Программа внеурочной деятельности с тематическим планированием для 4 класса по формированию здорового образа жизни
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
внеурочная деятельность по формированию здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ Начальная общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности
курса «Формирование здорового образа жизни»
для 4 класса
Составила учитель начальных классов
Саблина Лариса Павловна
Пермский край
п. Звёздный
2017 г.
Информационная карта образовательной программы
Учитель: Саблина Лариса Павловна
Квалификационная категория первая
1. Направление деятельности | Познавательно - развивающая |
2. Образовательная область | Окружающий мир, физическая культура |
3. Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т.д) | Кружок «Формирование здорового образа жизни» |
4. Название образовательной программы | «Формирование здорового образа жизни» |
5. Вид программы | комбинированная |
6. Продолжительность образовательного процесса | 1 год |
7. Возраст обучающихся | 10-11 лет |
8. Форма организации образовательного процесса | Эвристическая беседа, творческая работа, практические занятия, учебный проект, ролевые игры |
9. Форма организации и содержания педагогической деятельности | Практическая деятельность |
10. Достижения обучающихся (на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) |
|
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам здоровья, личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать их негативные последствия и уметь оказывать само- и взаимопомощь в доступном для соответствующего возраста объеме. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям окружающей среды обитания.
Реализация программы осуществляется за счет регионального компонента учебного плана – курсов, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни. Учебно–методические комплекты:
- «Разговор о правильном питании»,
- «Две недели в лагере здоровья»,
- «Все цвета, кроме черного»,
разработанные М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А.Филипповой и допущенные Министерством образования Российской Федерации. Добавлены темы по правилам дорожного движения, правилам пожарной и личной безопасности. Возможно использование учебно-методического пособия «Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 4-5 класс». Автор Суслов В.Н.
Цель программы:
Способствовать формированию и выработке у детей практических навыков ЗОЖ и безопасного поведения.
Задачи программы:
- Дать определение ЗОЖ, его составляющих.
- Дать знания о правилах ЗОЖ.
- Формировать у детей основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
- Формировать коммуникативные навыки (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов).
- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья, предупреждения вредных привычек.
- Приобщить большинство учащихся школы к физической культуре.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Данная программа рассчитана на учащихся 4 классов. Продолжительность курса 38 часов.
Курс состоит из 6 блоков:
- «Общение»
- «Правила дорожного движения»
- «Пожарная безопасность»
- «Личная безопасность»
- «Физическая активность. Гигиена»
- «Разговор о правильном питании»
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, также ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе.
В качестве организации занятий могут быть использованы следующие формы:
- сюжетно – ролевые игры;
- чтение по ролям;
- рассказ по картинкам;
- игры по правилам – конкурсы, викторины;
- мини – проекты;
- совместная работа с родителями;
- праздники;
- соревнования;
- экскурсии;
- выполнение самостоятельных заданий.
Учебно – тематический план
Теория | Практика (включая проектную деятельность) | |
Общение | «Все цвета, кроме черного» - 9 часов. Теоретические занятия с практической направленностью. | |
Правила дорожного движения | 2 часа | 7 часов |
Пожарная безопасность | 2 часа | 3 часа |
Личная безопасность | 1 час | 3 часа |
Физическое благополучие. Гигиена. | 3 часа | 2 часа |
Разговор о правильном питании | 5 часов | 1 час |
Ожидаемые результаты
п/н | Ожидаемый результат | Как проверяем |
1 | Овладение умениями по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, личной безопасности, первой медицинской помощи. | Игра «Зарничка» Тест Эвакуация |
2. | Педагогическое просвещение | Праздник Агитбригада Родительские собрания Опрос детей |
3. | Умение строить отношения с окружающими в разных ситуациях. | Тест по толерантности Наблюдение |
4. | Соблюдение правил личной гигиены и режима дня | Наблюдение Тест |
5. | Вовлечение большинства учащихся к занятиям физической культурой | % реализации спортивных сертификатов Рейд «Зарядка» % занимающихся спортом Участие в спартакиаде |
6. | Овладение правилами питания | Наблюдение в столовой Медик: заболевания ЖКТ |
7. | Стабилизация или снижение уровня заболеваемости |
Содержание программы
Блок 1. Общение (9 часов)
Правила общения и взаимоотношения.
Как научиться жить дружно. Как помириться после ссоры.
Какой у тебя характер. Как воспитать характер. Как проявить силу воли и характер.
Как сказать «нет» и отстоять свое мнение.
Блок 2. Правила дорожного движения (9 часов)
Дорожные знаки, их классификация и роль в безопасности дорожного движения.
