и зрительного). В свете последних научных исследований особую актуальность приобретает вопрос о рациональном использовании в образовательном процессе приемов и упражнений, направленных на снятия общего и зрительного утомления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР
Ежегодно в наши первые классы всё больше и больше стало приходить детей с задержкой психического развития. Как организовать работу с такими детьми, чтобы они успешно адаптировались к школьной жи...
Особенности учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР
Ежегодно в наши первые классы всё больше и больше стало приходить детей с задержкой психического развития. Как организовать работу с такими детьми, чтобы они успешно адаптировались к школьной жи...
: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
Особенности учебно-воспитательной работы с отдельными категориями детей с ОВЗ
Дети с нарушением зрения Эти дети требуют тифлопедагогической помощи. Учитель полностью отвечает за обучение и воспитание доверенных ему слепых и со слабым зрением детей. Он обязан проводить учеб...
«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»
laquo;Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»...
Статья "Особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии"
Коррекционная педагогика...