Каникулярная программа «Если хочешь быть здоров» для обучающихся начальных классов
рабочая программа по зож на тему

Микаилова Ирина Евгеньевна

 

Каникулярная программа «Если хочешь быть здоров» для обучающихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_esli_hochesh_byt_zdorov_sosh_no3.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Российская Федерация

        Ямало-Ненецкий автономный округ        

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Каникулярная программа

«Если хочешь быть здоров»

для обучающихся начальных классов

                                         Составила: Микаилова Ирина Евгеньевна

                                                          учитель начальных классов                                                                      

Надым

2013

Пояснительная записка

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Поэтому и обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто. Многочисленные исследования последних лет показывают, что среди детей, приходящих в первый класс, до 30% имеют отклонения в состоянии здоровья. По данным института возрастной физиологии, за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза – количество нарушений психического здоровья. Особую тревогу вызывает рост количества курящих детей, употребляющих алкоголь, наркотики. Ухудшение состояния детского здоровья вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение взрослых к своему здоровью и здоровью своих детей.  Одна из актуальных задач школы – научить детей с раннего возраста относиться к своему здоровью как к ценности, в которой в смысловом единстве сочетаются понятия здорового образа жизни и представление о здоровье как о важном средстве духовной реализации личности.

Из беседы со школьным педиатром я узнала, что среди учеников моего класса имеют нарушение осанки - 33%, нарушение зрения - 19%, хронические болезни - 28%, часто болеют ОРЗ -32%.

Каждый ученик с нетерпением ждёт каникул. Особенность каникулярного периода такова, что большую часть свободного времени дети проводят вне школы и семьи. Снижается степень контроля со стороны родителей. Анализ анкет, проведённых среди  обучающихся моего класса  и их родителей показал:

  1. Большая часть опрошенных детей (72%) нуждается в организованном активном отдыхе во время школьных каникул.
  2. 93% опрошенных родителей заинтересованы в культурно-оздоровительном отдыхе детей во время каникул, так как сами не могут организовать такой отдых детям из-за занятости на работе. 60% родителей не находят времени на беседы с детьми о здоровом образе жизни.
  3. 58% обучающихся ответили на вопрос о занятости на каникулах,  что чаще всего играют в компьютер или смотрят телевизор.  
  4. Только 28% детей класса среди своих увлечений назвали занятия спортом.

      5.  14% обучающихся класса ответили утвердительно на вопрос о том, пробовали ли вы курить, употребляли ли спиртные напитки.

     Ученики младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно обучать детей здоровому образу жизни, начиная с начальной школы.

     Всё это послужило поводом для составления мною каникулярной программы для младших школьников «Если хочешь быть здоров».

Цель программы: формирование у младших школьников активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни через  организацию активного   каникулярного отдыха.                                                                                                                               

Основные задачи программы:

  • подготовить младших школьников к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, учить применять полученные знания и умения в повседневной жизни ;
  • формировать культуру здоровья и воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни;
  • вести профилактику вредных привычек и аддиктивного поведения младших школьников, учить делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
  • воспитание у младших школьников отношения к физической культуре как приоритетному условию сохранения здоровья человека через организацию достаточной двигательной активности младших школьников (спортивных игр, соревнований, прогулок) в каникулярное время;
  • проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях  здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, привлечение их к участию в каникулярных мероприятиях.

     Особенность и направленность программы в том, что она носит комплексный характер, решая проблемы формирования культуры здоровья, профилактики асоциального поведения,  занятости и отдыха младших школьников в каникулярное время. Программа предполагает эффективные механизмы совместной деятельности учителя, учеников и их родителей.      

     Новизна и отличительные особенности данной программы от уже существующих состоят в том, что она:

-    формирует у ребёнка ценность здоровья, через практические занятия, используя принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями);

-  ориентирована на организацию содержательного досуга, активного отдыха младших школьников, повышение их  двигательной активности в каникулярное время;

-  предусматривает профилактику асоциального поведения среди младших школьников;

-  способствует созданию благоприятного эмоционального климата в ученическом коллективе;

- программа реализуется в тесном сотрудничестве учеников, их родителей, классного руководителя, школьного фельдшера и врача, педагога-психолога, социального педагога, школьного инспектора.  

