КАК ИЗБЕЖАТЬ ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК?
статья по зож на тему

Бабанова Елена Викторовна

Быстро пролетело лето… Наши дети отдохнули, подросли и окрепли… Наступила осень, и вновь пришло время садиться за учебники и постигать столь необходимые для жизни знания. После яркого 1 сентября начались школьные будни. От обычной учебной нагрузки дети достаточно устают, а раздутая до неприличных размеров школьная программа не дает школьникам здоровья. Даже физически крепкие дети не в состоянии без вреда для своего организма выполнять то, что от них требуют, и вполне естественно, что вскоре вполне здоровому ребенку ставят тот или иной медицинский диагноз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

КАК ИЗБЕЖАТЬ ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК?

Выступление подготовлено

 учителем МОУ Иванковской СШ

 Е.В.Бабановой

            Быстро пролетело лето… Наши дети отдохнули, подросли и окрепли… Наступила осень, и вновь пришло время садиться за учебники и постигать столь необходимые для жизни знания. После яркого 1 сентября начались школьные будни. От обычной учебной нагрузки дети достаточно устают, а раздутая до неприличных размеров школьная программа не дает школьникам здоровья. Даже физически крепкие дети не в состоянии без вреда для своего организма выполнять то, что от них требуют, и вполне естественно, что вскоре вполне здоровому ребенку ставят тот или иной медицинский диагноз.

            Желудочные болезни уже стали самыми распространенными среди школьников. И это неудивительно. Бесплатные завтраки в школе только для учеников начальной школы. Остальные дети покупают, в основном, булочку и чай. А такое питание при шести уроках по 45 минут в течение 6 дней не улучшает здоровье, а ухудшает его. За последние годы общая заболеваемость среди детей и подростков возросла на 16%, отметил в своем докладе глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Основными недугами, которыми страдают ученики и выпускники школ, стал сколиоз, плохое зрение, гастрит, невроз и алкоголизм.

           Полтора года назад московское правительство объявило о начале борьбы за легкие портфели, удобную классную мебель и полезные завтраки в столовой. Мэр Москвы Юрий Лужков потребовал принять меры по облегчению школьных портфелей еще летом 2005 года. В результате начался выпуск "тонких" учебников, где предмет делился на четверти или полугодия. Но до сих пор вес школьных портфелей выше нормы почти на 2 кг. Рюкзак пятиклассника, к примеру, весит 6 кг .

           К искривлению позвоночника может привести не только тяжелый ранец, но и школьная мебель, не учитывающая особенностей физиологии ребенка. "У нас в школах принята кабинетная система, то есть вся мебель одинаковая, без учета роста детей, – рассказал физиолог Фарид Абдрашитов. – 70% учащихся вынуждены сидеть за партами, которые совершенно для них не годятся. Существует специальная классификация школьной мебели и формулы маркировки для подбора. Однако по какой-то причине ею очень редко пользуются".

           По данным лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем НИИ Москвы, если ребёнок сидит шесть и более уроков за  горизонтальным столом, который вытеснил парту с наклонной поверхностью, он видит не всю поверхность тетради, рисунка, книги, взгляд скользит по поверхности.

Школьник невольно меняет угол зрения, чтобы видеть весь лист, и принимает неудобную позу, отчего возникает целый букет болезней – от глаз и опорно-двигательной системы до патологии внутренних органов.

Вредное экономичное мигающее люминесцентное освещение вместо физиологически оправданного электролампового только усугубляет болезни.

   

Учителя вынуждены признать, что для детей школа ассоциируется не только с физическими нагрузками, но и с психологическими. Шесть уроков по сорок пять минут без последствий может выдерживать только каждый третий ребенок. Остальные начинают жить в постоянном стрессе. "У 70% наших детей наблюдается гиподинамия - идет мощная перегрузка наших школьников. В связи с этим увеличивается число сердечно-сосудистых заболеваний, снижается зрение, ухудшается осанка", - отметил Геннадий Онищенко. По словам Онищенко, одной из проблем является то, что от 25 до 40% учащихся школ не имеют возможности отдыхать в каникулярное время, так как работают в свободное время.

           По данным ЮНЕСКО, 2,5 миллионов российских детей школьного возраста нигде не учатся. Из них 60% алкоголики, а 20% – наркозависимые. Школа – источник постоянного стресса. Это и перегрузки, и общение учеников с учителями и друг с другом. Раньше школьники могли снимать стресс в бесплатных кружках, секциях, но сегодня таких учреждений почти не осталось. В итоге детям приходится снимать стрессы по-взрослому, то есть с помощью сигарет и алкоголя. Возраст зависимых от алкоголя катастрофически растёт. Если 10 лет назад выпивать начинали с 12–13 лет, теперь приобщаются к выпивке с 9–10. 12–15% детей 10–14 лет уже сейчас зависимы от алкоголя. К 16 годам хроническими алкоголиками становятся 16% детей. "По статистике к 11 классу у нас курят 60% мальчиков и 40% девочек, - заявил Онищенко, выступая на 11-м конгрессе педиатров России. - Сигаретный бизнес все больше втягивает наших детей, снижая тем самым их здоровье", - заявил главный санитарный врач России.

            Психологи отмечают, что перегрузки в школе могут оказать влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Переутомление приводит к ухудшению сна, замедленному развитию и потере мотивации к учебе. "В российских школах внимание уделяется, прежде всего, развитию логического мышления, – сообщила психолог Светлана Крисько. – Очень мало предметов, которые способствовали бы творчеству. Если расписание построить правильно, можно

избежать перегрузок. К сожалению, большинство наших школ не обеспокоено такими проблемами".

