Техника вязки узлов
план-конспект занятия по зож (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Техника вязки узлов
Сценарий занятия
Цель:
- отработка единой последовательности приемов вязки узлов.
Место проведения: в помещении.
Снаряжение: вспомогательная веревка (репшнур) - 1 х 4,5 м, рукавицы; основная веревка - 1 х 20 м.
Форма одежды - спортивный костюм.
1. Общие методические указания:
а) группа стоит полукругом на время демонстрации и разучивания приема;
б) следить, чтобы во время демонстрации приемов репшнуры лежали перед слушателями;
в) при обучении применять следующий порядок:
· назвать узел и его назначение;
· продемонстрировать приемы вязки узла по элементам;
· предоставить время на разучивание приемов;
· проверить рисунок узла у каждого слушателя;
· при наличии ошибок предложить одному из слушателей продемонстрировать прием с объяснением действий; продолжать демонстрацию и объяснение приема разными слушателями до полного его усвоения;
· при отсутствии ошибок проконтролировать прочность усвоения приема путем его повторения до появления четкости в рисунке узла и в последовательности вязки;
· предложить слушателям, освоившим прием, перейти к вязке узла в рукавицах;
г) требовать выполнения приема способом, рекомендованным на занятии.
2. Литература: "Спутник альпиниста", М., ФиС, 1970.
1. Назначение прямого узла:
связывание веревок одинакового диаметра.
Особенности прямого узла:
· при большой нагрузке сильно затягивается;
· требует применения контрольных узлов
2. Вязка узла:
· отмерить концы; правый конец наложить на левый;
· правый обернуть вокруг левого один раз; правый снова наложить на левый; обернуть правый вокруг левого один раз;
· взявшись за концы (по два с каждой стороны), затянуть узел; завязать контрольные узлы
Продемонстрировать развязывание неправильно завязанного узла.
Предупредить:
а) правый конец - тот, который в начале приема был в правой руке, левый - в левой;
б) короткие концы должны быть по одну сторону узла
Продолжительность — 40 мин.
1. Назначение узла "проводника":
· завязывание незатягивающейся петли на веревке;
· привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо"
2. Вязка "проводника" петлей:
· отмерить нужной длины конец;
· сложить веревку петлей;
· завязать узел на петле;
· подогнать длину петли;
· затянуть узел;
· завязать контрольный узел
"Проводник", завязанный посредине веревки, в контрольных узлах не нуждается.
3. Вязка "проводника" концом:
· отмерить нужной длины конец;
· завязать простой узел и расправить его;
· сложить петлей короткий конец;
· пропустить короткий конец через узел, повторяя рисунок простого узла;
· расправить и затянуть узел;
· завязать контрольный узел
Узел вязать на предмете типа "неразъемное кольцо"
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 30 мин.
1. Назначение узла "восьмерки":
· завязывание незатягивающейся петли на веревке;
Особенности "восьмерки":
· при большой нагрузке затягивается меньше "проводника";
· привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо";
· применения контрольного узла не требует
2. Вязка "восьмерки" петлей:
· отмерить нужной длины конец;
· сложить веревку петлей;
· завязать на петле узел, подобный простому, но сделать дополнительно полоборота;
· подогнать длину петли; расправить и затянуть узел
3. Вязка "восьмерки" концом:
· отмерить нужной длины конец;
· завязать на конце "восьмерку";
· расправить узел; сложить петлей короткий конец;
· пропустить конец через узел, повторяя рисунок узла;
· расправить и затянуть узел.
Узел вязать на предмете типа "неразъемное кольцо"
ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 35 мин.
1. Назначение узла "булинь":
привязывание веревки к предметам.
Особенности узла "булинь":при большой нагрузке сильно затягивается; требует применения контрольного узла; вяжется со стороны нагруженного конца.
2. Вязка узла "булинь":
· отмерить нужной длины конец;
· сделать первую петлю левой рукой, протянуть в нее вторую петлю от длинного конца веревки, который будет нагружаться;
· протянуть короткий конец во вторую петлю правой рукой;
· протянуть вторую петлю назад через первую, нагружая длинный конец веревки ("вывернуть" петлю);
расправить и затянуть узел
3. Проконтролировать протягивание конца веревки через двойную петлю
Предупредить, что в связке длинный конец веревки нагружен
ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 25 мин.
1. Назначение "брамшкотового" узла:
связывание веревок разного диаметра;
Особенность "брамшкотового" узла - требует применения контрольного узла
2. Вязка "брамшкотового" узла:
· на толстой веревке отмерить нужной длины конец; сложить толстую веревку петлей и взять ее в левую руку;
· правой рукой пропустить тонкую веревку в петлю толстой сверху вниз и вытянуть конец нужной длины;
· прихватить тонкую веревку левой рукой, так чтобы она лежала на толстой, провисая небольшой петлей;
· обернуть веревку вокруг петли толстой, пропуская ее между петлей тонкой и толстой веревки два раза; расправить и затянуть узел;
сделать контрольные узлы
3. Обратить особое внимание на то, чтобы тонкая веревка после двух оборотов вокруг петли не пропускалась в петлю толстой
ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 35 мин.
