Рабочая программа по внеурочной деятельности ЗОЖ и ПДД
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности ЗОЖ и ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._zozh_i_pdd.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г. Истры  

                                                                                                                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                                        Директор

                                                                                                                                                                                                            МОУ  Лицей  г.Истры

____________ / Оличева О. А./

«____»___________20____ г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет:                                    ЗОЖ И ПДД______________________

Учебный год:                            2017-2018_________________________

Класс:                                        4 «Е»_____________________________

Количество часов в год:         _ 34_______________________________

Количество часов в неделю:  __1_______________________________

Учитель:   Филиппова Ирина Михайловна

Пояснительная записка

               Данная рабочая программа составлена на основе  сборника программ внеурочной  деятельности (автор  Н.Ф. Виноградова, -  Издательский центр: -М.:  Вентана - Граф, 2011.) для учащихся 4 «Е» класса, который  является  общеобразовательным  классом  МОУ Лицей г. Истры.  Программа соответствует требованиям ФГОС  и учебному плану МОУ Лицей г. Истры.

Программа рассчитана на 34  часа, 1 занятие в неделю. Программа  реализуется в рамках внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

  1. Актуальность выбора определена следующими факторами:

При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД, ЗОЖ и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

  На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий  во внеурочной деятельности в начальной школе.

  1. Цель данного курса:

Целью  программы  является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Формирование элементарных правил поведения на дороге,  развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

  1. Основные задачи курса:

ПДД:

1.   Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.

2.   Развитие дорожной грамотности детей.

3.   Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

4.   Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

5.   Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ЗОЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

6. Ожидаемые результаты:

 Учащиеся 4-го классадолжны знать:

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

  • перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
  • перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
  • перехода железной дороги.
  • Дорожные знаки;
  • Сигналы светофора;
  • Виды транспорта;
  • Причины  ДТП;
  • Правила движения на велосипеде;
  • Правила движения по дороге.

Учащиеся 4-го класса должны уметь:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
  • переходить железнодорожные пути;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
  • Ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • Оценивать свое поведение на дороге;
  • Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа,

автор.

Класс

Пособие для учителя, издательство, год  издания.

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Сборник  программ внеурочной  деятельности (автор  Н.Ф. Виноградова, -  Издательский центр: -М.:  Вентана - Граф, 2011.)

4

Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2011.

Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 4 класса. – М.: Третий Рим, 2002.

Литература:

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.

2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.

3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.

4.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.6

6.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

                                                       Психолого-педагогическая характеристика класса.

          Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «Е» класса и специфики классного коллектива.

В классе обучаются 31 учащийся. Мальчиков – 15, девочек - 16.
            Класс по своим способностям средний. Все дети усваивают программный материал. Третий класс на «5» закончили 6 человек. Это:   Золотарев Р., Князев С., Ковалева П., Бухарцев И., Попова А., Финк Т., Черных Н.. Хорошистов -20 человек,  на «3» третий класс закончили 2 человека.

          Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 94% учащихся.

         Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся средний.

         Есть дети, которым трудно сосредоточить внимание даже на короткий промежуток времени. Они «уходят в себя», интерес к происходящему на уроке не проявляют, руку поднимают редко. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход,  как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным особенностям:  дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

          Часть обучающихся класса  – это дети со средними низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.  Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы.
            Часть учеников  проявляет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе.

           Уровень сформированности универсальных учебных действий средний. Над этим предстоит работать на протяжении всего третьего года обучения. 

           Все дети  занимаются в учреждениях дополнительного образования, как спортивного, так и эстетического направления.

          У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.

          В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

Ученик научится:

  • самостоятельной постановке учебной цели
  • построению логической цепи рассуждений
  • формированию самооценки деятельности
  • поиску и выделению необходимой информации
  • способности к самоорганизации
  • выработке кодекса моральных норм
  • умению осознанно строить речевые высказывания в письменной форме
  • планированию общих способов работы
  • построению логической цепи рассуждений
  • выдвижению гипотез и их обоснованию
  • знаково-символическому моделированию
  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • формированию умения планировать свою деятельность
  • умению анализировать объект
  • усвоению теоретических знаний
  • способности с помощью вопросов добывать  информацию
  • вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем
  •  умению аргументировать свою точку зрения

Ученик получит возможность научиться:

  • умению слышать и слушать друг друга
  • умение выдвигать гипотезы и проверять их
  • адекватному межличностному восприятию
  • формированию ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий
  • развитию морального сознания
  • управлению поведением партнёра
  • умению делать выводы и умозаключения
  • организовывать учебное сотрудничество
  •  применению методов информационного поиска
  • участвовать в коллективном осуждении проблем
  •  умению давать определение  понятиям
  • способности брать на себя инициатив
  • обеспечивать бесконфликтную  совместную работу в группе.