Практические занятия: «Ты – пешеход», «Ты – пассажир», «Берегись травм на дороге».
Тренировочная игра «Перекресток».
Игра «День юного спасателя».
Блок 3. Пожарная безопасность (5 часов)
Правила поведения в общественных местах в случае возникновения пожара (театр, музей, общественный транспорт).
Практические занятия: «Пожар в твоем доме», «Умей потушить пожар».
Как вызвать пожарную службу.
Тренировочная эвакуация.
Игра «День юного спасателя».
Блок 4. Личная безопасность(4 часа)
Практические занятия: «Ты заблудился в лесу», «Компьютерная зависимость»
Оказание первой помощи пострадавшему в лесу, на воде, при укусах.
Игра «День юного спасателя».
Блок 5. Физическое благополучие. Гигиена (5 часов)
Правила личной гигиены.
Режим дня четвероклассника.
Простудные заболевания и их профилактика.
Беседа медицинского работника «Я - мальчик», «Я - девочка».
Практические занятия: «Здоровый образ жизни»
Спортивные соревнования.
Блок 6. Разговор о правильном питании (6 часов)
Молоко и молочные продукты.
Блюда из зерна.
Какую пищу можно найти в лесу.
Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря.
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Как правильно вести себя за столом.
Список использованной литературы:
Балашова Т.Л., Кононова М.Л. Организация учебного процесса образовательной области «Физическая культура» (образовательные компоненты: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности): Учебно-методическое пособие для учителя. Допущено департаментом образования Пермской области. – Пермь: Пермское книжное издательство, 2005. – 380с.
Безруких М.М. и др. Две недели в лагере здоровья: Методическое пособие/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 72с.
Безруких М.М. и др. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 72с.
Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Методическое пособие/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.
Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.
Безруких М.М. Учусь общаться: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: Вентана – Граф, Просвещение, 2006. – 48с.
Безруких М.М. Учусь понимать других: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: Вентана – Граф, Просвещение, 2010. – 48с.
Безруких М.М. Учусь понимать себя: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких., Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: Вентана – Граф, Просвещение, 2009. – 56с.
Суслов В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 4-5 класс: учебно-методическое пособие/В.Н.Суслов- Ростов н/Д:Легион, 2010. – 112с.
Календарно - тематическое планирование
курса «Формирование здорового образа жизни» 4 класс (38 часов)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Содержание | |
Пожарная безопасность – 5 часов | ||||
1 | Правила знай и выполняй. | Инструктажи «Правила поведения в школе», «Правила поведения в школе в случае возникновения пожара», «ПДД. Правила поведения на проезжей части». | ||
2 | Тренировочная эвакуация. | Пути эвакуации из школы в случае возникновения пожара. | ||
3 | Правила поведения в общественных местах в случае возникновения пожара (театр, музей, общественный транспорт). | Знаки и места вызова пожарной охраны в общественных местах. Возможные пути эвакуации в случае возникновения пожара. | ||
4 | Практическое занятие: «Пожар в твоем доме». Как вызвать пожарную службу. | Подручные предметы тушения пожара в доме. Телефоны – 01, 010, 04. Алгоритм вызова пожарной службы. | ||
5 | Практическое занятие: «Умей потушить пожар». | Подручные предметы тушения пожара на улице, в лесу. | ||
Правила дорожного движения – 5 часов | ||||
6 | Дорожные знаки, их классификация | Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации. | ||
7 | Безопасность дорожного движения. | Правила безопасности и поведения на дорогах. | ||
8 | Тренировочная игра «Перекресток». | Теоретические и практические навыки поведения на улицах и дорогах. | ||
9 | Тренировочная игра «Перекресток». | Правила дорожного движения для пассажира, пешехода, велосипедиста. | ||
10 | Игра «День юного спасателя» | |||
Физическое благополучие – 5 часов | ||||
11 | Практическое занятие. Правила личной гигиены. | Правила здорового образа жизни | ||
12 | Практическое занятие. Режим дня четвероклассника. | Составление личного режима дня. | ||
13 | Простудные заболевания и их профилактика. | Правила здорового образа жизни, значение тренировки и закаливания для общего оздоровления организма. Инфекционные заболевания и профилактика от них. Использовать профилактические средства против инфекционных заболеваний. | ||
14 | Беседа медицинского работника «Я - мальчик». | Особенности детского организма. Правила личной гигиены. | ||
15 | Беседа медицинского работника «Я - девочка». | Особенности детского организма. Правила личной гигиены. | ||
Общение – 9 часов | ||||
16 | Что вы знаете друг о друге. | Р.т. «Учусь общаться» с.3-6 Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе» | ||
17 | Твой класс. | Р.т. «Учусь общаться» с.7-11 Составление личной карточки настроения. Составление цветовой карточки настроения класса. | ||
