Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки"
рабочая программа по зож на тему

Болокина Галина Александровна

"Полезные привычки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_privychki.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.

Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно - воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока. Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции. Цель программы «Полезные привычки» - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Задачи: 

Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;

 способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.  

учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;

способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.  

Учить детей эффективно общаться.

 Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной  школы к табаку и алкоголю.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 

Программа призвана воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих; -расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья; -сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки. Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.  Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области  охраны здоровья. “Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.  Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья - это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:  Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему  поведению, обучены рефлексии и самоанализу.  Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы,  признается уникальность каждого ученика.  Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения.  Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества. III. Описание места курса в плане внеурочной деятельности. В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю.

 Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.

Ценностные ориентиры содержания курса. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметные результаты: регулятивные – планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний; коммуникативные – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные результаты: после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.

3 класс

Полезные привычки

Всего – 34 часа

В неделю – 1 час

Раздел

Количество часов

Тема

Положительный образ "Я"

2

Мой характер

Учусь оценивать себя сам

Понятие о полезных привычках

1

Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.

Умение общаться

16

Учусь взаимодействовать

Учусь настаивать на своём

Общение

Щедрость

Пунктуальность

Правдивость

Такт

Волшебные слова

Доброе отношение к окружающим

Любовь к животным

Справедливость

Умение дружить

Взаимопонимание

Работа в группах

Поведение в общественных местах.

Разговор по телефону

Принятие решений

2

Я становлюсь увереннее

Когда на меня оказывают давление.

Бережное отношение к природе

2

Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле.

Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.

Информация

2

Курение.

Вред курения

Соблюдение правил дорожного движения

3

Правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий.

Правила перехода улиц и дорог

Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.

Проведение досуга

4

Хобби. Увлечение. Коллекционирование.

Развитие познавательных интересов. Общение.

Игра. Правила игры. Уважение к соперникам.

Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».

Пост-тест

3

Обобщение изученного материала. Пост-тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки"

Курс "Полезные привычки". Направление -спортивно-оздоровительное.  Курс направлен на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, расширения знаний и навыков  по гигиенической...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки". 1- 4 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки" для учащихся 1-4 классов....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по факультативу "Полезные привычки" для 4 класса

Содержит информацию о концепциях программы, общую характеристику учебного процесса, тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу Полезные привычки

Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия сро...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...