Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки"
рабочая программа по зож на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.
Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно - воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока. Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции. Цель программы «Полезные привычки» - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Учить детей эффективно общаться.
Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа призвана воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих; -расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья; -сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки. Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса. Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. “Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”. Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья - это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения. Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества. III. Описание места курса в плане внеурочной деятельности. В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю.
Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.
Ценностные ориентиры содержания курса. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметные результаты: регулятивные – планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний; коммуникативные – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные результаты: после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.
3 класс
Полезные привычки
Всего – 34 часа
В неделю – 1 час
Раздел | Количество часов | Тема |
Положительный образ "Я" | 2 | Мой характер |
Учусь оценивать себя сам | ||
Понятие о полезных привычках | 1 | Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека. |
Умение общаться | 16 | Учусь взаимодействовать |
Учусь настаивать на своём | ||
Общение | ||
Щедрость | ||
Пунктуальность | ||
Правдивость | ||
Такт | ||
Волшебные слова | ||
Доброе отношение к окружающим | ||
Любовь к животным | ||
Справедливость | ||
Умение дружить | ||
Взаимопонимание | ||
Работа в группах | ||
Поведение в общественных местах. | ||
Разговор по телефону | ||
Принятие решений | 2 | Я становлюсь увереннее |
Когда на меня оказывают давление. | ||
Бережное отношение к природе | 2 | Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле. |
Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе. | ||
Информация | 2 | Курение. |
Вред курения | ||
Соблюдение правил дорожного движения | 3 | Правила дорожного движения. |
Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий. Правила перехода улиц и дорог Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ. | ||
Проведение досуга | 4 | Хобби. Увлечение. Коллекционирование. |
Развитие познавательных интересов. Общение. | ||
Игра. Правила игры. Уважение к соперникам. | ||
Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота». | ||
Пост-тест | 3 | Обобщение изученного материала. Пост-тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки"
Курс "Полезные привычки". Направление -спортивно-оздоровительное. Курс направлен на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/22/picture-148394-1734829746.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки". 1- 4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Полезные привычки" для учащихся 1-4 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-832713-1477149643.jpg)
Рабочая программа по факультативу "Полезные привычки" для 4 класса
Содержит информацию о концепциях программы, общую характеристику учебного процесса, тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-80208-1380117205.jpg)
Рабочая программа по курсу Полезные привычки
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия сро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...