Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни.
статья по зож (1 класс) на тему
Что означает понятие «Здоровый образ жизни»? В статье рассказывается, какова задача классного руководителя по формированию ЗОЖ. Как вести работу над формированием здорового образа жизни во время учебного процесса.
Даются конкретные приёмы для сохранения здоровья учащихся. Сообщается, когда и как необходимо проводить физкультминутки. В какие игры играть с детьми на переменах. Подчёркивается важность чередования видов деятельности на уроках. С учётом эпидемиологической ситуации даются советы по профилактике простудных заболеваний.
Материал будет полезен широкому кругу читателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни
Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни
По последней версии ФГОС сохранение здоровья школьников – одна из основных задач классного руководителя в начальных классах. От учителя требуется не только сохранить здоровье детей, но и привить им навыки правильного образа жизни, сделать так, чтобы учащиеся восприняли это, как необходимость и сохранили полезные привычки на всю жизнь.
По официальным данным Всемирной организации здоровья, от самого человека зависит половина факторов, обуславливающих его физическое и психическое здоровье. Вторая половина – это экология, наследственные факторы и состояние медицины в стране.
То есть, получается, что те навыки сохранения здоровья, которые будут привиты в начальной школе, могут повлиять на здоровье нашего народа целиком, на состояние, в том числе и экономическое, всей страны в целом. Ведь здоровые люди могут наиболее эффективно работать, выдвигать новые идеи, создавать материальные и духовные ценности.
Что означает понятие «Здоровый образ жизни»?
Прежде всего, это негативное отношение к таким вредным привычкам, как алкоголь, табакокурение и употребление наркотиков. Может показаться, что в начальных классах говорить о таких вредных привычках ещё рано. Мой многолетний опыт говорит, что это не так. Если с первых классов школы не будет сформировано правильное отношение к этим проблемам, то в дальнейшем они могут напрямую коснуться учащихся. Впервые сталкиваясь с алкоголем и наркотиками, человек уже должен обладать стойким убеждением в том, что эти явления относятся к резко негативным и подлежат порицанию.
Второй проблемой, особенно распространённой в наше время, является гиподинамия, то есть недостаток двигательной активности. С увеличением благосостояния семей и всеобщей компьютеризацией, время, которое школьники проводят в сидячем положении, значительно увеличилось, а время для занятий физкультурой и спортом, наоборот – катастрофически уменьшилось.
Особенно остро стоит вопрос недостатка двигательной активности в первом классе, после того, как в школу стали принимать шестилеток. Дети сидят в школе на уроках около пяти часов, затем выполняются домашние задания, на которые у них уходит от одного до трёх часов. Но вместо того, чтобы после этого идти гулять во двор, как это было ранее, дети остаются дома, сидя за компьютером.
Это мало волнует родителей, которые вполне довольны тем фактом, что ребёнок находится дома, рядом, то есть за него нечего волноваться и можно заняться своими делами. Даже те дети, которые не имеют пока своего персонального компьютера, всё равно испытывают двигательный дефицит, так как проводят очень много времени у телевизора.
Задача классного руководителя
Основной задачей классного руководителя в вопросе формирования здорового образа жизни учащегося является донесение до детей в доступной форме понимания того, что самой большой ценностью на свете является здоровье. Если человек сам не заботится о своём здоровье, то ни семья, ни общество, не смогут ему помочь. Дети должны знать, что хорошо учиться, быть по-настоящему счастливым и успешным может только здоровый человек.
Решением этой задачи может стать план внеклассных мероприятий, во время которых достигаются следующие цели:
1. Осознание школьниками ответственности за своё здоровье,
2. Понимание важности физкультуры и спорта для сохранения здоровья,
3. Обучение санитарно-гигиеническим навыкам и навыкам личной безопасности, как необходимым составляющим здорового образа жизни,
4. Проведение мероприятий для родителей учащихся по популяризации здорового образа жизни.