18 | Кто твой друг. | Р.т. «Учусь общаться» с. 12-18 Законы дружбы. Составление портрета своего друга. Отрывок из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера» (поведение героев произведения в похожих ситуациях по-разному). | ||
19 | Как научиться жить дружно. | Р.т. «Учусь общаться» с.19-23 Отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (обсуждение поведения Алисы в волшебном саду). | ||
20 | Как помириться после ссоры. | Р.т. «Учусь общаться» с.24-27 Отрывок из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера» (ссора Тома и Бекки), игра «Ссоримся и миримся». | ||
21 | Какой у тебя характер. Как воспитать характер. Как проявить силу воли и характер. | Р.т. «Учусь общаться» с. 28-36 Определить черты характера сказочных героев. Составление лестницы «Мечты и успеха». Рассказы о людях, которые сумели осуществить свои мечты и проявили всю силу своего характера. | ||
22 | Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. | Р.т. «Учусь общаться» с.37-639 Игра «Да и нет – не говорите!» Обсуждение поведения героев школы волшебников из книги «Гарри Поттер». | ||
23 | Практическое занятие «Фантастическое путешествие». | Р.т. «Учусь общаться» с.40-44 Составление рассказа о планете Земля. Игра «Воздушные шарики». Отрывок из сказки «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери | ||
24 | Практическое занятие «Конкурс знатоков». | Р.т. «Учусь общаться» с45-47 Что нужно сделать, чтобы вырасти здоровым? Что может навредить здоровью? Отрывок из сказки «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери | ||
Разговор о правильном питании – 6 часов | ||||
25 | Молоко и молочные продукты. | Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.32-36 Какие продукты можно получить из молока. Питательные вещества, которые содержатся в молоке и молочных продуктах. Профессии сельского хозяйства – ветеринар, зоотехник, доярка, скотник. | ||
26 | Блюда из зерна. | Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.37-41 Какие продукты получают из злаков (рожь, просо, овёс, ячмень, пшеница). Питательные вещества, которые содержатся в хлебе и хлебобулочных изделиях. | ||
27 | Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. | Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.47-58 Питательные вещества, которые содержатся в рыбе. Как правильно есть рыбу за столом. | ||
28 | Учебный проект «Кулинарное путешествие по России» | Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.59-64 Какие блюда готовят в разных уголках нашей страны. | ||
29 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом. Практическое занятие. | Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.65-71 Разнообразие блюд из одного продукта. Правила поведения за столом. | ||
30 | Две недели в лагере Здоровья | Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.1-9 Что такое лагерь. Правила поведения в лагере. Питание в лагере. | ||
Личная безопасность – 4 часа | ||||
31 | Практическое занятие: «Ты заблудился в лесу». Какую пищу можно найти в лесу. | Р.т. «Две недели в лагере Здоровья» с.42-46 Какие продукты можно взять с собой в лес. | ||
32 | Практическое занятие: «Компьютерная зависимость». | Правила и режим работы с компьютером. | ||
33 | Оказание первой помощи пострадавшему в лесу, на воде, при укусах. | О возможностях нанесения ущерба здоровью человека явлениями природы, растениями, животными, продуктами питания, загрязненными водой и воздухом; правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой | ||
34 | Практическое занятие по оказанию первой помощи. | Теоретические и практические навыки оказания первой помощи | ||
Правила дорожного движения – 4 часа | ||||
35 | Практическое занятие: «Ты – пешеход». | Теоретические и практические навыки поведения на улицах и дорогах. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрестки. | ||
36 | Практическое занятие «Ты – пассажир. | Теоретические и практические навыки поведения в транспорте. | ||
37 | Практическое занятие: «Берегись травм на дороге». | Теоретические и практические навыки поведения на улицах и дорогах. | ||
38 | Практическое занятие «Правила безопасного поведения во время летних каникул» | Теоретические и практические навыки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни
Пояснительная записка Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-352814-1408366257.jpg)
Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/06/picture-272605-1373113998.jpg)
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Наша работа, в первую очередь, была нацелена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...
Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни.
Что означает понятие «Здоровый образ жизни»? В статье рассказывается, какова задача классного руководителя по формированию ЗОЖ. Как вести работу над формированием здорового образа жизни во...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-77243-1607841096.jpg)
«Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)
laquo;Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-124502-1427822376.jpg)
Календарно - тематическое планирование классных часов по теме: «Здоровый образ жизни» для обучающихся 1 класса
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начинается в раннем детстве. Занятия по ЗОЖ нацелены на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и ...