Классный час с элементами тренинга по теме: "Одной рукой узла не завяжешь".
классный час ( класс) на тему
Цель: актуализация навыков сотрудничества.
Задачи:
· создание позитивного психологического климата в группе;
· развитие умения работать в паре, в группе;
· определение условий эффективного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_treninga_dlya_uchashchihsya_nachalnyh_klassov_shkoly_po_teme.doc | 43 КБ |
samoanaliz_dlya_kl.chasa_.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов школы по теме "Одной рукой узла не завяжешь".
Цель: актуализация навыков сотрудничества.
Задачи:
- создание позитивного психологического климата в группе;
- развитие умения работать в паре, в группе;
- определение условий эффективного взаимодействия.
Используемые материалы:
- бейджи в форме цветка для каждого из участников занятия (цветы различаются по цвету – 9 цветов – и по форме – колокольчики, ромашки, тюльпаны);
- плакат с названием темы занятия;
- видео сказка «Репка» и басня «Лебедь, рак и щука»;
- напечатанные на листе бумаги лабиринты, 24 кубика из набора Б.Никитина, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x4 (размеры клетки соответствует размерам грани кубика);
- цветные карандаши;
- скотч, газеты, ножницы, степлер;
- кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные), два мешочка из ткани.
План занятия:
- Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу»
- Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
- Основное содержание занятия. Упражнение «Лабиринты». Упражнение «Собери узор из кубиков». Упражнение «Строим дом».
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. Приветствие.
-Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Упражнение «Плечо к плечу»
Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями», плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок.
-Подойдите к столу и возьмите по цветку. Разбейтесь на пары по цвету цветка, сядьте за столы, напишите своё имя и прикрепите бейджик.
На столе лежат цветки, каждый ученик выбирает себе цветок и садится на месте. На цветке учащиеся пишут своё имя.
2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
-Наше занятие я начну известной народной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь».
-Как вы думаете, о чём говорит эта поговорка? Каков её смысл?» (Ответы детей.)
Ребята, сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.
-А сейчас я предлагаю посмотреть сказку «Репка». Внимание на экран.
-Почему герои сказки смогли вытянуть репку?
-Посмотрим, как в этой ситуации поступили герои басни Ивана Андреевича Крылова.
-Почему герои басни не смогли сдвинуть воз с поклажей?
-Что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.
-Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки.
3. Основное содержание занятия.
Упражнение «Лабиринты»
Выдаю изображение лабиринтов
- Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Кто первый выполнит задание, поднимет руку.
-Трудно было выполнять задание? Почему?
Упражнение «Собери узор из кубиков».
-А теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Собери узор из кубиков». Но теперь вы поменяетесь ролями, то, кто направлял, будет собирать, тот, кто прочерчивал путь, будет направлять. (Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной. Кто первый выполнит задание, поднимет руку.)
-Легко или сложно было выполнить упражнение и почему?
- Что помогло правильно выполнить задание?
-Итак, для того, чтобы достичь общей цели в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться.
Упражнение «Строим дом».
(модификация упражнения «Вавилонская башня» Д.В.Рязановой [2])
-Попробуем применить эти навыки в интересном задании.
-Ребята, выйдете из-за парт и соберитесь в центре класса.
-Объединитесь в группы по виду цветочков. ( Три группы по 6 учащихся. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет.)
-Вам необходимо построить башню. Башня должна быть как можно выше. После постройки она должна простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей. (Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению. На выполнение задания даётся 5 минут.)
-Легко ли было выполнять задание?
- Как вам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню?
- Какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом?
-Ребята подумайте и ответьте, как вы работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?
4. Подведение итогов занятия.
-А теперь я предлагаю оценить наше занятие. Выберите кружочек и положите его в мой мешочек: зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно .
После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Я анализирую результаты «анонимного» голосования.
-Ребята, что вас удивило? Что обрадовало? Что заинтересовало на занятии?
-Как достичь общей цели?
