Внеурочная деятельность "Азбука здоровья", 3 класс
календарно-тематическое планирование по зож (3 класс) на тему

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_azbuka.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся.

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности  и направлена  на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  •  Организация благоприятных условий для  формирования здоровой и физически крепкой личности.
  •  Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Поставленные цели определяют следующие задачи:

  • Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
  • Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
  • Сформировать представление о рациональной организации режима дня;  научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
  • Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
  •  Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам. 

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

 рассказ, беседа, иллюстрация, занятия в классе и в природе, уроки – путешествия,  уроки-КВН, праздники, игры, викторины, экскурсии, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

-    чтение стихов, сказок, рассказов;

-    постановка драматических сценок, спектаклей;

-    прослушивание песен и стихов;

-    разучивание и исполнение песен;

-    организация подвижных игр;

- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  • Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  • Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Ожидаемые результаты.

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

Обучающиеся должны уметь  правильно строить режим дня и выполнять его;  распознавать и  анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать  экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

      Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология,  изобразительное искусство, физическая культура.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.

Занятия проводятся в учебном кабинете, на спортплощадке.

 Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинги, аэробные упражнения, оздоровительные             минутки - упражнения для глаз, осанки, рук, самомассаж, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребенка. Также используются песни о здоровье, рисование, соответствующие темам уроков, загадки, пословицы, поговорки, в которых заключен многовековой опыт русского народа по сохранению и укреплению здоровья.

Описание места курса в учебном плане

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю - 34 часа в год. Продолжительность занятий  35-40 минут.      

         Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

Содержание программы связано со многими учебными предметами, такими как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, изобразительное искусство.

Содержание программы

Введение. Здравствуй, школьная страна! (2 ч)

Повторение пройденного во 2 классе. Правила поведения в школе, ТБ.

Правила здорового образа жизни (8 часов)

Что мы знаем о ЗОЖ? Понятие о здоровом  образе жизни.  Анализ своего образа жизни и здоровья. Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды; о пользе овощей, фруктов, соков. Правила здорового питания. О необходимости сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью. Важность  подвижных спортивных игр для развития  двигательных   способностей. О вредных привычках.

Безопасность в повседневной жизни (10 часов)

Соблюдение правил безопасности на улице, водоемах, в общественных местах. Что такое чрезвычайные ситуации, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Лекарства. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знание  правил безопасного обращения с бытовыми предметами.

Охраняя природу - сохраняем себя! (5 часов)

Природа и мы. Красная книга России. Страницы Красной книги. Красная книга Самарской области. Лекарственные и ядовитые растения.  Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Умение  распознавать опасные для здоровья грибы, ягоды, плоды. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами.

Наши увлечения: польза и вред (9 часов)

  Упражнения для глаз. У меня зазвонил телефон… Польза и вред телефона. Наш любимый интернет. Игры в интернете. Опасности интернета. Поколение Wi-Fi. Правила пользования беспроводной сетью. Шагает селфи по планете. Положительные и отрицательные стороны селфи. Повторение пройденного.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Ноутбук

Проектор

Интерактивная доска

Список  рекомендуемой литературы:

  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2012
  2. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2010.
  3. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 2009.
  4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 2013.
  5. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь - М.,2014

  1. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 2014
  2. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1999.
  3. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися. Мн.: «Тесей», 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  2. Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/
  3. Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
  4.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Презентация "Мы - за здоровый образ жизни" для проведения игры "Поле чудес" на внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Данная презентация позволяет провести занятие на внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в игровой форме. Такие игры в нашем классе стали традиционными. Дети активно включаются в игру. легче запоминают ...

Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!

Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...