1. Назначение узла "стремя":
· привязывание веревки незатягивающейся петлей и незатягиваюшимся узлом.
Особенности узла "стремя":
· сохраняет форму и не соскакивает с предмета при легком натяжении;
· вяжется из большой петли узла "проводник" или свободный короткий конец привязывается к длинному (нагруженному) узлом "булинь"
2. Вязка узла "стремя" петлей:
· взяться руками за веревку на расстоянии друг от друга, необходимом для получения стремени нужного размера;
· накинуть правой рукой на левую петлю и придержать ее большим пальцем; накинуть и придержать вторую петлю правее первой;
· вторую поместить под первой, не поворачивая плоскости петли;
· одеть обе петли на предмет;
· затянуть узел
3. Отрабатывать технику вязки стремени можно не применяя большой петли "проводника".
Демонстрацию стремени проводить с применением петли "проводника" длиной не менее 0,5 м
3. Вязка узла "стремя" концом:
· отмерить нужной длины конец;
· наложить веревку сверху и сделать оборот вокруг предмета, выпустив конец слева;
· сделать оборот правее первого, выпустив конец между оборотами;
· затянуть стремя
3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла "булинь" на свободном конце.
Отрабатывать технику вязки можно не применяя завязывания конца узлом "булинь".
СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 30 мин.
1. Назначение узла "схватывающий":
· обеспечение скользящего соединения двух веревок и закрепления одной веревки на другой при наличии нагрузки.
Особенности узла "схватывающий":
· веревка, которой вяжется узел, должна иметь диаметр меньше диаметра основной веревки;
· петля для схватывающего вяжется восьмеркой одним концом или свободный конец привязывается узлом "булинь"
2. Вязка узла "схватывающий" петлей:
· смотать лишний конец в правую руку;
· взяться правой рукой за петлю левее узла петли;
· наложить петлю сверху на веревку и, придерживая петлю перед веревкой левой рукой, сделать два оборота петлей вокруг веревки, пропуская внутрь самого себя;
· слегка затянуть и расправить;· затянуть окончательно
Продемонстрировать несрабатывание нерасправленного узла,
способ его передвижения и ослабления после затягивания
3. Вязка узла "схватывающий" концом:
· отмерить нужной длины конец;
· наложить конец на веревку сверху правой рукой и сделать два оборота слева "направо от себя;
· перекинуть конец налево сверху и сделать два оборота слева направо на себя, пропуская конец в образовавшуюся петлю;
· узел затянуть и расправить
Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла "булинь" свободным концом.
Отрабатывать технику узла можно не применяя узла "булинь"
ВОСЬМОЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 45 мин.
1. Назначение обвязки:
верхней (грудной) - для привязывания к веревке при организации связки;
нижней ("беседки") - для увеличения поверхности обвязки и для самостоятельного нагружения (при переправе и спуске по веревке).
Особенности обвязки:
· нижняя обязательно связывается с верхней;
· требует знания узлов "булинь", "прямой", "контрольный".
2. Завязывание грудной обвязки:
· заложить веревку за спину (короткий конец - в правой руке);
· вытянуть конец правой рукой так, чтобы он достал пол при согнутом под 90° локте;
· набросить короткий конец на правую руку;
· сделать на длинном конце веревки левой рукой двойную петлю для "булиня"; пропустить короткий конец в петлю;
· сделать вдох, "вывернуть" и затянуть петлю "булиня";
· короткий конец пропустить сверху справа под обвязку на 20-30 см;
· пропустить руку в образовавшуюся петлю и перевести конец за спину;
· вывести короткий коней вперед через левое плечо;
· привязать короткий конец контрольными узлами к обвязке спереди крест-накрест
3. Завязывание нижней регулируемой обвязки:
· сложить репшнур вдвое и наложить на поясницу;
· завести руки вперед и притянуть концы между ног спереди назад;
· захватить концы сзади, вывести их вперед и пропустить спереди под оба получившихся оборота навстречу друг другу;
· затянуть обвязку за концы;
· завязать концами прямой узел;
· привязать концы к грудной обвязке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс
Даны хорошие текстыдля чтения с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....
Классный час с элементами тренинга по теме: "Одной рукой узла не завяжешь".
Цель: актуализация навыков сотрудничества.Задачи:· создание позитивного психологического климата в группе;·...
Узлы схема
Схемы узлов можно применять на занятиях по программе "Юный турист"...
Конспект урока технологии "Морские узлы. Канатная лестница" (УМК Школа России, 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: Морские узлы. Канатная лестницаИзделие: «Канатная лестница»Цели деятельности учителя: расширение представления об использовании веревки в быту; знакомство...
Конспект урока по технологии «Порт. Вязка морских узлов» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Порт. Вязка морских узлов»Изделие: «Морские узлы»Цель деятельности учителя: знакомство с особенностями работы порта, расширение представлений об использовании веревки в ...
Технологическая карта урока по технологии "Плетение узлов в технике "макраме" (браслет-фенечка)" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема урока: Плетение узлов в технике макрамеИзделие: БраслетТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для овладения техникой макраме на примере узлов для создания издел...