Актуальность  данной программы состоит в том, что в современных условиях младшие школьники нуждаются в активном каникулярном отдыхе, направленном на здоровьесбережение. Особенно это касается детей, проживающих в районах Крайнего Севера. Однако не все родители из-за занятости на работе   могут организовать его своим детям. Данную проблему поможет решить каникулярная программа для младших школьников «Если хочешь быть здоров».

Основные принципы функционирования программы:

  • дифференцированность: учёт возрастных, индивидуальных особенностей и способностей  младших школьников;
  • аксиологичность: формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважению к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения;
  • позитивность (создание доброжелательной атмосферы, настрой на положительный результат);
  • целостное развитие (усиление значения прошлого жизненного опыта обучающихся, развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, активизация творческих возможностей);
  • многоаспектность: сочетание различных направлений (воспитательного, оздоровительного, социального, образовательного)  целевой профилактической работы;
  • непрерывность и преемственность: проведение здоровьесберегающего воспитания как в учебное, так и в каникулярное время, с обязательным учётом того, что было сделано ранее в рамках уроков, занятий кружка, внеклассных мероприятий.

Формы и режим занятий: цикл занятий рассчитан на каникулярное время одного  учебного года (осенние, зимние и весенние каникулы) 18 часов, по 5 часов занятий для школьников и по 1 часу на проведение лекториев для родителей учащихся в каждый каникулярный период.

      Программа состоит из трёх блоков, каждый из которых включает в себя  5 занятий для школьников и 1 лекторий для родителей. Каждое занятие сочетает в себе теоретическую, практическую часть и организацию двигательной активности школьников.

     Программа курса разработана с учетом возрастных психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.  Занятия проводятся с применением как традиционных (беседа учителя, медицинских работников, родителей; работа с книгой, обсуждение и анализ ситуаций), так и нетрадиционных (ролевая игра, инсценировка, заочное путешествие, устный журнал, праздники здоровья, спортивные праздники) методов и форм обучения:. Особую роль занимают спортивные и подвижные игры, соревнования, пешие прогулки, комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки, профилактики миопии, развития координации движений, мелкой и общей моторики у школьников. При этом используются индивидуальные, парные, групповые формы работы. В ходе реализации программы особое внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся: конкурсы рисунков, плакатов,  мини-сочинений, стихов, коллективные творческие работы учащихся и родителей. Учитывая возрастные особенности младших школьников, теоретический материал подаётся с использованием произведений художественной литературы (стихи, басни, рассказы, сказки, истории), устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки).  При ведущей роли наглядно-иллюстративного метода предпочтение отдаётся проблемному (наблюдение, анализ, синтез), исследовательскому,  творческому методам обучения. Программа предусматривает использование краеведческого материала на занятиях, что вносит в процесс обучения конкретность, использование  личного социального опыта.

     Содержание материала несет практическую направленность, позволяет связать процесс обучения с жизнью, помогает увязать знания, полученные на занятиях, с умением использовать их в реальной ситуации.

     Занятия курса интегрируются с такими учебными предметами как: физическая культура, окружающий мир, литературное чтение, литературное краеведение, изобразительное искусство, музыка, труд.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитание и развитие у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни.
  2. Вовлечение младших школьников в регулярные занятия спортом в школьных и городских спортивных секциях.
  3. Организация активного отдыха детей в каникулярное время.
  4. Активное и результативное участие детей в различных спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.
  5. Умение делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  6. Снижение уровня общей заболеваемости учеников класса.

Оценка эффективности реализации программы проводится при помощи:

  1. Тестирования и анкетирования учеников и их родителей.
  2. Анализа мониторинга данных уровня заболеваемости учащихся класса,  занятий детей во внеурочное время,  результатов участия в  творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.
  3. Решения учащимися ситуационных задач, ребусов,  кроссвордов.

     Кроме этого, каждое занятие и работа ученика на занятии  оцениваются школьниками при помощи метода цветописи, оценочной шкалы, «говорящей доски», где дети могут записать всё, что они думают по обсуждаемой на занятии проблеме, предложить свою мысль и решение. Отсутствие традиционных отметок на занятиях способствует созданию положительной психологической атмосферы и формируют оценочную самостоятельность младших школьников.

Содержание программы.

  1. Что такое здоровье и как его сохранить?

     Здоровье человека. Критерии состояния здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Профилактика заболеваний. Необходимость профилактических прививок для поддержания здоровья.

     Правила личной гигиены. Гигиена органов зрения. Польза и правила закаливания.

     Режим дня младшего школьника. Признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Гигиена и режим  питания. Полезные и вредные продукты. Правила «здорового» питания.

     Физическая культура, как одна из составляющих общей культуры человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Ходьба – самый распространённый способ двигательной активности.

     Необходимость выработки здорового жизненного стиля для воспитания здорового поколения.

  1. Что может угрожать нашему здоровью?

     Что необходимо знать о лекарственных препаратах. Домашняя аптечка. Лекарственные растения: правила сбора, приготовления отваров, употребления. Лекарственные растения нашего края.

     Предупреждение обморожения. Действия человека при общем, местном обморожении.

     Предупреждение перегревания, теплового удара и солнечного ожога. Как помочь себе при тепловом ударе. Правила приёма солнечных ванн и их значение для здоровья человека.

     Правила обращения с домашними животными. Необходимость профилактических прививок домашним животным. Что надо делать, если тебя укусило домашнее животное?

     «Школьные болезни», как их предупредить. Меры профилактики детских заболеваний. Режим больного ребёнка.

  1. Вредные привычки – мерзкие сестрички.

     Что такое вредные привычки, какими они могут быть. Как противостоять вредным привычкам.

Зависимость от вредных привычек. О чём надо помнить, принимая решение.

     Негативное воздействие табака на здоровье человека. Вред табакокурения для детского организма. Пассивные курильщики. Как не стать жертвой табака.

     Негативное воздействие алкоголя на здоровье человека. Вред алкоголя для детского организма. Как не стать жертвой алкоголя.

     Что такое наркотик. Зависимость организма от наркотических средств. Негативное влияние наркотиков на качество жизни человека. Ответственность перед законом тех, кто распространяет наркотики. Как не стать их жертвой. Предупреждение употребления наркотиков.

     Значение воспитания неприязненного отношения  к алкоголю, табакокурению, наркотикам в семье для воспитания и будущего подрастающего поколения.

Учебно – тематический план

Название блока программы

Тема занятия (теоретическая и практическая части)

Кол-во часов

Организация двигательной активности детей

Кол-во часов

Что такое здоровье и как его сохранить?

1.Наше здоровье. Профилактика заболеваний.

Практическая часть: проветривание помещения и влажная уборка; профилактика заболеваний продуктами питания; беседа фельдшера школы о профилактических прививках.

Творческая и поисковая работа: инсценировка стихотворения С.Михалкова «На прививку, первый класс»; составление правил профилактики болезней с использованием пословиц.

30 мин.

Подвижная игра «Вершки и корешки», комплекс упражнений для утренней зарядки.

30 мин.

2.Правила личной гигиены и закаливание.

Практическая часть: гигиена полости рта, правила закаливания.

Творческая работа: Конкурс плакатов «Правила Мойдодыра».

30 мин.

Спортивные эстафеты «Весёлые старты».

30 мин.

3. Режим дня младшего школьника и правильное питание.

Практическая часть: составление своего режима дня с использованием памятки;

правила здорового питания.

Творческая работа: конкурс полезных для здоровья кулинарных блюд.

30 мин.

Прогулка в городском парке. Подвижные игры на свежем воздухе.

30 мин.

4. Зачем надо заниматься физической культурой? Ходьба и её значение для двигательной активности.

Практическая часть: лучшие спортсмены класса (демонстрация своих портфолио и интересные случаи из спортивной жизни).

30 мин.

Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»

1 час

5. Однодневный поход совместно с родителями в кедровую рощу

«В обществе с природой».

в течение дня

Спортивные эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе.

в течение дня

Лекторий для родителей «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей» (мультимедийная презентация).

Практическая часть: анкетирование родителей, круглый стол по данной проблеме.

1 час.

Что может угрожать нашему здоровью?

1.Что нужно знать о лекарствах. Зелёная аптека.

Практическая часть: правила приготовления лечебных отваров.

Поисковая и творческая работа: подбор загадок о лечебных травах; конкурс рисунков «Узнай травы из зелёной аптеки»; сообщения и творческие работы о лекарственных растениях нашего края.

30 мин.

Разучивание упражнений для формирования правильной осанки. Подвижная игра «Полезно-вредно).

30 мин.

2. Как не обморозиться в мороз.

Практическая часть: действия человека при общем обморожении, при местном обморожении.

Творческая работа: инсценировка отрывка из сказки С.Михалкова «Мороз и морозец».

30 мин.

Подвижные зимние игры на свежем воздухе.

30 мин.

3. Умеешь ли ты принимать солнечные ванны?

Практическая часть: действия человека при тепловом ударе.

Творческая работа: аппликация из бумаги, природного материала, бросового материала «Солнышко улыбается».

30 мин.

Разучивание комплекса упражнений для профилактики миопии. Спортивные эстафеты.

30 мин.

4. Предосторожности при обращении с животными.

Практическая часть: правила обращения с животными; действия человека при укусе животных.

Творческая работа: конкурс детских стихов, рисунков, поделок о домашних питомцах.

30 мин.

Прогулка в городском парке. Подвижные игры на свежем воздухе.

30 мин.

5. Путешествие в страну здоровья (классный праздник, проводится в виде конкурсной программы).

Творческая работа: конкурс рисунков «Здоровейка», конкурс семейных творческих работ о здоровом образе жизни.

40 мин.

Спортивные эстафеты.

20 мин.

Лекторий для родителей «Профилактика и предупреждение «школьных болезней» (мультимедийная презентация).

Практическая часть: беседа школьного врача; индивидуальные консультации для родителей по теме лектория; рекомендация специальной литературы по теме.

1 час

Вредные привычки – мерзкие сестрички.

1. Почему некоторые привычки называются вредными. Как им противостоять?

Практическая часть: тренинг безопасного поведения.

Творческая работа и поисковая работа: инсценировка стихотворения Э.Мошковской «Странные вещи со мною случаются …»; работа с толковым словарём – толкование слова «зависимость».

30 мин.

Подвижная игра «Зеркало и обезьяна».

Разучивание упражнений для развития мелкой и общей моторики школьников.

30 мин.

2. Злой волшебник – табак.

Практическая часть: сообщения детей о табаке, об истории возникновения курения.; тренинг «Умей сказать НЕТ!»

Творческая работа: живая газета «Как медведь бросил курить» (инсценировка одноимённого стихотворения С.Михалкова).

30 мин.

Разучивание комплекса упражнений для утренней зарядки. Подвижные игры в спортивном зале.

30 мин.

3. Злой волшебник – алкоголь.

Практическая часть: игра «Список проблем»; «Умей сказать НЕТ!»

Творческая работа: инсценировка  басни С.Михалкова «Непьющий воробей».

Поисковая работа: подбор и объяснение пословиц о пьянстве.

30 мин.

Прогулка в городском парке. Подвижные игры детей на свежем воздухе.

30 мин.

4. Злой волшебник – наркотик.

Практическая часть: памятка о том, как вести себя с незнакомыми людьми; «Умей сказать НЕТ!»

Творческая работа: игра «Дерево решений» (нарисовать занятие, которое вы бы выбрали вместо употребления наркотиков).

30 мин.

Подвижная игра «Пирамида». Подвижные игры на свежем воздухе.

