"Азбука безопасности"
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
Данная программа направлена на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в законе «Об образовании в РФ», ФГОС, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Программа адаптирована учителем Андреевой Л.Н.
Программа кружка «Азбука безопасности» поможет:
- распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
- определить способы защиты от них;
- приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
- оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.
Программа нацелена на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.
ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
- Освоение знаний о здоровом образе жизни;
- Освоение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
- Освоение знаний о возможных причинах возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
- Опасные ситуации и правила поведения на воде.
- Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
- Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
- Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.
Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 1 год.
В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано внутри предмета “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время на что и рассчитана программа кружка «Азбука безопасности».
Предполагаемые виды деятельности в рамках курса:
- игровая,
- досугово-развлекательная,
- художественное творчество,
- социальное творчество, трудовая,
- общественно-полезная,
- спортивно-оздоровительная и др.
Формы организации деятельности обучающихся:
- упражнения;
- беседы;
- игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п);
- общественно полезные практики;
- экскурсии;
- викторины.
Программа рассчитана для детей 1-4классов. Срок реализации - 1 год. Общая продолжительность обучения составляет в 1-2 классах – 34 часа, в 3-4 классах – 36 часов в год
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Требования к уровню подготовки
В результате освоения программы обучающие будут
иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
- о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
- о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
- правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
- какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
- какие опасности встречаются в природе.
уметь:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
- ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
- бережно относиться к своему здоровью.
Учебно-тематический план 1-2 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 5 |
2 | Улица полна неожиданностей | 19 |
3 | Безопасность на воде | 4 |
4 | Безопасность в помещении | 5 |
5 | Обобщение | 1 |
34ч |
Учебно-тематический план 3-4 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 6 |
2 | Улица полна неожиданностей | 20 |
3 | Безопасность на воде | 4 |
4 | Безопасность в помещении | 5 |
5 | Обобщение | 1 |
36ч |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 ч.)
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Улица полна неожиданностей (20 ч.)
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.
Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте.
Безопасность на воде (4ч.)
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении (5ч.)
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика.
Как вести себя, когда ты дома один.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Обобщение (1ч.)
Викторина «Подумай и ответь»
Формы контроля
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- практикум;
- тестирование.
Список литературы
1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение
2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2016. – 32с.: ил.
3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 157 с.: ил.
4. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009
Электронно-образовательные ресурсы
Интернет –сайты:
- Единая коллекцияЦОР;
- Каталог образовательных ресурсов для школы;
-ПЕДСОВЕТ.ORG.
-Сеть творческих учителей
Календарно-тематический план
1-2 классы
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 2 | Что такое безопасность. Правила безопасного поведения. | 1 1 | 4.09 11.09 | ||
3 4 | Город, посёлок , где мы живём. Предвидеть опасные ситуации на улице | 1 | 18.09 | ||
5 | Что такое чрезвычайная ситуация. | 1 | 25.09 | ||
6 | Безопасность на улице. | 1 | 2.10 | ||
7 | Как правильно переходить дорогу. | 1 | 9.10 | ||
8 | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. | 1 | 16.10 | ||
9 10 | Сигналы регулирования дорожного движения Правила дорожного движения. | 1 1 | 23.10 | ||
-11 12 | Виды перекрёстков Игра«Перекрёсток».. | 1 1 | 30.10 6.11 | ||
13 | Знакомство с дорожными знаками. | 2 | 13.11;20.11 | ||