-Спасибо за дружную работу.
Использованная литература:
- Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.
Предварительный просмотр:
Самоанализ классного часа.
Внеклассное мероприятие «Одной рукой узла не завяжешь» было проведено в 3 классе в форме классного часа с элементами тренинга.
Данная форма проведения занятия помогает раскрыть личностные качества детей, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества, проявлению эмоциональности. Содержание занятия опирается на жизненный опыт воспитанников, на характерные особенности школьного возраста, где ведущими видами деятельности выступают общение и игра.
Общедидактическая цель занятия - создать условия для осознания и осмысления у детей понятий «Сотрудничество», «Взаимопомощь», « Доверие друг другу», содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать положительные качества у ребят.
Цель: актуализация навыков сотрудничества.
Задачи:
- создание позитивного психологического климата в группе;
- развитие умения работать в паре, в группе;
- определение условий эффективного взаимодействия.
Развивающая: развивать умение рассуждать; развивать устную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением, способствовать развитию коммуникативных умений и творческих способностей воспитанников.
Самостоятельная творческая деятельность была реализована учащимися под управлением учителя в процессе групповой работы. Ещё одна важная часть системы обучения на занятии – создание благоприятного эмоционального фона, атмосферы сотрудничества, сотворчества, что способствовало раскрытию личностных качеств учащихся.
Занятие включало в себя следующие блоки:
- Психологический настрой, основной целью которого была психологическая подготовка учащихся к общению на занятии,
Содержательный блок, направленный на приобретение знаний о понятиях «Сотрудничество», «Взаимопомощь», « Доверие друг другу»; на получение и применение полученных знаний в предложенных ситуациях, а также в изменённых и незнакомых ситуациях.
- Финальный аккорд, предусматривающий качественную оценку деятельности коллектива
- Рефлексия, предполагающая самоанализ эмоционального состояния, своей деятельности и взаимодействия с классным руководителем и одноклассниками.
Для достижения триединой дидактической цели была выстроена следующая логика занятия:
- Организационное начало занятия.
- Мотивация и целеполагание;
- Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, ценностных отношений)
Содержательный блок, включающий в себя набор игр и заданий, способствующих формированию основного понятия у детей – сотрудничество друг с другом.
- Финальный аккорд
- Рефлексия.
На данном занятии приоритетное место имела групповая форма работы, на этапе психологического настроя использовалась фронтальная работа. Выбор форм организации познавательной деятельности обусловлен формой проведения занятия, его главной целью - создать условия для осознания и осмысления у детей понятий «Сотрудничество», «Доверие», и содействовать сплочённости детского коллектива, возрастными особенностями учащихся, уровнем развития их творческих способностей. Выбранные формы организации познавательной деятельности позволили включиться в активную деятельность каждому ученику класса в соответствии с уровнем развития его личностных качеств: тренинги эмоций, физические разминки, тренинги по определению положительных качеств характера, беседы, игры. Методы: По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные, практические. Использованы словесные практические (тренинги), игровые методы обучения.
По степени активизации мыслительной деятельности: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методы формирования сознания личности способствуют формированию сознательного поведения, чего требовала атмосфера занятия;
методы организации деятельности, опыта формируют личность в деятельности,
метод наблюдения, который использовался на протяжении всего занятия, позволил создать все необходимые условия для выявления начального уровня формирования коллектива, а также товарищеских отношений. Используемый коммуникативный приём воспитания способствовал развитию умения общаться, изменению взглядов и поведения и тем самым побуждал учащихся к действию.
Применяемые технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода.
Формы активизации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Подготовительная работа: подготовка конспекта, необходимого наглядного материала, презентации, оборудования.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы. Учащиеся на занятии познакомились с различными видами деятельности: интеллектуальной, творческой.
Классный час содержал следующие этапы:
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и целей, где дети работали вместе со мной.
3. Вводная беседа, постановка проблемы.
4. Прогнозирование решения проблемы.