В своём лектории для родителей я стараюсь ответить на самые распространённые родительские вопросы относительно здоровья детей, распорядка их дня, закаливания, оптимальной физической и зрительной нагрузки. Я пытаюсь убедить родителей в том, что многие проблемы с усвоением учебного материала можно решить, если позаботиться о том, чтобы ребёнок вовремя ложился спать, не употреблял в пищу вредные для детского организма продукты, регулярно выполнял физические упражнения.
Для того, чтобы не быть голословной, я веду специальный журнал, в котором записываю, какие дети посещают спортивные секции, а какие – нет, и количество пропусков по болезни учащихся своего класса. По этому документу можно проследить, что дети, которые регулярно занимаются спортом, болеют гораздо реже, а успеваемость у них выше, чем у тех детей, которые спортом занимаются нерегулярно или не занимаются вообще.
Темы лекций для родителей разнообразны. Вот некоторые примеры:
Приведу примеры:
1. Необходимость утренней зарядки,
2. Осторожность на дороге,
3. Режим дня первоклассника,
4. Правильное питание школьника,
5. Необходимость психологической поддержки в младшей школе,
6. Что такое психологическая травма и т.д.
Работа над формированием здорового образа жизни во время учебного процесса
Современная программа в начальной школе достаточно сложная. Однако учитель может так построить урок, что школьники не будут испытывать ни физических, ни эмоциональных перегрузок.
Для этого нужно придерживаться простых и эффективных правил:
1. Учебная нагрузка на каждом уроке должна быть сбалансированной,
2. Каждый ребёнок, вне зависимости от материальной обеспеченности семьи, должен получать во время учебного дня полноценное питание,
3. Обучение должно проходить в чётком, равномерном ритме, без авралов,
4. Каждый день дети должны иметь достаточно времени для физической активности,
5. Электронные и другие современные средства обучения должны действовать во благо здоровью ребёнка, а не наоборот,
6. Условия обучения младших школьников должны находиться в полном соответствии с СанПиН,
7. При возникновении необходимости учащийся должен иметь возможность в любой момент получить квалифицированную психологическую помощь от школьного психолога,
8. В школе всегда должен находиться медицинский работник.
Конкретные приёмы для сохранения здоровья учащихся
У каждого учителя начальных классов есть свои наработки в сфере сохранения здоровья детей и прививания здорового образа жизни. Я в своей работе использую следующие:
1. Назначение «санитаров» из числа учащихся, которые следят за чистотой в классе, проветривают помещение, не допускают в столовую детей с грязными руками. Разумеется, учителю необходимо контролировать их действия, объяснять, насколько важна чистота для сохранения здоровья.
2. Утренняя гимнастика. Задача этого мероприятия – не только дать двигательную нагрузку мышцам детей, но и настроить их психологически на учебный процесс, пробудить в них бодрость, активность, желание работать. Для этого я сама пишу небольшие стихотворные речёвки, под которые дети охотно выполняют упражнения.
Например:
Чтобы сильным быть, здоровым,
И зимою не болеть,
Способ есть совсем не новый -
Нужно лень преодолеть.
Или:
Наклоняйся, не ленись,
Станешь крепок и здоров.
Ведь движенье это жизнь
Без таблеток, докторов...
После такой гимнастики учащиеся лучше концентрируют внимание, у них повышается настроение, уходит утренняя сонливость.
3. Физкультминутки. Этот приём необходим на уроках, которые предполагают значительную зрительную нагрузку, и вынуждают детей сидеть неподвижно – письмо, чтение.
В состав таких физкультминуток я включаю упражнения для глаз, шеи, пальцев рук. Детям особенно нравится, когда такие упражнения проводятся со стихотворным или музыкальным сопровождением.
Типы физкультминуток:
1. Упражнения для общего расслабления,
2. Упражнения для тренировки глазных мышц,
3. Упражнения для опорно-двигательного аппарата, отвечающие за осанку,
4. Упражнения для снятия напряжения с пальцев во время письма,
5. Дыхательные упражнения.
Когда и как необходимо проводить физкультминутки
Следует учитывать, что проведение физкультминуток тоже должно соответствовать определённым правилам:
1. Проводить их надо не тогда, когда дети очень устали, а тогда, когда начинают быть заметны только первые признаки утомления (снижение внимания, замедление скорости письма). Если учитель, стараясь во что бы то ни стало уложиться в план урока, не прервётся для проведения физических упражнений, такие упражнения в дальнейшем будут уже бесполезны, учащиеся потеряют рабочий настрой, и собрать их внимание будет очень сложно.
