«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»
методическая разработка по зож (4 класс) на тему
Коррекционно-развивающая подпрограмма по формированию здорового образа жизни в рамках программы "Будь здоров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podprogramma_mir_leakrstvennyh_rasteiy.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
коррекционно – развивающая подпрограмма
по формированию здорового образа жизни в рамках программы «БУДЬ ЗДОРОВ!»
«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»
г. Лесозаводск
2017 г
Содержание: (по страницам)
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цель программы
- Задачи программы
- Формы обучения
- Методы обучения
- Формы проведения занятий
- Ожидаемые результаты:
- Материально-техническое обеспечение
- Содержание программы
- Приложение 1
- Рекомендуемая литература
Составитель подпрограммы: воспитатель высшей квалификационной категории Герасименко В. В.
Целевая группа:
дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – 15 человек.
Возраст детей – 7-12 лет (младший школьный возраст).
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.
Древневосточная мудрость
Пояснительная записка.
Жизнь людей всегда была тесно связана с миром растений. Человек употреблял растения в пищу, мастерил из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, яды и конечно лекарства.
Тысячи лет накапливался практический опыт народных целителей лечения травами, который применяется в современной фитотерапии.
Знать растения полезные и вредные, уметь с ними обращаться в повседневной жизни, бережно охранять и разумно использовать – важная задача каждого человека, каждого школьника.
Подпрограмма «Мир лекарственных растений» направлена на то, чтобы дать знания, умения и навыки детям в данном вопросе.
Подпрограмма носит познавательно-оздоровительную направленность, следует русским традициям использования лекарственных трав нашей местности.
Авторская подпрограмма составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей детей и является составной частью реабилитационного процесса, одной из форм организации свободного времени несовершеннолетних во время пребывания в СРЦН.
Подпрограмма построена на основе следующих принципов:
-доступности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей начального и среднего школьного возраста);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности (взаимодействие воспитателя и воспитанников в социуме);
- актуализации знаний и умений.
Авторская подпрограмма «Мир лекарственных растений» разработана для воспитанников 7-12 лет, на основе программы «Будь здоров!», разработанной специалистами нашего центра.
Подпрограмма рассчитана на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Новизна подпрограммы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений.
Актуальность данной подпрограммы определяется интересом воспитанников к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе. Подпрограмма направлена на изучение и применение лекарственных растений в повседневной жизни, произрастающих на территории Приморского края. Воспитанники узнают об их распространении, способах и времени сбора, об обработке и хранение, о применение в народной медицине.
Важно научить несовершеннолетних детей безопасному и экологически грамотному обращению с лекарственными растениями, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи.
Цель подпрограммы:
Расширить знания о лекарственных растениях, их многообразии и использования в жизни человека.
Задачи подпрограммы:
- формировать навыки рационального грамотного использования лекарственных растений;
- систематизировать знания о лекарственных растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
- приобрести практические умения и навыки приготовления лекарственных сборов и чаёв;
- освоить опыт практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений;
- воспитывать бережное отношение к природе и здоровью человека;
- познакомить с приёмами оказания первой помощи при простудных заболеваниях, повреждениях кожи.
Формы обучения:
●индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы):
● групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, игры, акции, выставки).
Методы обучения:
● словесные (рассказ, беседа);
● наглядные (наблюдение, показ, демонстрации);
● проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
● практические (акции, практические работы).
Формы проведения занятий:
- игры, - конкурсы,
- экскурсии (наблюдательные, поисковые, исследовательские),
- творческие занятия,
- лабораторные и практические работы,
- беседы, выставки.
Место проведения занятий: групповая комната, территория, прилегающая к СРЦН, клумба.
Ожидаемые результаты:
После изучения подпрограммы воспитанники
должны знать:
- основные понятия (“лекарственный сбор”, “лекарственный чай” и др.);
- пищевые и лекарственные ценности сборов;
- природные, культивируемые пищевые лекарственные растения,
уметь:
- готовить простые лекарственные сборы и чаи;
- заготавливать и хранить лекарственные растения;
- работать в сотрудничестве.
Описание материально-технического обеспечения:
Оборудование:
1. Наборы открыток «Лекарственные растения».
2. Гербарный материал - лекарственные растения нашей местности.
3. Презентации, видеоролики
4. Компьютер.
5. Проектор.
Содержание подпрограммы
Тема 1. Введение.
- История использования лекарственных растений в медицине, в быту. Группы лекарственных растений: дикорастущие, культурные. Формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья.
- Практические работы: работа с гербарными экземплярами лекарственных растений.
- Экскурсия: на территории центра, знакомство с лекарственными растениями.
Тема 2. Дикорастущие лекарственные растения.
- Лекарственные растения луга: ромашка лекарственная, одуванчик лекарственный, подорожник, крапива, мать – и мачеха, зверобой.
Сбор и сушка лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственных растений, составление кратких характеристик лекарственных растений
Тема 3. Культурные лекарственные растения.
- Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, чеснок, лук)
- Цветочно – декоративные растения (календула, бархатцы которые произрастают на участке).
- Практические работы:
Приготовление свежего сока моркови; опыты с чесноком, луком.
Тема 4. Сбор и хранение лекарственного сырья.
- Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, цветков,). Правила сбора лекарственных растений: время сбора (утро 8 – 10 часов), место сбора: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам. Выборочный сбор: часть растения, оставляют для воспроизводства. Правила сушки, условия и сроки хранения сырья
- Практические работы:
Правила способов и хранения лекарственного сырья, работа со справочной литературой.
Тема 5. Использование лекарственного сырья (5 часов).
- Сборы лекарственных трав. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
- Практические работы:
Приготовление одного – двух настоев лекарственных трав.
Тема 6. Итоговое занятие: выставка гербарных экземпляров лекарственных растений.
12. Подготовка и проведение выставки гербарных образцов лекарственных растений, составление компьютерных мини – проектов, защита проектов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Научно-популярная, справочная, историческая литература по экологии.
- Программа «Мир лекарственных растений», автор Е. А. Постникова, М.:
«Просвещение», 2011г.
- Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003г.
- В. И. Гулимова Эфирные масла в косметике и медицине - М.: 2003г.
- Энциклопедия лекарственных растений народной медицины – Спб., 2006г.
- М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009г.
- Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003;
- М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009
- С. И. Смирнов Мир растений - М.: Молодая гвардия, 1981
Интернет ресурсы:
1. Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, интернет – сайт http//www/floranimal/ru
2. Интернет – сайт http//www/floranimal/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
Лекарственные растения
Знакомство с лекарственными растениями...
Лекарственные растения
В презентации собран материал по теме "Лекарственные растения", игра "Поле чудес" для знатоков лекарственных растений....
Урок на тему "Лекарственные растения"
Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....
"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)
Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....
Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.
Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....
«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...