Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья» в 3 классе
методическая разработка по зож (3 класс) на тему
Предалагается разработка рабочей программы по внеурочной деятельности «Уроки здоровья» в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uroki_zdorovya.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки здоровья»
в 3 классе
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
в 3 классах составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе примерной программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников» Обуховой Л.А., Жиренко О.Е., Асоян О.И., требований к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ СОШ № 98 и программы формирования универсальных учебных действий.
Цель рабочей программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.
Задачи:
- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
- воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программ реализуется в учебной деятельности как ведущей для этого возрастного этапа и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и человеческого здоровья.
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей, Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Учитывая, что программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.
3. УКАЗАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 25-30 мин. Всего 34 занятия.
Содержание факультатива входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности», а так же реализует социальное направление через организацию проектной деятельности в рамках факультатива.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих; сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные УУД:
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- умения принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- умение осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Коммуникативные УУД:
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
- уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
- владеть способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;
- умениями искать и находить компромиссы;
- иметь положительные навыки общения в многонациональном обществе.
Регулятивные УУД:
- владеть навыками работы с различными источниками информации;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять её;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- уметь осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;
- владеть навыками использования информационных устройств;
- использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Познавательные УУД:
- знать духовно- нравственные основы жизни человека и общечеловеческой культуры;
- знать культуру, традиции и обычаи своего народа;
- иметь представление о своем родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о своем здоровье, личной безопасности;
- владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чего не надо бояться(1ч)
Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)
Учимся думать. Спеши делать добро.
Почему мы говорим неправду(2ч)
Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.
Почему мы не слушаемся родителей(2ч)
Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)
Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.
Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)
Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек ( продолжение)
Как относиться к подаркам(2ч)
Я принимаю подарок. Я дарю подарок.
Как следует относиться к наказаниям(1ч)
Наказание.
Как нужно одеваться(1ч)
Одежда.
Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)
Ответственное поведение.
Как вести себя, когда что – то болит(1ч)
Боль.
Как вести себя за столом(2ч)
Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Как вести себя в гостях(1ч)
Ты идёшь в гости.
Как вести себя в общественных местах(2ч)
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)
Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Что делать. Если не хочется в школу(1ч)
Помоги себе сам.
Чем заняться после школы(1ч)
Умей организовать свой досуг.
Как выбрать друзей(2ч)
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.
Как помочь родителям(1ч)
Как доставить родителям радость.
Как помочь больным и беспомощным(2ч)
Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.
Повторение(3ч)
Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата |
1 | Чего не надо бояться | 1 | Знание источников опасности и мер предосторожности; умение правильно действовать в опасных для здоровья ситуациях; умение жить по правилам; умение точно и аргументированно высказывать суждения о способах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; | |
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | Сформированность положительных личностно-социальных проявлений ребенка в условиях взаимодействия со взрослым или сверстником; умение понимать такие нравственные нормы, как доброта – злость, щедрость – жадность, правдивость - лживость | |
3 | Почему мы говорим неправду | 2 | Умение правильно общаться со взрослыми и сверстниками; открытость для контактов с другими людьми; ; | |
4 | Почему мы не слушаемся родителей | 2 | Восприимчивость к эмоциональному состоянию с другим человеком по взаимодействию; | |
5 | Надо ли уметь сдерживать себя | 2 | Владение элементарными способа- ми бесконфликтного общения | |