2. Если дети чем-то очень увлечены на уроке, например, в классе проходит обсуждение прочитанного текста, прерывать его на проведение физкультминутки не стоит. Её можно на несколько минут сдвинуть по времени.
3. Проводить изо дня в день одинаковые физкультминутки нельзя, так как интерес к ним учащихся снижается, дети начинают выполнять упражнения спустя рукава, а значит, о полноценном воздействии физических упражнений на их организм говорить не приходится.
4. Подбирать упражнения для физкультминуток нужно, учитывая, какая группа мышц несёт самую большую нагрузку на данном уроке.
5. Не стоит подходить к выбору упражнений слишком формально. Например, неправильным будет на уроке письма проводить упражнения только для пальцев, так как младшие школьники, особенно первоклассники, напрягают в процессе письма не только пальцы, но и мышцы спины и даже ног. Поэтому учитель должен во время физкультминутки использовать упражнения для общего расслабления.
Игры на переменах
Некоторые учителя не считают нужным организовывать досуг детей на переменах, так как предполагается, что ребёнок во время перемены и так достаточно подвижен. Эта позиция чревата такими неприятностями, как травмы во время бесконтрольной беготни по коридорам, падения на только что вымытом полу и т. д.
Между тем организованные игры на переменах не только предотвращают такие случаи, но и включают в движение тех, детей, которые предпочитают проводить перемену за партой. Совместные подвижные игры сплачивают класс, сохраняют позитивный эмоциональный настрой.
В тёплое время года их предпочтительно проводить в школьном дворе. Я в своей работе использую всем известные русские народные игры: «Кошки-Мышки», «Горелки», «Гуси-гуси» и др.
Чередование видов деятельности на уроках
Любой урок, в том числе чтение и письмо, можно организовать так, чтобы виды деятельности на уроке чередовались. Я не добиваюсь, чтобы во время уроков дети обязательно сидели неподвижно. Им разрешается принять свободную позу во время слушания или обсуждения прочитанного.
На уроке математике я всегда чередую устные и письменные задания, провожу математические игры, которые предполагают движение. На некоторых уроках я применяю элементы точечного массажа.
Например, детям предлагается помассировать активные точки на бровях, мочках ушей, на висках. Это не запрещается делать и во время решения трудной задачи, и во время чтения текста.
Вместо дыхательных упражнений я часто использую пение. Когда человек поёт, лёгкие его раскрываются, наполняются воздухом. Это является лучшей профилактикой лёгочных заболеваний, поэтому часто мы начинаем первый урок с исполнения гимна нашего класса.
Профилактика простудных заболеваний
Кроме информирования родителей о пользе закаливания, я внимательно слежу за одеждой, в которой дети приходят в школу. При недостаточности или несоответствии одежды погодным условиям, я выдаю ребёнку «дежурную» шапку или шарф. Несколько таких вещей всегда имеется на этот случай у нас в классе. Я информирую родителей о недопущении ношения резиновой обуви в холодное время года.
Также большое значение для здоровья имеют и прогулки на свежем воздухе. Я с родителями своего класса регулярно организую походы и выезды на природу. В нашей школе проходят спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», от которых дети получают огромное удовольствие.
Все вышеназванные меры помогают добиться снижения заболеваемости в классе и сформировать у учащихся стойкое понимание необходимости здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность учителя младших классов по сбережению здоровья школьников
Доклад- презентация для выступления на педсовете...
Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни
В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими шк...
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Наша работа, в первую очередь, была нацелена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...
Разработка мероприятия для младших школьников по формированию здорового образа жизни
Разработка мероприятия для младших школьников по формированию здорового образа жизни...
Программа внеурочной деятельности с тематическим планированием для 4 класса по формированию здорового образа жизни
внеурочная деятельность по формированию здорового образа жизни...
Роль учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника. Статья.
Статья посвящена роли учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника....