Программа внеурочной деятельности с тематическим планированием для 4 класса по формированию здорового образа жизни
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Саблина Лариса Павловна

внеурочная деятельность по формированию здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_-_4.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ Начальная общеобразовательная школа

 

Программа внеурочной деятельности

курса «Формирование здорового образа жизни»

для 4  класса

Составила учитель начальных классов

 Саблина Лариса Павловна

Пермский край

п. Звёздный

2017 г.

Информационная карта образовательной  программы

Учитель: Саблина Лариса Павловна

Квалификационная категория  первая

1. Направление деятельности

Познавательно - развивающая

2. Образовательная область

Окружающий мир, физическая культура

3. Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т.д)

Кружок «Формирование здорового образа жизни»

4. Название образовательной программы

«Формирование здорового образа жизни»

5. Вид программы

комбинированная

6. Продолжительность образовательного процесса  

1 год

7. Возраст обучающихся

10-11 лет

8. Форма организации образовательного процесса

Эвристическая беседа, творческая работа,

практические занятия, учебный проект, ролевые игры

9. Форма организации и содержания педагогической деятельности

Практическая деятельность  

10.  Достижения обучающихся (на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях)

 

Пояснительная записка

        Программа курса предназначена для формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам здоровья,  личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать их негативные последствия и уметь оказывать само- и взаимопомощь в доступном для соответствующего возраста объеме. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям окружающей среды обитания.

Реализация программы осуществляется за счет регионального компонента учебного плана – курсов, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни. Учебно–методические комплекты:

  • «Разговор о правильном питании»,
  • «Две недели в лагере здоровья»,
  • «Все цвета, кроме черного»,

разработанные М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А.Филипповой и допущенные Министерством образования Российской Федерации. Добавлены темы по правилам дорожного движения, правилам пожарной и личной безопасности. Возможно использование учебно-методического пособия «Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 4-5 класс». Автор Суслов В.Н.

Цель программы:

Способствовать формированию и выработке у детей практических навыков ЗОЖ и безопасного поведения.

Задачи программы:

  • Дать определение ЗОЖ, его составляющих.
  • Дать знания о правилах ЗОЖ.
  • Формировать у детей основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
  • Формировать коммуникативные навыки (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов).
  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья, предупреждения вредных привычек.
  • Приобщить большинство учащихся школы к физической культуре.
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Данная программа рассчитана на учащихся 4 классов. Продолжительность курса  38 часов.

Курс состоит из 6 блоков:

  • «Общение»
  • «Правила дорожного движения»
  • «Пожарная безопасность»
  • «Личная безопасность»
  • «Физическая активность.  Гигиена»
  • «Разговор о правильном питании»

Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, также ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе.

В качестве организации занятий могут быть использованы следующие формы:

  • сюжетно – ролевые игры;
  • чтение по ролям;
  • рассказ по картинкам;
  • игры по правилам – конкурсы, викторины;
  • мини – проекты;
  • совместная работа с родителями;
  • праздники;
  • соревнования;
  • экскурсии;
  • выполнение самостоятельных заданий.

Учебно – тематический план

Теория

Практика (включая проектную деятельность)

Общение

 «Все цвета, кроме черного» - 9 часов.

Теоретические занятия с практической направленностью.

Правила дорожного движения

2 часа

7 часов

Пожарная безопасность

2 часа

3 часа

Личная безопасность

1 час

3 часа

Физическое благополучие. Гигиена.

3 часа

2 часа

Разговор о правильном питании

5 часов

1 час

        Ожидаемые результаты

 п/н

Ожидаемый результат

Как проверяем

1

Овладение умениями по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, личной безопасности, первой медицинской помощи.

Игра «Зарничка»

Тест

Эвакуация

2.

Педагогическое просвещение

Праздник

Агитбригада

Родительские собрания

Опрос детей

3.

Умение строить отношения с окружающими в разных ситуациях.

Тест по толерантности

Наблюдение

4.

Соблюдение правил личной гигиены и режима дня

Наблюдение

Тест

5.

Вовлечение большинства учащихся к занятиям физической культурой

% реализации спортивных сертификатов

Рейд «Зарядка»

% занимающихся спортом

Участие в спартакиаде

6.

Овладение правилами питания

Наблюдение в столовой

Медик: заболевания ЖКТ

7.

Стабилизация или снижение уровня заболеваемости

Содержание программы

Блок 1. Общение (9 часов)

        Правила общения и взаимоотношения.

Как научиться жить дружно. Как помириться после ссоры.

Какой у тебя характер. Как воспитать характер. Как проявить силу воли и характер.

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение.