30 мин.

5. «Будем делать хорошо и не будем плохо» (классный праздник).

40 мин.

Конкурс «Лучший комплекс утренней зарядки». «Богатырь класса», конкурс на самого сильного и выносливого ученика.

20 мин.

Лекторий для родителей «Психологические особенности внутрисемейных отношений. Воспитание неприязни к алкоголю, табакокурению, наркотикам» (мультимедийная презентация).

Круглый стол по данной проблеме с участием родителей, учителя, социального педагога, педагога-психолога, школьного инспектора.

Практическая часть: анкетирование родителей, индивидуальные консультации для родителей по данной проблеме, рекомендация специальной литературы по теме.

Творческая работа: семейный конкурс плакатов о предупреждении вредных привычек.

1 час.

Классная акция «Спорт вместо курения» (спортивный праздник совместно с родителями».

40 мин.

                         Всего 18 часов: 15 занятий для младших школьников, 3 лектория для родителей.

Методическое обеспечение программы.

  • Наличие помещения для организации и проведения активного досуга детей в каникулярное время (учебный кабинет, спортивный и актовый залы).
  • Наличие разработок занятий.
  • Наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой занятий.
  • Методическая копилка подвижных игр, спортивных эстафет,  комплексов физических упражнений для профилактики миопии, развития мелкой и общей моторики, координации движений, формирования правильной осанки у детей.
  • Подборка произведений художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, истории), устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки) в соответствии с тематикой занятий.
  • Мультимедийные презентации занятий для детей и лекториев для родителей.
  • Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, видио-аудио материалы и  аппаратура, компьютер, мультимедийный проектор, спортивный инвентарь;
  • Анкеты для обучающихся и родителей.
  • Тесты для обучающихся по тематике занятий.
  • Разработки родительских лекториев в соответствии с тематикой.

Список используемой литературы.

Для учителя:

  1. Педагогика здоровья: программа и методическое руководство для учителей начальной школы под редакцией В.Н.Касаткина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: ВАКО, 2004.
  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2007.
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: ВАКО, 2004.
  5. Кирпичёв В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. - М.: Владос, 2002.
  6. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребёнок? - М.: Вента - Граф, 2003.
  7. Полезные привычки: методическое пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя под редакцией Романовой О.Л. – М.: Полимед, 2000.
  8. Коростелёв Н.Г. «Всем, кто хочет быть здоров». – М.: Просвещение, 1998.
  9. Шмакова С.А. Уроки детского досуга. – М., 1993.
  10. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., 2003.
  12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. – М., 1996.
  13. Физкультура для всей семьи/ Сост. Т.В.Козлова, Т.А. Рябухина. – М., 1989.

Для учащихся:

  1. Полезные привычки: учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя под редакцией Романовой О.Л. – М.: Полимед, 2000.
  2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб., 1996.
  4. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – СПб, 1995.
  5. Зайцев Г.К. Твоё здоровье: укрепление организма. - СПб, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!?"

Развитие полноценной личности немыслимо...

Программа "Если хочешь быть здоров"

Программа "Если хочешь быть здоров" - по пропаганде здорового образа жизни, сопровождению физического развития....

Программа "Если хочешь быть здоров"

Программа "Если хочешь быть здоров" - по пропаганде здорового образа жизни, сопровождению физического развития....

Авторская программа"Если хочешь быть здоров" УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 -2 класс

Продолжение документа Авторская программа"Если хочешь быть здоров"             УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  1 -2 класс...

Рабочая программа клуба "Если хочешь быть здоров - правильно питайся!" 1 класс

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико - ориентированный характер, актуален для детей....

Сценарий мероприятия по ЗОЖ "Если хочешь быть здоров..." для учащихся начальных классов.

Сценарий мероприятия по ЗОЖ "Если хочешь быть здоров..." для учащихся начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Если хочешь быть здоров" для 1-4 классов

Рабочая программа "Если хочешь быть здоров" разработана для учащихся 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по спортивн...