Взаимодействие семьи и школы
методическая разработка по зож (4 класс) на тему
« Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. А. Кассиль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
555.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Выступление на методсовете на тему
« Совместная деятельность семьи и школы по формированию здоровья школьников»
Выступление подготовила
учитель начальных классов
Л. Г. Будкина
Егорьевск, 2017г.
« Совместная деятельность семьи и школы по формированию здоровья школьников»
« Семья и школа – это берег и море.
На берегу, ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. А. Кассиль
Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Самое драгоценное, что есть у человека - это его здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние физического и психического здоровья детей вызывает большую тревогу. И если в настоящее время в школе разработана программа "Здоровье" и почти каждый педагог применяет в своей деятельности здоровьесберегающие технологии.
Использование новых технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
А.С. Макаренко обращаясь к родителям воспитанников, говорил:
“…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец, …всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям.”
Задача учителя – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью , к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.
Всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
- Проведение совместных спортивных праздников. «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папины – дочки, мамины – сыночки», «Веселые старты с родителями», Лыжный поход с родителями, с чаепитием, отмечали праздник «День снега», традиционные майские походы с родителями. Дни Здоровья.
- Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни
(проведение тематических родительских собраний) в том числе и с приглашением специалистов (врачей, учителей, работников ДПС); индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы)
- Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
- Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
- Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного отдыха).
Совместно с родительским комитетом были проработаны темы:
1. Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
2.Физическое воспитание детей в семье.
3. Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
4. Формирование у детей навыков личной гигиены.
5. Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
6.Профилактика вредных привычек.
Провожу индивидуальные консультации « Здоровье » для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно- развлекательные праздники.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, занятиях в бассейне.
Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.
О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, экскурсий, походов вместе с детьми на каток, в бассейн, в лес на лыжные прогулки.
Для обеспечения нормального физического здоровья младших школьников мы вместе с родителями работаем по следующим направлениям:
1. Просвещение детей по программе «Полезные привычки». Цель этой программы – формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок, негативное отношение младших школьников к употреблению табака, алкоголя. К осуществлению этой деятельности обязательно привлекаю родителей. Для этого на родительских собраниях составляем памятки для детей, которые содержат краткую информацию по здоровому образу жизни детей, предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках здоровья, позволяют установить атмосферу подлинного диалога, взаимопонимания между взрослыми и детьми.
2. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
Дети, имеющие в дошкольном или младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи, имеют ряд проблем в обучении и социализации.
С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.
Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.
Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.
Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.
Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:
1) составление рационального режима дня;
2) организация правильного питания;
3) выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;
4)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).
Ученики моего класса очень любят уроки физической культуры, на уроках не бывает детей, которые сидят на скамейке. Это тоже результат работы с родителями, убеждение их в том, что физкультура приносит только пользу здоровью.
На собрании выработали единые педагогические требования - памятку учителей и родителей:
-Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным
-Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
- На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме.
-Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания.
- Соблюдать установленный в семье режим дня.
- Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства.
- Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы.
- Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться.
- Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших.
- Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.
18 учащихся моего класса посещают спортивные кружки и секции.
Правильная организация оздоровительной работы, использование различных форм
внеклассной и внешкольной оздоровительной работы; совместные усилия дают результат.
Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни.
Состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В классе для учеников созданы достаточно хорошие условия. Родители принимают активное участие в ремонте и дизайне кабинета, создавая для учеников уютную обстановку.
Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт - важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья.
Интересные лекции, беседы, викторины, спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Отдыхаем всей семьёй», общешкольные Дни здоровья, КВН, классные часы, часы общения с участием ребят, их родителей, классного руководителя способствуют воспитанию у детей потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с классным руководителем, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
Из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын ) В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей духовно-нравстенно...
Взаимодействие семьи и школы.
Почему становиться трудно наладить взаимоотношения между родителями и учителями?...
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....