6 | Вредные привычки | 2 | Умение правильно реагировать на замечания со стороны ровесников и взрослых; умение отличать вредные привычки и самостоятельно их устранять из своего поведения | |
7 | Как относиться к подаркам | 2 | Открытость для контактов с другими людьми; умение правильно общаться с окружающими людьми; умение контролировать свои эмоции и чувства; | |
8 | Как относиться к наказаниям | 1 | Умение брать ответственность за свои поступки и деятельность; умение правильно реагировать на замечания и наказание; знание правил общественного поведения | |
9 | Как нужно одеваться | 1 | Умение правильно оценивать свои поступки и деятельность; умение быть наблюдательным; умение правильно одеваться; умение принять помощь других людей | |
10 | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | Знание об эмоциях и причинах их про- явлений в повседневной жизни; умение использовать различные средства для выражения эмоций (вербальные и невербальные); умение сопереживать и сочувствовать; | |
11 | Как вести себя, когда что – то болит | 1 | Умение правильно изложить причины возникшей проблемы; умение правильно обратиться за помощью или оказать ее другим умение правильно вести себя во время болезни, регулярно принимать назначенные препараты, уколы и т.д. | |
12 | Как вести себя за столом | 2 | Понимание и интерпретация характера собственных проявлений и чувств в условиях заданной ситуации | |
13 | Как вести себя в гостях | 1 | Умение правильно вести себя в условиях, требующих сочувствия или сопереживания; | |
14 | Как вести себя в общественных местах | 2 | Ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; сформированность положительной мотивации к сбережению собственного здоровья и здоровья окружающих людей; умение применять правила поведения в общественных местах; | |
15 | «Нехорошие» слова. Недобрые шутки. | 2 | Обогащение и углубление представлений ребенка о том, как правильно поддержать, укрепить и сохранить свое психическое, нравственное и духовное здоровье | |
16 | Что делать, если не хочется в школу | 1 | Четкое представление о том, что такое здоровье, понимание того, как поддержать, укрепить и сохранить его; умение подчиняться требованиям взрослых; умение соблюдать ре- жим дня; самоконтроль | |
17 | Чем заняться после школы | 1 | Четкое выполнение правил здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия спортом, подвижные игры, закаливание, работа у компьютера и т.д.); четкое представление о полезных и вредных привычках своих товарищей | |
18 | Как выбрать друзей | 2 | Умение правильно строить отношения с ровесниками; умение соблюдать правила безопасного поведения в подвижных и малоподвижных играх, в спортивном зале, бассейне, на стадионе; | |
19 | Как помочь родителям | 1 | Умение пользоваться потенциально опасными бытовыми предметами; владение основами безопасного поведения; умение обратиться за помощью к близким; умение объяснить, какую травму получил, что съел, на что наступил и т.д., что поранил, ушиб; знание своего адреса, имена родственников, их контактную информацию; избегание контактов с незнакомыми людьми на улице; различение ядовитых трав, несъедобных грибов, ягод; проявление осторожности при встрече и контакте с незнакомыми животными; соблюдение правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности; правильное поведение в транспорте; искоренение вредных привычек; соблюдение режима дня | |
20 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | Умение правильно оказывать помощь себе и другому | |
21 | Повторение. Путешествие в страну здоровья | 3 | Самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащение представления ребенка о гигиенической культуре; укрепление физического и психического здоровья; осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям в быту, на улице, в природе; знание правил безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; стремление соблюдать правила безопасности у водоемов | |
Итого | 34 |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
- Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 1 год обучения : рабочая тетрадь . – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2011. – 35 с.
- Плешаков А.А. «Атлас определитель». – М.: Просвещение, 2011.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Будем здоровы, дети! – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по внеурочной деятельности "Уроки о здоровье. Причины болезни"
Как помочь детям стать здоровыми?Ответы на этот вопрос помогут педагогам и родителям найти решение многих проблем в деле воспитания здорового ребенка.Представленное занятие по внеурочной д...
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравсвенности" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности "для обучающихся 1 - 4 классов,соответствует требованиям ФГОС второго поколения...
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности" 1 - 4 классы
Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности " разработана для обучающихся 1 - 4классов,соответствует ФГОС второго покаления....
Планирование внеурочной деятельности "Уроки нравственности" в 1 классе
Планирование внеурочной деятельности "Уроки нравственности" в 1 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки докторов здоровья»
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье" для 1-4 кл. 2016-2017г.
"Уроки доктора Здоровье". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1-4 кл....