ктп "Безопасное детство"
рабочая программа по зож (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия
- игровые тренинги
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх
- экскурсии
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет
- разработка проектов по ПДД
- встреча с работниками ГИБДД
- просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Методические рекомендации к организации занятий по программе
Целью внеурочной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Безопасное детство» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
- устный опрос
- конкурс рисунков
- викторины
- загадки
- тесты
- конкурс знатока дорожных знаков
- экскурсии
- мини-сочинения
- эссе на выбранную тему
- акция «письмо водителю»
- плакаты
- мини-схема дороги
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Содержание учебного курса
№ | Тема | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Вводное занятие. | 1 | Игра, мастер-класс, викторина, соревнование, экскурсия | Практическая работа, тесты, творческие работы |
2 | Ориентировка в окружающем мире. | 10 | Игра, мастер-класс, викторина, соревнование, театральная постановка | Практическая работа, тесты, творческие работы |
3 | Ты – пешеход. | 17 | Игра, мастер-класс, викторина, соревнование | Практическая работа, тесты, творческие работы |
4 | Ты – пассажир. | 5 | Игра, мастер-класс, викторина, соревнование экскурсия | Практическая работа, тесты, творческие работы выпуск газеты |
5 | Итоговое занятие. | 1 | Игра, мастер-класс, викторина, соревнование, праздник | Тесты, творческие работы выпуск газеты |
Итого: | 33 ч |
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ | Тема | Планируе-мая дата проведения | Дата корректировки |
1. | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» | 04.09 – 08.09.17 | |
2. | Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. | 11.09 – 15.09.17 | |
3. | Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. | 18.09 – 22.09.17 | |
4. | Вид, отличительные и опознавательные знаки транспортных средств. | 25.09 – 29.09.17 | |
5. | Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. | 02.10-06.10.17 | |
6. | Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения. | 09.10-13.10.17 | |
7. | Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения. | 23.10.- 27.10.17 | |
8. | Творческая работа «Мой друг велосипед» | 07.11 – 10.11.17 | |
9. | Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого» | 20.11 – 24.11.17 | |
10. | Творческая работа «Транспорт будущего». | 27.11. – 01.12.17 | |
11. | КВН «Транспорт и правила поведения в нём». | 04.12 – 08.12.17 | |
12. | Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик. | 11.12 – 15.12.17 | |
13. | Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). | 18.12 – 22.12.17 | |
14. | Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. | 25.12 – 29.12.17 | |
15. | Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». | 10.01 – 12.01.18 | |
16. | Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний. | 22.01 – 26.01.18 | |
17. | Информационные знаки. | 29.12-02.02.18 | |
18. | Информационные знаки. Изготовление знаков из цветной бумаги. | 05.02-09.02.18 | |
19. | Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». | 12.02.18– 16.02.18 | |
20. | «Путешествие в страну дорожных знаков». | 19.02.18– 22.02.18 | |
21. | Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). | 26.02.18 – 09.03.18 | |
22. | Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Разыгрывание дорожных ситуаций. | 12.03 – 16.03.18 | |
23. | Меры безопасности на железной дороге. | 19.03 – 22.03.18 | |
24. | Игра «Азбука безопасности». | 02.04 – 06.04.18 | |
25. | Нерегулируемые участки дороги. Прогулка по микрорайону. | 09.04.18-13.04.18 | |
26. | Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях | 16.04-20.04.18 | |
27. | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | 23.04 – 27.04.18 | |
28. | Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения» | 30.04 – 04.05.18 | |
29. | Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. | 07.05 – 11.05.18 | |
30. | Пассажиром быть не просто (автомобиль). Игра «Какой ты пассажир?» | 14.05 – 28.04.17 | |
31. | Занятия на базе Автогородка. | 02.05- 12.05.17 | |
32. | Викторина «У дорожных правил нет каникул». | 15.05-19.05.17 | |
33. | Итоговое занятие. Викторина «Знаток ПДД». | 22.05-25.05.17 |
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Примерные программы внеурочной деятельности. | 1-4 | Под ред. Горского В.А | Москва «Просвещение» | 2011 г. |
2 | Программа по ПДД | 1 | Воробцова Т.Н. | Москва «Просвещение» | 2012 г. |
3 | Правила дорожного движения | 1 | Жатин С.О. | Учитель | 2012 г. |
4 | Занятия по ОБЖ с младшими школьниками | 1 | Максиняева М.Р. | М: ТЦ Сфера | 2010 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детство, детство, ты куда ушло?...
Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...
Журналы моего детства и детства моих родителей
Информационный классный час...
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
Статья "Из детства домашнего в школьное детство»
В статье говорится об одной из самых важных проблем в педагогике: о непрерывности и преемственности в образовательном маршруте при переходе из детского сада в школу....
Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"
Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» - это комплексно-целевой проект по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...
Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)
Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...
Открытое внеурочное занятие по курсу «Добрая дорога детства» 3класс «Викторина – Добрая дорога детства»
Внеурочное занятие по курсу "Добрая дорога детства" 3кл...