Блок 2. Правила дорожного движения (9 часов)

        Дорожные знаки, их классификация и роль в безопасности дорожного движения.

        Практические занятия: «Ты – пешеход», «Ты – пассажир», «Берегись травм на дороге».

Тренировочная игра «Перекресток».

Игра «День юного спасателя».

Блок 3. Пожарная безопасность (5 часов)

        Правила поведения в общественных местах в случае возникновения пожара (театр, музей, общественный транспорт).

        Практические занятия: «Пожар в твоем доме», «Умей потушить пожар».

        Как вызвать пожарную службу.

        Тренировочная эвакуация.

Игра «День юного спасателя».

Блок 4. Личная безопасность(4 часа)

 Практические занятия: «Ты заблудился в лесу», «Компьютерная зависимость»

Оказание первой помощи пострадавшему в лесу, на воде, при укусах.

Игра «День юного спасателя».

Блок 5. Физическое благополучие. Гигиена (5 часов)

        Правила личной гигиены.

        Режим дня четвероклассника.

Простудные заболевания и их профилактика.

        Беседа медицинского работника «Я - мальчик», «Я - девочка».

        Практические занятия: «Здоровый образ жизни»

Спортивные соревнования.

Блок 6. Разговор о правильном питании (6 часов)

        Молоко и молочные продукты.

        Блюда из зерна.

Какую пищу можно найти в лесу.

        Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря.

        Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

        Как правильно вести себя за столом.

Список использованной литературы:

        Балашова Т.Л., Кононова М.Л. Организация учебного процесса образовательной области «Физическая культура» (образовательные компоненты: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности): Учебно-методическое пособие для учителя. Допущено департаментом образования Пермской области. – Пермь: Пермское книжное издательство, 2005. – 380с.

Безруких М.М. и др. Две недели в лагере здоровья: Методическое пособие/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова,  А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 72с.

        Безруких М.М. и др. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова,  А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 72с.

Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Методическое пособие/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова,  А.Г. Макеева.

Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова,  А.Г. Макеева.

        Безруких М.М. Учусь общаться: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова,  А.Г. Макеева. – М.: Вентана – Граф, Просвещение, 2006. – 48с.

Безруких М.М. Учусь понимать других: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова,  А.Г. Макеева. – М.: Вентана – Граф, Просвещение, 2010. – 48с.

        Безруких М.М. Учусь понимать себя: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова,  А.Г. Макеева. – М.: Вентана – Граф, Просвещение, 2009. – 56с.

        Суслов В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 4-5 класс: учебно-методическое пособие/В.Н.Суслов- Ростов н/Д:Легион, 2010. – 112с.

 

Календарно - тематическое планирование

курса «Формирование здорового образа жизни» 4 класс (38 часов)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Содержание

Пожарная безопасность – 5 часов

1

 Правила знай и выполняй.

Инструктажи «Правила поведения в школе», «Правила поведения в школе в случае возникновения пожара», «ПДД. Правила поведения на проезжей части».

2

Тренировочная эвакуация.

Пути эвакуации из школы в случае возникновения пожара.

3

Правила поведения в общественных местах в случае возникновения пожара (театр, музей, общественный транспорт).

Знаки и места вызова пожарной охраны в общественных местах. Возможные пути эвакуации в случае возникновения пожара.

4

Практическое занятие: «Пожар в твоем доме». Как вызвать пожарную службу.

Подручные предметы тушения пожара в доме. Телефоны – 01, 010, 04. Алгоритм вызова пожарной службы.

5

Практическое занятие: «Умей потушить пожар».

Подручные предметы тушения пожара на улице, в лесу.

Правила дорожного движения – 5 часов

6

Дорожные знаки, их классификация

Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации.

7

Безопасность дорожного движения.

Правила безопасности и поведения на дорогах.

8

Тренировочная игра «Перекресток».

Теоретические и практические навыки поведения на улицах и дорогах.

9

Тренировочная игра «Перекресток».

Правила дорожного движения для пассажира, пешехода, велосипедиста.

10

Игра «День юного спасателя»

Физическое благополучие – 5 часов

11

Практическое занятие. Правила личной гигиены.

Правила здорового образа жизни

12

Практическое занятие. Режим дня четвероклассника.

Составление личного режима дня.

13

Простудные заболевания и их профилактика.

Правила здорового образа жизни, значение тренировки и закаливания для общего оздоровления организма. Инфекционные заболевания и профилактика от них. Использовать профилактические средства против инфекционных заболеваний.

14

Беседа медицинского работника «Я - мальчик».

Особенности детского организма. Правила личной гигиены.

15

Беседа медицинского работника «Я - девочка».