5. Решение проблемы.
6. Закрепление полученных знаний.
7. Практическая работа.
8. Итоги, самоанализ, рефлексия.
Самоанализ классного часа в 3 классе.
Классный руководитель: Татьяна Александровна Федотова
Тема моего классного часа «Одной рукой узла не завяжешь».
Цель мероприятия: способствовать воспитанию отзывчивости, актуализация навыков сотрудничества, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга для достижения общей цели.
Задачи:
• создание позитивного психологического климата в группе;
• развитие умения работать в паре, в группе;
• определение условий эффективного взаимодействия.
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной направлять, помогать другим.
Метапредметные:
1. Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;
2. Регулятивные: удерживание задачи; самооценка ;
3.Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.
Форма проведения: упражнения с элементами тренинга.
На классном часе были применены элементы технологии коллективно-творческого воспитания, здоровьесберегающие технологии (приветствие при помощи разминки), ИКТ.
Тема классного часа выбрана не случайно, так как умение работать вместе, доверяя друг другу, быть отзывчивым, применять взаимопомощь, правильно строить свое суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС.
Высокая мотивация обучающихся достигалась за счет необычной формы заданий, даже простое приветствие выполнено в необычной форме, что помогло настроить учеников на общение и улучшить их настроение. Далее по ходу занятия ребята не просто слушают, а размышляют над просмотренными литературными произведениями, пытаются понять правильное поведение при достижении общей цели.
Данный классный час ориентирован на новые образовательные стандарты, так как в первую очередь перед детьми была поставлена проблема (научиться достигать общей цели вместе), кроме того ориентирует детей на анализ (работа в группах в упражнениях «Лабиринт», «Собери кубики» и анализ ситуаций), коммуникацию и умение договариваться и выработать совместное решение (обсуждение и выбор лучшего решения при построении башни).
Материал мероприятия был подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся 3 класса, т.к. одним из основных видов деятельности, согласно классификации Даниила Борисовича Эльконина, является игра, именно эта форма легла в основу урока, что позволило повысить мотивацию обучающихся, также увидеть сотрудничество на конкретных ситуативных примерах с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
Во время классного часа я постаралась создать условия для исследовательской деятельности учащихся за счет таких вопросов как, почему: «как же нужно было работать вместе? Почему герои не достигли результата? Объясните, сравните, найдите ошибку (объяснение ошибок детей в ситуациях). Моя роль заключалась в создании условий, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с такой проблемой как сотрудничество людей при выполнении какого-то дела для достижения общей цели.
В моей работе я использовала следующие методы: метод наблюдения, сравнения, обобщения и анализа, применила диалоговые формы общения (обсуждение ситуаций, диалог друг с другом и учителем).
Учащиеся были включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность классного часа.
Считаю, что классный час состоялся, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе на тему: "Одна у человека родная мать – одна у него и Родина"
Использовать приёмы гендерного подхода на уроке: учёт гендерно-типологических особенностей развития детей в процессе обучения, воспитания и создание условий, направленных на максимальную реализацию ли...
Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме "Одна у человека родная мать, одна у него и родина"
Занятие проводится в 3 классе по программе внеурочной деятельности "Я и мой мир". На занятии предусмотрены различные виды работ. Обучающиеся работают в группах....
Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина» в соавторстве с Шаймардановой З.С.
Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков....
Презентация к мероприятию Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина»
Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...
Своя игра по теме "Одна у человека мать, одна Родина" в соавторстве с Тешабаевой Р.Р.
Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...
Презентация мероприятия Своя игра по теме "Одна у человека мать, одна Родина" в соавторстве с Тешабаевой Р.Р.
Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...
«Изучение элементов баскетбола: передачи двумя руками сверху и ловля мяча двумя руками» план-конспект урока по физической культуре для учащихся 4 класса.
Задачи урока: 1 – Освоить технику передачи мяча двумя руками сверху, технику ловли мяча двумя руками....