Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_azbuka_zdorovya.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.УЛАН – УДЭ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
СОСТАВИТЕЛЬ: ВОЛОСАТОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА, УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2016 Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена в соответствии с требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа, без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой, заботу о нем нельзя перекладывать на плечи одной медицины. Заниматься здоровьем надо не только там, куда люди приходят со своими болезнями, но и там, где они обучаются, ибо заботе о здоровье надо научить.
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих школьников быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье школьников в дальнейшем.
Особенность программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в том, что она основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.
- Принцип научности содержит анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Принцип доступности определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Принцип системности определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у школников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип наглядности строит процесс обучения с максимальным использованием привлечения органов чувств человека к процессу познания и направлен на связь чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в учащихся степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всесторонне – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Целью курса «Азбука здоровья» в начальных классах является формирование у детей установки на жизнь как высшую ценность, обучение бережному отношению к себе и своему здоровью, стремлению творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- обучить учащихся приемам по профилактике простудных заболеваний.
- обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
- обучить учащихся приемам по предупреждению детского травматизма.
Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:
Первый уровень - информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.
Второй уровень - личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
Третий уровень - осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он так поступает, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию, самоконтролю, а также пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Занятия носят научно-образовательный характер. При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Основные виды деятельности учащихся:
• навыки дискуссионного общения;
• опыты;
• игра.
Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
• чтение стихов, сказок, рассказов;
• постановка драматических сценок, спектаклей;
• прослушивание песен и стихов;
• разучивание и исполнение песен;
• организация подвижных игр;
• выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Основными формами проведения можно считать практические занятия: анкетирование, тестирование, практикумы здоровья, конкурсы, часы познания, научные калейдоскопы, интеллектуальные игры, часы общения, выставки, аукционы знаний, праздники русской кухни, рекомендательные часы, театры-экспромты, беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой, урок-практикум, наблюдение, игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т.п. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, в развитии творческого потенциала при выполнении заданий, поисковой активности и самостоятельного экспериментирования.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинги, аэробные упражнения, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, осанки, рук, самомассаж, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребенка. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Участники программы:
В реализации программы участвуют обучающиеся 1класса .
Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю по 35 минут
1 год обучения- 33 часа;
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Занятия в классе и в природе.
Уроки – путешествия.
Уроки – КВН.
Праздники.
Игры.
Викторины.
Экскурсии.
Планируемые результаты
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем | - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его |
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьник | - выполнять физические упражнения для развития физических навыков |
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека | - различать «полезные» и «вредные» продукты |
- основы рационального питания | - использовать средства профилактики ОРЗ. ОРВИ, клещевого энцефалита |
- правила оказания первой помощи | - определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье |
- способы сохранения и укрепление здоровья | - заботиться о своем здоровье |
- основы развития познавательной сферы | - оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах |
- общепринятые правила поведения в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях | - находить выход из стрессовых ситуаций |
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья | - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания |
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность | - отвечать за свои поступки |
- знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания. |
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | - о формах проявления -о правилах безопасного - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению | -о ценностном отношении к своему здоровью, к здоровью других людей, к окружающей природе; - иметь нравственно -этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами | - необходимые сведения о работе основных органов человеческого тела, биологических процессах, протекающих в теле человека, основы психологии; -о способах поддержания здоровья, личной гигиене, -о здоровом питании; -о заболеваниях и способах их -о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека |
Уметь | -анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; -правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, проявляя взаимовыручку и т.д.); -выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности; -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников | -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -формулировать собственное мнение и позицию | - оказывать первую медицинскую помощь; - ухаживать за своим здоровьем и телом; - работать в группе, в коллективе |
При- менять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; - подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки | -полученные сведения о ЗОЖ, безлекарственных методах поддержания своего здоровья; -знания для поддержания активного и здорового образа жизни | - применять полученные знания в области здорового образа жизни, основ психологии, безлекарственных способах поддержания своего здоровья на практике |
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненны опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работ всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематически рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учителя, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
(в приложении представлены варианты проведения уроков).
Содержание программы связано со многими учебными предметами, такими как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, изобразительное искусство.
Структура программы
Закаливание и сон (8ч.)
Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Сон – лучшее лекарство (как сделать сон полезным). Если хочешь быть здоров (как закаляться). Как правильно вести себя на воде. Доктора природы .
Забота об органах чувств (5ч.)
Глаза-главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
Строение тела и уход (8ч.)
Мышцы, кости и суставы. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой. «Рабочие инструменты» человека (руки и ноги). Забота о коже.
Питание (2ч)
Как следует питаться
Поведение и вредные привычки (6ч.)
Настроение в школе. Настроение после школы. Поведение в школе. Вредные привычки.
Игры (4ч.)
Народные игры. Подвижные игры.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
Советы доктора Воды | 1 | ||
Друзья Вода и Мыло | 1 | ||
Глаза – главные помощники человека | 1 | ||
Чтобы уши слышали | 1 | ||
Зачем человеку кожа | 1 | ||
Надёжная защита организма | 1 | ||
Если кожа повреждена | 1 | ||
Почему болят зубы | 2 | ||
Чтобы зубы были здоровыми | 1 | ||
Как сохранить улыбку красивой | 1 | ||
Уход за руками и ногами. | 1 | ||
Как следует питаться | 2 | ||
Забота о коже | 1 | ||
Как сделать сон полезным. | 1 | ||
Настроение в школе | 1 | ||
Настроение после школы | 1 | ||
Поведение в школе | 2 | ||
Вредные привычки. | 2 | ||
Мышцы, кости и суставы | 2 | ||
Как закаляться. | 1 | ||
Как правильно вести себя на воде | 1 | ||
Народные игры | 2 | ||
Подвижные игры. | 2 | ||
Доктора природы | 3 |
Литература
- Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
- Обухова Л.А
- . Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы.-М., ВАКО 2007г.
- Мир детства: Младший школьни» М., 1988г.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей \под Сократова.М..2005г.
- Урунтаева Г.А. Как я расту: Советы психолога родителям М., 1996г.
- Юдин Г.Н. «Главное чудо света» М., 1991г.
Литература для обучающихся:
- Янчарский Ч. Приключения Мишки – Ушастика
- Голявкин В. Про Вовкину Тренировку – М.1999.
- С. Афонькина Как стать сильным.
- С. Афонькина Зачем делать зарядку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...