Особенности детского организма. Правила личной гигиены.

Общение – 9 часов

16

Что вы знаете друг о друге.

Р.т. «Учусь общаться» с.3-6                                                                         Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе»

17

Твой класс.

Р.т. «Учусь общаться» с.7-11                                                    Составление личной карточки настроения. Составление цветовой карточки настроения класса.

18

Кто твой друг.

Р.т. «Учусь общаться»  с. 12-18                                                    Законы дружбы. Составление портрета своего друга. Отрывок из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера»  (поведение героев произведения в похожих ситуациях по-разному).              

19

Как научиться жить дружно.

Р.т. «Учусь общаться» с.19-23  

Отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (обсуждение поведения Алисы в волшебном саду).

20

Как помириться после ссоры.

Р.т. «Учусь общаться» с.24-27                                                                       Отрывок из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера» (ссора Тома и Бекки), игра «Ссоримся и миримся».            

21

Какой у тебя характер. Как воспитать характер.  Как проявить силу воли и характер.

Р.т. «Учусь общаться» с. 28-36                                                    Определить черты характера сказочных героев.  Составление лестницы «Мечты и успеха». Рассказы о людях, которые сумели осуществить свои мечты и проявили всю силу своего характера.      

22

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение.

Р.т. «Учусь общаться» с.37-639  

Игра «Да и нет – не говорите!» Обсуждение поведения героев школы волшебников из книги «Гарри Поттер».          

23

Практическое занятие «Фантастическое путешествие».

Р.т. «Учусь общаться» с.40-44

Составление рассказа о планете Земля. Игра «Воздушные шарики». Отрывок из сказки «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери  

24

Практическое занятие «Конкурс знатоков».

Р.т. «Учусь общаться» с45-47      

Что нужно сделать, чтобы вырасти здоровым?   Что может навредить здоровью?                                              Отрывок из сказки «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери  

Разговор о правильном питании – 6 часов

25

Молоко и молочные продукты.

Р.т. «Две недели в лагере Здоровья»

с.32-36

Какие продукты можно получить из молока. Питательные вещества, которые содержатся в молоке и молочных продуктах. Профессии сельского хозяйства – ветеринар, зоотехник, доярка, скотник.

26

Блюда из зерна.

Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.37-41

Какие продукты получают из злаков (рожь, просо, овёс, ячмень, пшеница). Питательные вещества, которые содержатся в хлебе и хлебобулочных изделиях.

27

Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря.

Р.т. «Две недели в лагере Здоровья»

с.47-58

Питательные вещества, которые содержатся в рыбе. Как правильно есть рыбу за столом.

28

Учебный проект «Кулинарное путешествие по России»

Р.т. «Две недели в лагере Здоровья»

с.59-64

Какие блюда готовят в разных уголках нашей страны.

29

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом. Практическое занятие.

Р.т. «Две недели в лагере Здоровья»

с.65-71

Разнообразие блюд из одного продукта. Правила поведения за столом.

30

Две недели в лагере Здоровья

Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.1-9

Что такое лагерь. Правила поведения в лагере. Питание в лагере.

Личная безопасность – 4 часа

31

Практическое занятие: «Ты заблудился в лесу». Какую пищу можно найти в лесу.

Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.42-46

Какие продукты можно взять с собой в лес.

32

Практическое занятие: «Компьютерная зависимость».

Правила и режим работы с компьютером.

33

Оказание первой помощи пострадавшему в лесу, на воде, при укусах.

О возможностях нанесения ущерба здоровью человека явлениями природы, растениями, животными, продуктами питания, загрязненными водой и воздухом; правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой

34

Практическое занятие по оказанию первой помощи.

Теоретические и практические навыки оказания первой помощи

Правила дорожного движения – 4 часа

35

Практическое занятие:

 «Ты – пешеход».

Теоретические и практические навыки поведения на улицах и дорогах. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрестки.

36

Практическое занятие

«Ты – пассажир.

Теоретические и практические навыки поведения в транспорте.

37

Практическое занятие: «Берегись травм на дороге».

Теоретические и практические навыки поведения на улицах и дорогах.

38

Практическое занятие «Правила безопасного поведения во время летних каникул»

Теоретические и практические навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни

Пояснительная записка        Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни.

Что означает понятие «Здоровый образ жизни»? В статье рассказывается, какова задача классного руководителя по формированию ЗОЖ. Как вести работу над формированием здорового образа жизни во...

«Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)

laquo;Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)...

Календарно - тематическое планирование классных часов по теме: «Здоровый образ жизни» для обучающихся 1 класса

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начинается в раннем детстве. Занятия по ЗОЖ нацелены на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и ...