           Возникновению проблем со здоровьем способствуют еще и родители. "Успеваемость малыша становятся для мам и пап самоцелью, в результате ребенок превращается в невротика, – пояснила психолог Оксана Старостина. – Он вроде бы нормально общается, нормально учится, но вместе с тем испытывает множество внутренних переживаний и конфликтов".

Так можно ли им помочь и сделать так, чтобы учеба не переутомляла? Как сохранить летний запас сил, бодрое настроение и не ослабить иммунитет?

            Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания».

   

 С этим утверждением можно не согласиться. Как утверждает проректор Могилёвского государственного университета И.Мартынов: «Стремление напичкать школьные учебники недоступными для понимания детьми абстрактными терминами и словами стало распространённой болезнью. Школьные учебники пишутся большей частью языком авторов, в лучшем случае языком науки, но не языком образования». С ним соглашается и академик РАО, заслуженный учитель РФ Ю.М.Колягин: «Социальное, духовное, нравственное и физическое развитие детей школьного возраста зависит, прежде всего, от качества учебников. А их качество оставляет желать лучшего».

            Перегрузка школьников также порождена организацией учебного процесса. В этом легко убедиться. Например, в американских школах в каждом классе не более семи предметов, но на каждый отводится не менее пяти уроков  в неделю. В наших школах, начиная с 1 класса, обилие предметов, на многие из которых отводится один час в неделю. Это является сильнейшим источником перегрузки детей.

            Возвращаясь к высказыванию В.А.Сухомлинского, вернее ко второй части высказывания: «…Перегрузки в наших методах преподавания», следует задуматься. Скорее всего великий педагог был прав. Исторический опыт свидетельствует, что во все времена учёба была трудным делом. Лёгкой учёбы не бывает, а вот сделать её радостной мы обязаны. Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённый ребёнок никогда не переутомиться. Безделье на уроке – самый опасный для здоровья детей вид перегрузки.

            Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от школьных перегрузок не удастся, да это и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.

Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, у первоклассников составляет 15-20 минут. После 30 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

            Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Но, к сожалению, далеко не все учителя используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе, а делать это необходимо, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.

            Избежать перегрузки, по мнению заведующего кафедрой педагогики и медицинской психологии Московской мед.академии им. И.М.Сеченова доктора психологических наук Ю.М.Орлова, можно, «если у нынешних школьников будут хорошо сформированы важнейшие функции – память и воображение». По-прежнему до 12-14 лет у детей конкретно-образное мышление, и надо развивать в указанный период душу и сердце ребёнка, а не стараться напичкать его голову трудно воспринимаемыми сведениями. Мы увлеклись чрезмерно методиками «интеллектуального развития» в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Это приводит к распаду важнейшей функции – воображения. Вторая (логическая) сигнальная система может успешно развиваться только на базе хорошо развитой первой  сигнальной системы. А сейчас даже в детском саду реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным).

            Уберечь школьников от перегрузок, конечно, задача школы, но и роль родителей огромна. Несоблюдение режима дня, бесконтрольное просиживание перед компьютером и перед экраном телевизора, малоподвижный образ жизни

 – вот что также способствует перегрузке наших детей. Задумываются ли родители, а правильно ли отдыхает ребёнок.

             Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы, индивидуальные занятия с учителем по математике…

             Однако специалисты считают, что шансы школьника оправдать ожидания семьи часто зависят лишь от его выносливости. О том, к чему могут привести школьные перегрузки и как с ними бороться, рассказывает Майя Соколова, кандидат медицинских наук, детский невролог Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Александра Вейна.
           От чего они устают?

            Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет – требует от него большого напряжения.

            Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые – повышенные – требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает.

Следующий опасный рубеж – старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон – организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

   

 Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию.

            Родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь особенно дотошные мамы отправляются с ребенком к врачу.

            Умственные нагрузки можно облегчить, если соблюдать правильный распорядок дня. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя». Режим дня нужен и в каникулы, чтобы потом легче было перестроиться на рабочий лад.

             Необходимо укреплять  иммунитет.

             От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе, активных играх и общении с друзьями.

             Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Помнят ли родители об этом, стараются ли сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.

             Школьные перегрузки существуют и причин их возникновения много. Они не исчезнут до тех пор, пока мы все: педагоги, родители, ученики не будем стремиться справиться с этой проблемой.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. И.Мартынов «Педагогический Чернобыль» / Начальная школа. 2003.№7
  2. И.Мартынов «Учёба может быть радостной» / Начальная школа. 2005.№4
  3. И.Воротилкина «Оздоровительные мероприятия в учебном процессе» / Начальная школа. 2005.№4
  4. «Шарики за ролики. Медосмотр. / Журнал «Здоровье школьника»
  5. Интернет.ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать школьных конфликтов

Статья представляет описание опыта работы классного руководителя по профилактике (предупреждению) школьных конфликтов в начальных классах....

Памятка-буклет "Как избежать гриппа и простуды"

В памятке представлены 10 простых способов избежать гриппа и простуды. Предложены народные методы лечения простуды. Памятка будет полезна и детям, и родителям....

Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности

Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....

Статья "Как помочь ребёнку избежать трудностей в школьном обучении"

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема готовности ребенка к школе на сегодняшний день - основная для огромного большинства родителей и воспитателей детей шестилетнего возраста...

Как избежать школьных конфликтов

Как избежать школьных конфликтов       Тема школьного конфликта возникает буквально с первых дней поступления ребёнка в школу. Новый коллектив, разные характеры, не...

Презентация к родительскому собранию "Конфликты в младшем школьном возрасте. Как их избежать"

Наблюдая детей младшего школьного возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт. Возможно моя презентация с прив...

Как избежать школьных трудностей

quot;Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни". Януш Корчак...