Взаимодействие семьи и школы
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

« Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

         получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л. А. Кассиль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 555.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

Выступление на методсовете на тему

« Совместная деятельность семьи и школы по формированию здоровья школьников»

Выступление подготовила

учитель начальных классов

Л. Г. Будкина

Егорьевск, 2017г.

« Совместная деятельность семьи и школы по формированию здоровья школьников»

                                                                             

              « Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

         получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л. А. Кассиль

      Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. 
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. 

      Самое драгоценное, что есть у человека - это его здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние физического и психического здоровья детей вызывает большую тревогу. И если в настоящее время в школе разработана программа "Здоровье" и почти каждый педагог применяет в своей деятельности здоровьесберегающие технологии.

  Использование новых технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.  Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

           А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил:

“…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям.” 

       Задача учителя – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.

Психологи  и  педагоги установили, что самым благоприятным возрастом  для формирования  полезных привычек является дошкольный и  младший  школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в  семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами  формирования  их представлений о жизни. Вот почему именно в  семье  закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью , к  здоровью  близких, к людям.

Здоровый образ жизни — это радость для больших  и  маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в  семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить  и  понять, в заботе о  здоровье  членов  семьи.

Второе условие — тесная, искренняя дружба детей  и  родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие — повышенное внимание к состоянию  здоровья  всех членов  семьи.

Создание благоприятного морального климата  и  здорового образа жизни  семьи обеспечивается  и  за счёт совместного участия детей  и  родителей в разнообразных делах.

Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.

Всю  работу   по   формированию  у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

  1. Проведение совместных спортивных праздников. «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папины – дочки, мамины – сыночки», «Веселые старты с родителями», Лыжный поход с родителями, с чаепитием, отмечали праздник «День снега», традиционные майские походы с родителями. Дни Здоровья.
  2.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни

     (проведение тематических родительских собраний)  в   том числе и с приглашением специалистов (врачей,  учителей, работников ДПС); индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы)

  1. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
  2. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
  3. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного отдыха).

Совместно  с  родительским комитетом были проработаны темы:

1. Режим дня  и  его значение для  здоровья   младших   школьников.

2.Физическое воспитание детей в  семье.

3. Роль  семьи  в  формировании  навыков здорового образа жизни.

4. Формирование  у детей навыков личной гигиены.

5. Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).

6.Профилактика вредных привычек.

Провожу индивидуальные  консультации « Здоровье » для родителей, совместные      занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно- развлекательные  праздники.

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и  пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся  и  взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, занятиях в бассейне.

Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке  и  проведении практических занятий по здоровому образу жизни.

О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и  пап принимает активное  и  непосредственное участие в организации  и  проведении спортивных праздников, игр, экскурсий, походов вместе с детьми на каток, в бассейн, в лес на лыжные прогулки.

     Для обеспечения нормального физического здоровья младших школьников мы вместе с родителями работаем по следующим направлениям:

1. Просвещение детей по программе «Полезные привычки». Цель этой программы – формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок, негативное отношение младших школьников к употреблению табака, алкоголя. К осуществлению этой деятельности обязательно привлекаю родителей. Для этого на родительских собраниях составляем памятки для детей, которые содержат краткую информацию по здоровому образу жизни детей, предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках здоровья, позволяют установить атмосферу подлинного диалога, взаимопонимания между взрослыми и детьми.
2. 
Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Дети, имеющие в дошкольном или  младшем  школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи, имеют ряд проблем в обучении  и  социализации.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.

Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.

Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.

Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.

Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу   в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:

1) составление рационального режима дня;

2) организация правильного питания;

3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;

4)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).

Ученики моего класса очень любят уроки физической культуры, на уроках не бывает детей, которые сидят на скамейке. Это тоже результат работы с родителями, убеждение их в том, что физкультура приносит только пользу здоровью.

   На собрании выработали единые педагогические требования - памятку учителей и родителей:

-Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным

 -Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
- На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме.

-Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания.
- Соблюдать установленный в семье режим дня.
- Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства.
- Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы.
- Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться.
- Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
- Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.

       18 учащихся моего класса посещают спортивные кружки и секции.

          Правильная организация оздоровительной  работы, использование различных форм

внеклассной  и  внешкольной оздоровительной  работы; совместные усилия  дают результат.

Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.

   Состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В классе для учеников созданы достаточно хорошие условия. Родители принимают активное участие в ремонте и дизайне кабинета, создавая для учеников уютную обстановку.

   Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт - важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья.

Интересные лекции, беседы, викторины, спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Отдыхаем всей семьёй», общешкольные Дни здоровья, КВН, классные часы, часы общения с участием ребят, их родителей, классного руководителя способствуют воспитанию у детей потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

   Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с классным руководителем, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын )   В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей   духовно-нравстенно...

Взаимодействие семьи и школы.

Почему становиться трудно наладить взаимоотношения между родителями и учителями?...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....