Тематический план. 4 класс

Основные разделы, темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Безопасность пешеходов.

1

3

Проект №1 «Безопасность пешеходов».

1

4

Знаем ли мы правила дорожного движения.

1

5

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения.

1

6

Проверка знаний  правил дорожного движения.

1

7

Основные понятия и термины ПДД.

1

8

Проект №2 «Понятия и термины ПДД».

1

9

Предупредительные сигналы.

1

10

Движение учащихся группами и в колонне.

1

11

Перевозка людей.

1

12

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

1

13

Нерегулируемые перекрестки.

1

14

Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки».

1

15

Оборудование автомобилей специальными приборами.

1

16

Труд водителя.

1

17

Разбор дорожной ситуации на макете.

1

18

Проект №4 «Ситуации на дороге».

1

19

Дорожные знаки.

1

20

Проведения дня безопасности дорожного движения в классе.

1

21

Практическое занятие на специально размеченной площадке.

1

22-23

Основные виды травм и первая помощь при них.

2

24

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

1

25

Поведение пассажиров после ДТП.

1

26

Обязанности велосипедистов.

1

27-28

Оценка дорожных ситуаций.

2

29-30

Практические упражнения, тренирующие глазомер.

2

31

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

32

Ответственность за нарушение.

1

33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

1

34

Итоговое занятие.

1

Календарно-тематическое планирование

Дата

Наименование разделов и тем урока,

используемые ресурсы*

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

1

Вводное занятие.

2

Безопасность пассажиров.

Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека.

Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей.

Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

3

Проект №1 Безопасность пешеходов.

Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

4

Знаем ли мы правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.

Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.

5

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения

Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения.

6

Проверка знаний  правил дорожного движения.

Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах.

7

Основные понятия и термины ПДД.

Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.

8

Проект №2 «Понятия и термины ПДД».

Закрепить полученные понятия.

9

Предупредительные сигналы.

Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.

Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке.

Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

10

Движение учащихся группами и в колонне.

Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу.Порядок движения учащихся в колонне.Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.

11

Перевозка людей.

Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине?

Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения.

Какие существуют запрещения при перевозке людей?

12

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».

Правила посадки и высадки учащихся.

Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.

13

Нерегулируемые перекрестки.

 Что такое нерегулируемый перекресток?

Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.

Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?

Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.

14

Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки.

Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках.

15

Оборудование автомобилей специальными приборами.

Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.

Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.

Преимущественное право проезда специальных автомобилей.

Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или  желтого цвета.

16

Труд водителя.

Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.

Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.

Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.

Беседа водителя автомобиля.

17

Разбор дорожных ситуаций на макете.

На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети.

На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.

18

Проект №4 Ситуации на дороге.

Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.

19

Дорожные знаки.

Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

20

Проведение дня  безопасности дорожного движения в классе.

Проводится конкурс, викторина  на лучших знатоков правил дорожного движения.

21

Практическое занятие на специально размеченной площадке.

Движение групп  учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика.

22-23

Основные виды травм и первая помощь при них.

Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.

24-25

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.

26

Обязанности велосипедистов.

Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.

27-28

Оценка дорожных ситуаций.

Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения.

29-30

Практические упражнения, тренирующие глазомер.

Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать  время и скорость сближения объектов.

31

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

32

Ответственность за нарушение.

Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов всего курса в форме викторины, урока вопросов и ответов.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                     СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры                                                                                                                                                                     Зам. директора по УВР

Протокол №                                                                                                                                                                                       ___________________

от  «___»  июня  20___  г.                                                                                                                                                               « ___ » августа 20___ г.

Зав.каф. _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...