14 | Угадай, какой знак. | 1 | 27.11 | ||
15 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 2 | 4.12 11.12 | ||
16 | Будь внимательным и осторожным. | 1 | 18.12 | ||
17 | Движение группами. | 1 | 25.12 | ||
18 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | 1 | 8.01 | ||
19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 15.01 | ||
20 | Практическое занятие «Улицы посёлка». | 2 | 22.01 29.01 | ||
21 | Знакомство с транспортом посёлка. | 1 | 5.02 | ||
22 | Правила поведения в транспорте. | 1 | 12.02 | ||
23 | Встреча с работником ГИБДД. | 1 | 19.02 | ||
24 | Игра «красный, жёлтый, зелёный» | 1 | 26.02 | ||
25 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и зимний периоды. | 1 | 5.03 12.03 | ||
26 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. | 1 | 19.03 | ||
27 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. | 2 | 26.03 2.04 | ||
28 | Основные спасательные средства. | 1 | 9.04 | ||
29 | Какие опасности нас подстерегают в помещении. | 1 | 16.04 | ||
30 | Основные правила пожарной безопасности. | 1 | 23.04 | ||
31 | Детские шалости с огнём. | 1 | 30.04 | ||
32 | Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. | 1 | 7.05 | ||
33 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. | 1 | 14.05 | ||
34 | Викторина «Подумай и ответь». | 1 | 21.05 |
Календарно-тематический план
3-4 классы
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Дата | Примечание | ||
План | Факт | |||||
1 2 | Что такое безопасность. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 1 1 | 5.09 12.09 | |||
3 4 | Опасность на улице и дороге Окружающие нас опасности | 1 1 | 19.09 | |||
5 | Что может быть опасным в лесу? | 1 | 26.09 | |||
6 | Безопасность на улице. | 1 | 3.10 | |||
7 | Что помогает нам в чрезвычайной ситуации? | 1 | 10.10 | |||
8 | Чрезвычайная ситуация на дороге | 1 | 17.10 | |||
9 10 | Дорожные знаки Части дороги. Участники движения | 1 1 | 24.10 | |||
-11 12 | Дорожные знаки. Практическая работа: «Угадай, какой знак» Поведение на дороге, остановке, в автобусе
| 1 1 | 31.10 7.11 | |||
13 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге | 1 | 14.11;21.11 | |||
14 | Угадай, какой знак. | 1 | 28.11 | |||
15 | Клуб внимательных пешеходов. В гостях у Светофора | 1 | 5.12 12.12 | |||
16 | Пешеходный переход (подземный, надземный) | 1 | 19.12 | |||
17 | Движение группами. | 1 | 24.12 | |||
18 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | 1 | 9.01 | |||
19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 16.01 | |||
20 | Практическое занятие «Улицы посёлка». | 1 | 23.01 30.01 | |||
21 | Знакомство с транспортом посёлка. | 1 | 6.02 | |||
22 | Правила поведения в транспорте. | 1 | 13.02 | |||
23 | Встреча с работником ГИБДД. | 1 | 20.02 | |||
24 | Игра «красный, жёлтый, зелёный» | 1 | 27.02 | |||
25 | Виды водоёмов. Чем они опасны? | 1 | 6.03 13.03 | |||
26 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах зимой ,весной и осенью | 1 | 20.03 | |||
27 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. | 1 | 27.03 3.04 | |||
28 | Практическая работа Основные спасательные средства. | 1 | 10.04 | |||
29 | Какие опасности нас подстерегают в помещении. | 1 | 17.04 | |||
30 | Меры предосторожности с огнём | 1 | 24.04 | |||
31 | ВидеоурокДетские шалости с огнём. | 1 | 8.05 | |||
32 | Основные правила пользования электрическими приборами | 8.05 | ||||
33 | Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. | 1 | 15.05 | |||
34 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. | 1 | 22.05 | |||
35 | Режим дня школьника практическая работа «Комплекс зарядки» | 29.05 | ||||
36 | Викторина «Подумай и ответь». | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию по ПДД "Азбука безопасности"
Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения для 1-2 класса "Азбука безопасности"....
Праздник "Азбука безопасности"
Представленное внеклассное мероприятие можно использовать как обобщение по пройденному материалу. Дети закрепляют навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе, умение оказать элементарную ме...
Презентация "Азбука безопасности"
Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения...
Проект "Азбука безопасности на дороге"
Авторский проект "Азбука безопасности на дороге". Реализуется в 3 классе. Мною в 2006 г была разработана "Программа и тематическое планирование ОБЖ" на 1-4 классы школ 8 вида для эксперимен...
Праздник "Азбука безопасности"
В игровой доступной для младших школьников форме рассказывается об опасностях, подстерегающих детей дома и на улице....
"Азбука безопасности"
Разработка внеклассного мероприятие для начальной школы по правилам дорожного движения....
Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»
Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....